Машиностроительная база экономики Российской Империи особенно стремительно развивалась во второй половине XIX столетия. Драйвером роста выступало, в первую очередь, железнодорожное строительство. Производство рельс и металлопроката, изготовление паровозов и вагонов – все это требовало совершенно новых заводов, нового оборудования, новых технологий. Как правило, производственные циклы, каждой профильной продукции железнодорожного строительства, разделялись. Существовала достаточно ограниченная специализация заводов – одни из которых производили вагоны, другие – обеспечивали железные дороги рельсопрокатом, третьи – ориентировались на выпуск локомотивов.
История акционерного общества «Двигатель» непосредственным образом связана с развитием машиностроения в Прибалтике. Примечательно, что открытие завода и утверждение Устава общества произошло практически одновременно. Капиталовложения сразу же направлялись в производство. 25 октября 1897 года был Высочайше утвержден Устав «Акционерного общества «Двигатель», а через год началось строительство одноименного завода в столице Эстляндской губернии Ревеле (нынешний Таллинн).
Руководство новой коммерческой структуры составляли – председатель правления Петербургского промышленно-торгового банка Иван Евграфович Ададуров и директор строящегося завода Аугуст Аугустович Крюгер.
Профиль завода был ориентирован, главным образом, на производство товарных и пассажирских вагонов. Хотя в портфеле заказов были также детали для мостов, вагонетки и трамвайные вагоны. 9 мая 1899 года завод вступил в строй. Цеха завода отличались современным оборудованием. На предприятии был сосредоточен полный цикл вагонного производства. Здесь работали слесарный, столярный, литейный цехи, собственная котельная. Специально для подвоза материалов и вывоза готовой продукции к заводу была построена железнодорожная ветка. Общая численность рабочих составила свыше 4 тысяч человек.
Тем не менее, специализация преимущественно на железнодорожном строительстве оказалась подверженной риску колебаний экономической конъюнктуры. Поэтому в условиях начавшегося в 1901 году кризиса перепроизводства, закономерно стали сокращаться и рабочие циклы на заводе «Двигатель». Кризис выразился в уменьшении продолжительности рабочей недели, в сокращении численности рабочих (более чем в два раза), в падении объемов произведенной продукции.
Необходимо было расширять и модернизировать спектр выпускаемых изделий, актуальных, востребованных на рынке. И с 1910 года завод начинает производство двигателей внутреннего сгорания. А во время Первой мировой войны завод переходит на производство снарядов и орудий.
История завода продолжалась и в ставшей независимой Эстонской республике. В 1920-1930-е годы, в условиях сокращения рынка сбыта, производство перепрофилировалось на суженное внутриреспубликанское потребление (трамваи в Ревеле, изделия для широкого потребления вплоть до лопат и гвоздей, металлическая фурнитура и т.д.), а возвращение на внешние рынки с эстонской машиностроительной продукцией было затруднено. Предполагалось наладить на заводских мощностях производство самолетов, однако оно не оказалось достаточно крупным. В Эстонской ССР, после 1940 года, завод был национализирован.
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., МПГУ.
Задать вопрос нашему специалисту
Открыть дистанционно счет в банке «ЦентроКредит»
ВНИМАНИЕ:
Данный материал предоставлен исключительно в информационных целях и не может рассматриватьсяв качестве предложения или побуждения на заключение сделок с ценными бумагами и иными финансовыми активами. Материал составлен на основе источников, которые АО АКБ «ЦентроКредит» считает надежными. За достоверность предоставленной информации АО АКБ «ЦентроКредит» ответственности не несет. Настоящий материал является исключительной собственностью АО АКБ «ЦентроКредит». Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутств