Теорий тренда можно насчитать, как минимум три: теория Доу, волновая теория Эллиотта, метод Вайкоффа (Wyckoff), а теорий, как разгадать дно не так много. К тому же один из постулатов трейдинга гласит: «не лови падающий нож».
Эффективнее чаще открывать позиции по тренду и отыгрывать свинги, чем ждать очередного редкого дна и фиксировать убытки на ложном сигнале, если снизу постучали. Тем не менее терпеливое выжидание дна вознаградится кратно, если следовать стратегии.
Для чего протестировал как сработали два индикатора в поиске дна: On-Balance volume (OBV) и Accumulation/Distribution (A/D), сколько у них было ложных сигналов и смог ли индикатор идентифицировать реальное дно. Использовались OBV и A/D, так как кроме цены они учитывают еще и объем торгов в отличии от MACD, RSI, Stochastic, в расчете которых играет роль только цена.
Было рассмотрено падение американского рынка (S&P 500, SPY) во время кризиса доткомов 2001-2002 гг. и ипотечного кризиса 2007-2009 гг., а также падение российского рынка в 2022 году (БПИФ SBMX на индекс IMOEX).
OBV и A/D
В индикаторе OBV основное влияние оказывает накопленный объем, а цена закрытия определяет направление индикатора: если день или другой временной интервал закрывается ростом, то объем текущего периода прибавляется к предыдущему, если падением — вычитается.
В индикаторе A/D помимо объема важное значение имеет ценовой диапазон и цена закрытия периода, чем диапазон больше, а уровень закрытия ближе к максимуму или минимуму периода, тем сильнее изменение индикатора.
Принцип и фильтры
«Рынки не формируют дно из-за притока покупателей, они формируют дно, потому что больше нет продавцов» — Томас ДеМарк,трейдер, автор технических индикаторов, автор книги «Технический анализ – новая наука»
«Масштабные изменения цены часто следуют за значительным падением объемов» — Йон Маркман, автор книги «Свинг-трейдинг»
В индикаторе ДеМарка объем не учитывается, поэтому в анализе он не использовался.
Для сокращения количества ложных сигналов о формировании дна использовались следующие фильтры:
1) Поиск сигнала о формировании дна рассматривался после падения рынка более чем на 20% от локальных максимумов, что теоретически означает наступление фазы медвежьего рынка;
2) Дно определялось по дивергенции между ценой и индикатором — цена формирует новый минимум, а индикатор не падает ниже своего предыдущего минимума. Индикаторы OBV и A/D подтверждают, что падение происходит на меньшем объеме и не поддерживается большинством участников рынка;
3) Сигнал определяется на отчетливом ценовом свинге. Одной свечи, которая пробила предыдущий ценовой минимум и закрылась ростом недостаточно, нужна подтверждающая свеча с уверенным ростом;
В итоге
1) В трех случаях падения от каждого индикатора было по одному ложному сигналу;
2) OBV не смог определить реальное дно по SPY в 2002 году;
3) Дно по SPY в 2009 году A/D и OBV определили без ложных сигналов.
Необязательно ждать глобального кризиса и масштабного падения рынка, чтобы использовать индикаторы цены и объема: A/D, OBV и идеи ДеМарка и Маркмана можно применять на более коротких таймфреймах для определения точек разворота.
Дно SPY2002
Дно SBMX2022
1.
«Рынки не формируют дно из-за притока покупателей, они формируют дно, потому что больше нет продавцов»
С этим не согласен, давление предложения может быть еще значительным, но если приходит мощный спрос, который больше предложения, то рынок может развернутся. Пример — цена сильно упала на хорошую поддержку — там повышенный спрос, который может все предложение выкупить и цену развернет. Или взять разворот во время ковида — рынки резко упали, но включили станок и они развернулись стремительно. Предложение там было очень мощным, но появился еще более значительный спрос, который развернул рынок.
Но если взять медвежий рынок крипты в 22 году, то он развернулся потому что все продавцы продали, как в цитате.
Таким образом, наука о дне рынка это сложная штука, здесь много факторов которые могут формировать разные ситуации и конечно же нам есть куда ее развивать. Главное не останавливаться в исследованиях коллега.
2.Нафиг все эти индикаторы, только цена и вертикальный объем, все остальное лишнее. Там достаточно информации чтобы увидеть покупателей и продавцов.
Потому что набежали инфоцыгане.
«Сам Доу этим термином не пользовался.»
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%94%D0%BE%D1%83