Минэнерго прорабатывает с РЖД вопрос тарифных скидок на перевозку экспортного угля. Как рассказал глава ведомства Сергей Цивилёв, в числе обсуждаемых мер — возврат понижающих коэффициентов и дисконт в 12,8%. Правда, скидки могут коснуться не всех направлений экспорта, а лишь юга и северо-запада.
«Мы обсуждаем также и вопрос о снижении тарифов РЖД, например, через возврат понижающих коэффициентов — 0,4 (на дальность) и 0,895 (на энергетический уголь), и дополнительную скидку в 12,8% для перевозки угля в направлении портов юга и северо-запада», — уточнил министр.
Понижающий коэффициент применялся в качестве скидки угольным компаниям для стимулирования поставок их продукции на экспорт. Льгота действовала до 1 июня 2022 года. После чего меру отменили на три месяца, а в дальнейшем отмену регулярно продлевали. В 2024 году продление отмены понижающих коэффициентов действует до конца года. В то же время для угля была отменена курсовая пошлина.
Мера также временная, срок её действия истекает 1 января 2025-го.
Привязанная к курсу рубля экспортная пошлина на широкий перечень товаров, в том числе уголь, была введена правительством с 1 октября 2023 г. до конца 2024 г. Ставка пошлины при курсе 80–85 руб. за доллар составляет 4%, при 85–90 руб. за доллар — 4,5%, при 90–95 руб. за доллар — 5,5%, при 95 руб. за доллар и более — 7%.
Столкнувшись с кризисом, угольщики начали просить Кабмин об отмене действия пошлины. В качестве меры господдержки её начисление приостановили до 1 сентября. В августе 2024-го начались обсуждения возврата курсового сбора, что закономерно вызвало возмущение в рядах добывающих компаний.
Отмена моратория на курсовые пошлины для участников рынка означает рост затрат на поставку на экспорт энергетического угля и антрацита. Следствием может стать сокращение добычи угля, рассказала директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, доктор экономических наук Татьяна Кулакова.
«В условиях неблагоприятной конъюнктуры на рынке угля возвращение экспортной пошлины может привести не только к сокращению прибыли, но и к формированию убытков у ряда экспортирующих компаний. Особенно это касается предприятий с высокой долей экспорта в выручке. Предприятия не смогут осуществлять капиталовложения в развитие добычи угля.
Продление моратория невыгодно внутренним потребителям.
Его ввод как раз и объяснялся защитой внутреннего рынка. Введение пошлины привело бы к снижению цены для покупателей в России. Также бюджет недополучает доходы от пошлины. Минфин рассматривал две меры: введение экспортной пошлины или рост ставки НДПИ», — пояснила эксперт.
По данным Минфина 10% надбавка на НДПИ, которая установлена с 1 января 2025 года, не коснётся угольщиков из-за высоких пороговых цен, установленных на уголь в портах.
Бесконечные прямые и дополнительные добавки угольной промышленности носят характер лоскутного одеяла, которое всё время перетягивают из стороны в сторону, чтобы заткнуть бюджетные отверстия, то есть угольной продукцией, но в принципе эта ситуация не меняется, а точнее никак не увеличивается, рассказала основатель и руководитель проекта N.Trans Lab Мария Никитина.
«Ситуация медленно, но приближается к конкурентному результату — сокращению добычи угля в энергобалансе во всём мире, что сопровождается снижением цен. Чем дальше, тем больше… Даже сдержанные суровыми гос-ай-яй-яй-ками эксперты РАН и то публично озвучили резкие перспективы солнечного света на 45% к 2030 году и в 10 раз к 2050 году.
Но мы почему-то продолжаем надеяться на то, что если субсидия на уголь будет не в виде скидок с тарифа, а через отмену экспортной пошлины, то это что-то может изменить.
Другой вопрос, что фискальные меры работают только в сторону поддержки, и в ситуации со сверхприбылью угольщиков мало что меняется.
Однако в качестве аргумента «бедственного положения» угольные компании приводят рост затрат на производство и, в частности, ставок на предоставление вагонов. Но если разобраться, большая часть вагонов относится к угольным кэптивам или акционерным капиталам юрского врача (пример, НТК и СУЭК). Часто возникают проблемы с прямой собственностью южных компаний. Кроме того, в последнее время угольщики выкупают и производят вагоны. Как это произошло в прошлом году с крупнейшим производителем живого состава ОВК. Заводом, который приобрёл владелец КРУ.
Но даже если не использовать в расследовании схемы перераспределения доходов между аффилированными бизнесами угольной сферы, и если предлог для очередных субсидий — рост ставок на вагоны, то сверхприбыль оседает у собственников и/или производителей вагонов, и государство закономерно хочет дособирать пошлины и допналоги именно там», — напоминает наша собеседница.
В свою очередь угольщики уверены, что возобновление действия экспортной пошлины в отсутствии скидок к тарифу РЖД откатит угольную промышленность на уровень первой половины 2024 года. Мораторий не принёс положительных результатов, жалуются угольщики. Средняя цена на энергетический уголь за это время снизилась на 3%, до 80 долларов на тонну.
Цена на металлургический уголь сохраняется в диапазоне 136–138 долларов за тонну. При этом курс рубля к американской валюте снизился с 91 рубль за доллар в начале года до 87,4 по итогам июля. А экспорт угля через морские порты упал за полгода на 17%. Такие результаты лишили последней капли оптимизма не только угольщиков, но и Минэнерго.
На полях ВЭФ министр Сергей Цивилёв обозначил крайне печальный для отрасли прогноз: прибыль угольщиков до выплаты налогов может упасть по итогам года в 15−17 раз. Громкое заявление от главы авторитетного ФОИВа не может остаться без внимания как отрасли, так и её кураторов в кабинетах разной степени солидности. Но какой будет реакция пока что предугадать сложно — слишком много всего вертится вокруг угольно-железнодорожной темы.