Москва всё чаще использует танкеры, попавшие под санкции за участие в торговле российской нефтью. Почти треть судов, попавших в чёрный список, вернулись к работе.
По меньшей мере 21 из 72 танкеров, попавших под санкции Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, Министерства финансов Великобритании или Европейского союза в прошлом году, загрузили в общей сложности 24 партии российской нефти с тех пор, как они были введены в ответ на вторжение Москвы в Украину в 2022 году.
Сочетание возросшего доверия покупателей и, в частности, отсутствия озабоченности по поводу введенных Лондоном мер, вероятно, помогло Москве и ее клиентам найти обходные пути.
Скорость, с которой танкеры возвращаются в эксплуатацию, увеличивается, и, согласно данным отслеживания судов, собранным Bloomberg, по меньшей мере семь из них приняли грузы в первые десять дней октября. Это больше по сравнению с шестью судами в августе и сентябре и всего пятью до этого.
Изначально танкеры, попавшие в чёрный список, простаивали. Ни одно из подпавших под санкции судов не перевозило ни одного груза российской или какой-либо другой нефти до апреля — спустя шесть месяцев после того, как были названы первые суда. С тех пор, как эти первые грузы были успешно доставлены, использование подпавших под санкции танкеров резко возросло.
Меры, введенные Великобританией, кажутся наименее эффективными. Почти две трети от общего объема грузов, загруженных на сегодняшний день, были перевезены судами, на которые наложены санкции Лондона. Все танкеры, запущенные в эксплуатацию в сентябре и октябре, подверглись санкциям со стороны Великобритании, и только один из них также стал мишенью Брюсселя.
Это означает, что две трети всех судов, попавших под санкции Великобритании, теперь снова работают.
С момента введения санкций 50 судов были переименованы, многим одновременно были присвоены новые метки. Тринадцать из попавших под санкции судов в настоящее время плавают под флагом Барбадоса, судовой реестр которого зарегистрирован в Верховной комиссии страны в Лондоне.
Большая часть грузов сырой нефти направляется в китайские порты, но около трети оказывается в Индии — признак того, что прежнее нежелание страны иметь дело с компаниями, на которые наложены санкции, теперь ушло в прошлое.
В то время как все первые партии на танкерах, подпадающих под санкции, были загружены в Новороссийске на российском черноморском побережье, более поздние грузы были собраны почти во всех экспортных портах России.
Даже если суда, на которые наложены санкции, снова простаивают, танкеры, внесенные в черный список, являются лишь крошечной частью теневого флота, созданного Россией для перевозки своей нефти и нефтепродуктов вне досягаемости западных держав. Это снизило эффективность мер, поскольку в распоряжении есть множество других судов, которые обеспечивают приток нефти и доходов Кремля.
www.bloomberg.com/news/articles/2024-10-10/russian-tanker-sanctions-fail-to-stop-ships-hauling-moscow-s-oil