Investillion
Investillion личный блог
08 ноября 2024, 14:34

Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

Вообще вчера я собиралась писать про Озон, а сегодня про Позитив. Но в итоге из-за последних новостей по Самолету вчера достаточно долго пришлось обсуждать ситуацию с коллегами, а кейс интересный, поэтому давайте его сегодня посмотрим.
Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

В Самолете стали появляться одна за другой новости сначала о выходе крупного миноритария, Киевской площади, с 10% акций, а затем о том, что один из двух мажоритариев, Михаил Кенин с 31,6% акций также ищет покупателя на свой пакет акций. На этом акции Самолета вчера спикировали, так как это уже несколько похоже на бегство с тонущего корабля.

На случай если вы не знали, то Киевская площадь считается подконтрольной представителям власти и многие считали, что это обеспечивает некоторое покровительство Самолету, за счет чего он, собственно, и рос.

На этом фоне по ТГ-пабликам побежали «инсайды»:

  • что в следующем году Самолет будет банкротиться,

  • что у Самолета все очень плохо и даже землю частично арестовали,

  • что идет распродажа квадратных метров и долей в компаниях, а деньги выводятся заграницу,

  • что у Самолета дефицит оборотного капитала, растут долги перед подрядчиками и субподрядчиками,

  • что у Самолета проблемы с подрядчиками из стран СНГ, которым должен Самолет за работу,

  • что у Самолета «отжимают» бизнес и т.п.

 Что из этого правда если вообще хоть что-то правда без реального инсайда оттуда сказать сложно, но как правило большинство таких слухов на уровне ОБС (одна баба сказала). Сама компания, естественно, все эти слухи опровергает:

«Если бы у публичной компании, которая раскрывает все свои операционные финансовые результаты, были какие-то проблемы, то об этом знали бы банки, об этом бы писали СМИ и так далее. Финансовых проблем нет. Мы проходим все аудиты и проверки, сотрудничаем с крупнейшими российскими банками, то есть очень сложно что-то сделать незаметно», — заверили в ГК «Самолет».


Но мы недоверчивые, поэтому попытаемся проверить сами. Что-то можно попытаться установить или опровергнуть из официальных источников — отчетности Самолета и различных сайтов по проверке арбитражных дел, исполнительных производств и блокировки расчетных счетов по линии ФНС. А им я как правило верю больше ОБС.

Поэтому сегодня я села и перепроверила на официальных сайтах сам Самолет и все его дочки. Результаты — да, нашла несколько свежих судебных дел типа А40-145055/2024 в отношении ООО «Самолет Кутузовский». Есть ряд открытых свежих исполнительных производств типа как в отношении ООО СЗ «Самолет-Заречье» или ООО «СЗ Самолет-Томилино», где наличие невзысканного исполнительского сбора от 01.10.2024 и 28.10.2024 говорит о том, что компания добровольно в течение определенного законом срока не погасила долги и приставы взыскивали их принудительно. А то, что он висит с 01.10.2024 по Самолет-Заречье, например, поныне говорит о том, что денег на счет этой компании за месяц не поступало.

 Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

Это уже все плохо? Нет, не совсем. Во-первых, картина среди дочек это не повально у всех, а только у нескольких. Во-вторых — ни одного незавершенного исполнительного производства старше полутора месяцев нет. То есть до этого дочки Самолета исправно платили по взысканным задолженностям и полтора месяца для исполнительных производств это не вот тебе критический срок. Но главное — ни одного ареста земли я не нашла, поэтому в части ареста земли — это уже с вероятностью 99,9% ОБС придумала или что-то неправильно поняла. Арест без судебного процесса и исполнительного производства не бывает. Плюс из состава судебных процессов пока не видно повальных неплатежей со стороны дочек Самолета, а это значит, что скорее всего и все слухи про тотальную нехватку оборотного капитала и массовые претензии подрядчиков — тоже ОБС.

Это значит, что у Самолета все хорошо? Тоже нет, не совсем. Действительно, если начинает выходить крупный мажоритарий это как правило означает, что он не видит перспектив. Плюс новые мажоритарии могут резко менять политику и совершенно не в пользу миноритариев, мы это с вами уже видели на примере Глобалтранса.

Во-вторых, если смотреть отчетность Самолета, то можно увидеть, что у них низкий порог безопасности. Операционной прибыли пока хватает на обслуживание долгов, но что если она снизится (а она должна снизиться), а долги вырастут? Это уже может привести к закручиванию спирали как в Сегеже, когда для обслуживания текущих долгов надо наращивать еще долги.

 Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

Есть ресурс у Самолета, чтобы преодолеть это? Да, земельный банк. Если продать, например, четверть земельного банка и сократить задолженность Самолет вполне может выплыть даже в период высоких ключевых ставок. По-крайней мере если смотреть их отчет за 3-й квартал 2024 года — то денежные поступления за счет ранее заключенных договоров просели всего лишь на 3%, хотя новые продажи в кв.м. и в денежном выражении рухнули на 45% и 37% соответственно. Это говорит о том, что какое-то время даже на фоне снижения продаж их денежные потоки могут им позволять спокойно пережить турбулентное время и дожить до оживления спроса. Тем более, что на снижении ключевой ставки или расширении льготных ипотечных программ будет реализовываться отложенный спрос, как это всегда циклически бывает.
Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

Да, конечно, все равно останутся риски типа перехода Самолета на модель реализации недвижимости в рассрочку — а это риски того, что в какой-то момент покупатели могут перестать платить по таким договорам и даже расторгнуть их и взыскать уже уплаченные денежные средства. Есть риски, что СВО окончится и покупатели квартир из числа лиц, находящихся там резко снизят своих доходы и тоже не смогут обслуживать свои обязательства по приобретенным квартирам. Но не думаю, что у Самолета доля таких покупателей самая большая. Много на самом деле можно назвать различных рисков, но главный для них пока — их достаточно высокая задолженность.

Я строила различные модели на будущее и при снижении EBITDA начиная со второго полугодия 2024 года соотношение ND/EBITDA стабильно уходило выше 3.0 в район 3.5х. Поэтому с долговой нагрузкой им, конечно, что-то надо делать, но из изучения их отчетности и официальных источников в части судов и исполнительных производств — пока я не вижу тут рисков прямо банкротства и прямо в начале следующего года. Да, будет тяжеловато. Да, за ситуацией надо пристально следить, особенно за динамикой долговой нагрузки, тем более, что чем дольше высокий ключ — тем хуже для них все будет. Да, если не справятся с долгами — рискуют повторить судьбу Сегежи. Да, лично я их не держу, как не держу акции ни одного из застройщиков, так как сейчас мне видится их положение достаточно шатким на фоне сворачивания льготных ипотечных программ. Но пока как будто вчерашняя истерия в духе «Корабль тонет, Самолет обанкротится» видится несколько преждевременной.

PS Лайк — если понравилась статья :-)
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

34 Комментария
  • ves2010
    08 ноября 2024, 14:44
    скорее всего пакет уйдет втб... 
    и будет господдержка как в 2008г… государство будет выкупать по фикс ценам недвигу и недострой… за свеженапечатанные рубли
      • DrManhattan
        08 ноября 2024, 16:41
        Investillion, чем у людей головы заняты.
        Ты либо шорти, либо купи.
        Можно еще кризисным менеджером устроиться,
        если Самолет дорог как память.
      • Сергей
        08 ноября 2024, 17:21
        Investillion, один их совладельцев — родной брат Воробьёва(губернатора МО) так писали давно в СМИ
  • Николай Помещенко
    08 ноября 2024, 14:50
    немного улыбнуло. 
    Это на Насдак тысячи компаний, а у нас всего 250, если каждый день писать о какой-нибудь, то на год не хватит.

    я бы не мучил отдельно Самолёт. есть проблемы во всей отрасли, всем застройщикам надо перезанимать на долговом рынке в 2 раза дороже, чем до 2022го
      • Николай Помещенко
        08 ноября 2024, 15:34
        Investillion, самоотверженно. на самом деле.

        отчёты — это хорошо, наверное. за 15 лет может парочку открывал :) 
        предпочитаю анализировать ожидания и риски, а не факты. факты в цене.
          • Николай Помещенко
            08 ноября 2024, 16:57
            Investillion, все мои идеи всегда были вовне того, что творится в кабинете бухгалтера :)
        • Николай Помещенко, да, тоже не увидел макроанализа в заметке
            • Николай Помещенко
              11 ноября 2024, 12:38
              Investillion, имеет смысл анализировать то, что влияет на будущие цены. 

              я понимаю, что вам проще скачать файл с отчётом и его… исплользовать. но это попытки узнать о Мире, сидя с скорлупе.

              какой смысл анализировать то, что УЖЕ В ЦЕНЕ ?!
  • Хуан Диего из Севильи
    08 ноября 2024, 14:53
    дело ясное, что дело темное
  • Максим
    08 ноября 2024, 16:50
    Все застройщики, во всех странах это криминальный или околокриминальный бизнес. Ещё можно давать им в долг, в виде коротких облиг, но покупать из акции… когда есть лукойл, газпром нефть и Сбер… Зачем смысл такой диверсификации инвестиций?
      • Максим
        08 ноября 2024, 15:50
        Investillion, да но по практике — весь доход перетекает мимо миноритариев в карманы менеджмента и владельцев компании. Миноритарии несколько лет наслаждаются ростом акций/ купонами по облигам, и потом дефолтом  или реструктуризацией/ банкротством. Примеров полно. Голубых фишек — застройщиков не видел ни во одной стране.

        Застройщики не должны торговаться на бирже, а их облиги д.б. только для квалов.
          • Максим
            08 ноября 2024, 16:15
            Investillion, 
            1. Когда надо покупать а когда продавать, да и ещё стабильно зарабатывать на этом не знает даже Баффет.
            2. Анализировать их отчётность — сомнительное занятие, т.к. там очень много подлога и приписок.
            3. инвестировать в  облиги имеет смысл если у  Вас в бухгалтерии самолёта работать мама, тёща на уровне зам. глав буха — т.е. человек  д.б. инсайдером + разбираться в бухгалтерии, а не секретарём  шефа работать и приносить домой корпоративные сплетни.
              • Максим
                08 ноября 2024, 16:50
                Investillion, Баффет же анализирует отчётность не всех компаний, а только с честным, профессиональным менеджментом и из отраслей где реально долгосрочно получать деньги. Смысл рытся в навозной куче или анализировать отчётность компаний типа Полюса у которого мажоритарий с сомнительной репутацией или Полиметалла у которого все акционеры — граждане Израиля. Вопрос кидалова миноритариев там просто вопрос времени.
  • Fulgrim
    08 ноября 2024, 14:59
    Обанкротится в первом квартале 2025. Это будет началом кризиса межбанк кредитования, кредитования предприятий и физлиц. Все будут бояться дать друг другу взаймы, что еще больше усугубится высокой ставкой ЦБ.
    • Максим
      08 ноября 2024, 15:51
      Fulgrim,  кому надо ЦБ даст денег. А остальным надо было нормально управлять рисками. Это бизнес, а не собес.
  • Alex Rakhmanov
    08 ноября 2024, 15:37
    рядом со мной две стройки самолета: краны работают, бетон льется, этажи растут, фуры снуют, рабочие есть.

    Но понятно что деньги нужны, вчера на почту пришло samolet.ru/news/skidka-25-na-1000-kvartir/

    Скидка 25% на 1000 квартир
    *Акция действует в период с 1 по 30 ноября 2024 года на определенный объем квартир при 100% оплате или не субсидированной семейной ипотеке. 

  • Школа Свободных Наук
    08 ноября 2024, 15:38
    Реально хорошая статья, а не пальцем в небо, как у остальных.
  • jaśnie wielmożny pan Szczur
    08 ноября 2024, 16:32

    откуда народ выдумал, что оно будет банкротится?

     

      • jaśnie wielmożny pan Szczur
        08 ноября 2024, 16:36

        Investillion, согласен))

         

        да и пикирует самолёт медленно, при серьёзных проблемах обычно тонут как петропавловск))

  • олесь голубев
    08 ноября 2024, 20:02
    Когда крупный мажоритарий хочет выйти значит он хочет на всю котлету в LQDT завалиться 😉
  • Артур
    09 ноября 2024, 01:23
    Зная каких спецов нанимали в управление ( и проектирование), не верю, что Самолёт не сможет сократить долг в ближайшие год — два. Сколько было кризисов в новой истории РФ, но мощные строители всегда твёрдо держались на ногах. Там реальный запас рентабельности, очень отличается от теоретического. Мало ли, для чего понадобились живые деньги мажоритарию ?! Вариантов — мильён, до неба…
  • Якут Якутяшка
    09 ноября 2024, 08:28
    У вашего самолёта бензин кончился🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣а до этого соляра кончилась у вагонов.и лес у Серёжи.смекаете к чему идёт.? ну тота.не иир.но я бы свалил так на всякий случай.лучше тгк14срдеть с -40%.и ждать весны чем как вагоны по -300%.ну пока.крутое пике😆😆😆😆😆😆😂😂😂😂😂😂нате вам 🥝🥝🥝🥝🥝🥝🥝на память.нет такого корабля который неутонет.и самолёта который не свалиться в штопор.
  • Kromnomo
    09 ноября 2024, 13:12
    Вам не приходила в голову идея посчитать во сколько обходится обслуживание долга компании не в абсолютном выражении а в процентной ставке, что бы понять насколько влияет изменение рыночных ставок на бизнес компании?
    Попробуйте из общего долга вычесть 80 с хвостиком млрд займов в виде облигаций. Возьмите по ним среднюю ставку по бондам которая начинается от 12% и получите стоимость обслуживания бондов. Затем из общего обслуживания долга вычтите полученное обслуживание бондов и в остатке у вас будет чистое обслуживание кредитов.
    Разделите чистое обслуживание кредитов на оставшуюся разницу всех кредитов и увидите реальную ставку по которой компания кредитуется в банках.
    Будете очень удивлены откуда такие нерыночные маленькие ставки.
    Ну и что бы понять откуда они берутся у застройщиков, рекомендую изучить как во всем этом участвуют аккредитивы, которых у Самолета 407млрд.
    • variantolog
      11 ноября 2024, 16:55
      Kromnomo, аккредитив — это, если очень грубо, что-то вроде дебиторской задолженности?
      • Kromnomo
        14 ноября 2024, 00:02
        variantolog, раньше застройщики привлекали по договорам соинвестирования физиков на ранней стадии строительства. Схема работала в большинстве нормально: клиент платил со скидкой за жилье а застройщик на деньги покупателя строил дом. Но потом начался кризис, перекинувшийся на стройку и появилось много не порядочных застройщиков которые собирали деньги по договорам соинвестирования и перекидывали их в другие проекты что бы там закрыть дыры. После роста банкротств застройщиков и массового роста «обманутых дольщиков» эта сфера стала более зарегулированной. По договору о долевом строительстве так же стало можно на ранней стадии привлекать деньги, только появился посредник в виде банка. Поступающие деньги от дольщиков откладываются на специальный счет а застройщик получает льготный кредит на период стройки. Как только застройщик достроит дом, он сможет воспользоваться всеми средствами накопленными на этом специальном счете.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн