Основные выводы
80% поездок совершаются по транспортному, а не развлекательному сценарию.
Поездки на самокатах делятся на транспортные и рекреационные (или развлекательные). В транспортном сценарии маршрут, как правило, короткий, например от дома до метро. Таких поездок в сервисе в среднем — 80%, а, например, в Екатеринбурге — 85%.
Развлекательные маршруты обычно длиннее и с более сложными траекториями. Если реальный пробег в поездке в два и более раза превышает расстояние от точки А до точки Б, значит, самокат едет не по самому оптимальному маршруту, и поездка считается развлекательной.
По профилю пользования самокаты схожи с общественным транспортом
Это видно по маршрутам и графику спроса. У такси в течение дня спрос распределяется более равномерно, а у общественного транспорта и самокатов есть ярко выраженные часы пик.
В будние дни в разделы «Самокаты» и «Транспорт» в Яндекс Go чаще всего заходят с 7 до 9 утра и вечером с 17 до 19. В самое активное утреннее время (8:40) самокаты арендуют в полтора раза чаще, чем днём, а в вечерний пик (18.00) — в 2 раза чаще. Эта динамика отражается и на поездках: на часы пик приходится 40% поездок на самокатах, в то вреся как у такси — лишь 32% поездок.
Транспорт «последней мили»
Половина поездок на самокатах начинается или заканчивается у транспортных узлов. Самокаты используют, чтобы добраться от дома до метро, автобусной остановки, железнодорожной станции, или наоборот — от транспортного узла до дома, офиса или учебного заведения.
Чаще всего так проезжают «последнюю милю» — короткий отрезок пути, который неудобно преодолевать на другом транспорте или пешком.
Самокаты становятся альтернативой такси в коротких поездках
Во время сезона — с начала весны до конца осени — пользователи самокатов на 23% реже ездят на такси. Самокат становится альтернативой в основном в коротких поездках — до 4 км.
Самокаты помогают регулировать спрос на такси: свободных машин остаётся больше, чтобы уехать могли те, кому действительно нужно.
На 30% быстрее
Помимо удобства на коротких маршрутах, самокаты выбирают из-за экономии времени в пути. По данным Яндекс Карт, те, кто выбирает самокаты в качестве альтернативы общественному транспорту, в среднем добираются до места назначения на 30% быстрее. В этот расчёт не входит время ожидания общественного транспорта — поэтому при коротких поездках экономия может быть ещё заметнее. В сравнении с пешими маршрутами самокаты в среднем сокращают время в пути на 60%.
Регулярность поездок растёт
Самокаты становятся всё более привычным способом передвижения в мегаполисе. Например, в Москве на самокатах Яндекса совершается 250 тысяч поездок в день — в три раза больше, чем в прошлом сезоне. Каждый день в столице на них проезжают суммарно больше 550 тысяч километров.
Регулярность поездок растёт по всей стране. Если за сезон 2023 года пользователь самоката в среднем совершал 7 поездок, то сейчас это число выросло до 13. Количество пользователей, которые арендуют самокат 4 и более дней в неделю, по сравнению с прошлым годом выросло в 3 раза.
ir.yandex.ru/press-releases?year=2024&id=01-29-08-2024