Про грядущее банкротство Самолёта и про то, что держатели его акций и облигаций потеряют все свои деньги, в последние дни не написал только ленивый. А я как раз ленивый, поэтому вместо того чтобы бежать впереди паровоза и перепечатывать слухи, я решил сесть и разобраться в ситуации. На это у меня ушло несколько дней, и теперь картина в голове стала более ясной.
💼Я сам держу бумаги Самолета — и акции, и флоатеры, поэтому ситуация касается меня напрямую. Моя собственная шкура, как говаривал старина Нассим Талеб, в игре. Давайте ещё раз оценим происходящее с Самолётом по состоянию на текущий момент.
Чтобы не пропустить другие обзоры, подписывайтесь на телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
Летом 2024 года, сразу после завершения программы льготной ипотеки, собственники ГК «Самолет» начали искать возможность продать компанию.
👋В начале года были новости, что гендиректор ГК «Самолет» Антон Елистратов покидает пост (занимал с 2019). Затем из числа акционеров вышли миллиардер Год Нисанов и структуры группы «Киевская площадь» (их связывают с правительством).
👉В Сети много информации о волне сокращений в компании. Также появились неподтвержденные слухи, что Самолет распродаёт землю, деньги выводят за границу и вообще вот-вот все земельные активы арестуют.
📉Акции SMLT полетели в пропасть (минус 64% за полгода, с максимумов почти -80%), причём объемы на выход в последние недели просто гигантские. А ведь сама компания ещё недавно активно проводила байбеки. Что-то явно пошло не так.
Последний отчет по МСФО за 6 мес. 2024 вышел в конце августа. Понятно, что он уже нерелевантен: 1-е полугодие было успешным, поскольку люди расхватывали квартиры перед сворачиванием льготной ипотеки. Очевидно, что результаты за 2П2024 будут гораздо, гораздо хуже. Тем не менее, полезно оценить ключевые цифры застройщика непосредственно ПЕРЕД тяжёлыми временами.
● Выручка: 171 млрд ₽ (+68% г/г);
● Чистая прибыль: 4,72 млрд ₽ (-49%);
● Финансовый долг: 631 млрд ₽ (+23%), из них 27,6% — краткосрочный долг;
● Остатки на эскроу: 364 млрд ₽;
● Чистый долг/ EBITDA: 2,8х;
● Доля сдачи объектов с переносом сроков: 43%.
Прибыль провалилась из-за резкого увеличения расходов в 2024 г. Оно и понятно — большой долг нужно обслуживать по новым ставкам, а они весь год растут. Отношение долга к капиталу — 12,8х, что прямо скажем очень много.
👉Долговая нагрузка по соотношению ЧД / EBITDA пока не такая высокая — 2,8х. Скорее всего, по итогам 2024 г. она превысит 3х и приблизится к 3,5х. Для сравнения — у Сегежи она около 15х, у многих компаний из индекса Мосбиржи выше 3х. И ничего — живут как-то.
Я бы оценил состояние нашего крылатого пациента как средней тяжести с некоторой тенденцией к ухудшению. При этом до клинической смерти ещё далеко (если только ему специально не помогут в этом).
🏠Неприятно то, что растет количество недостроев, купившие квартиры уже выходят на митинги. Один из своих проектов девелопер заморозил, даже не успев начать стройку.
Также плохой сигнал — разрыв между проектным финансированием и средствами на эскроу-счетах в 150 млрд ₽. На эту часть долга проценты начисляются по рыночным, а не льготным ставкам.
🤷♂️Операционной прибыли пока хватает на обслуживание долгов, но она скорее всего будет уменьшаться, а вот долги — наоборот. Самолёт в этом смысле может попасть в "ловушку Сегежи", когда даже для уплаты процентов по старым займам нужно будет набирать новые по запредельным ставкам. А кто будет готов давать миллиарды в долг терпящей бедствие компании на таком новостном фоне? Только наивный Сид.
Я бы так не сказал. Если станет совсем тяжко, можно распродать 20-25% земельного банка и/или объявить допэмиссию. По оценкам, общая стоимость земельного банка составляет 848 млрд ₽. Крупных судебных исков к компании нет, а те что есть к «дочкам» — исправно ими оплачиваются. Любопытно, что положение «Самолёта» в общем-то не сильно хуже, чем у других девелоперов, но целенаправленно «топят» в СМИ именно его.
Вероятно, рухнуть полностью Самолету никто не даст: слишком многое в стране завязано на строительный бизнес, удар затронет других девелоперов и банки. Не говоря уже про огромное количество недостроев по всей стране. Будет либо санация, либо поглощение кем-то очень большим.
💰Даже если дойдет до банкротства (не исключено, что преднамеренного), Самолет скорее всего выкупят провластные структуры типа ДОМ.РФ или даже Сбера, которому как раз не хватает карманного застройщика. Другой вопрос — что будет с долгами и миноритарными держателями акций в этом случае.
Спокойно наблюдаю за ситуацией и не дёргаюсь. На минувшей неделе даже докупал акции Самолета по 1250-1300 ₽ за бумагу. Флоатеры Самолет П14 на панике укатали ниже 80% — на мой взгляд, это перебор. Даже некоторые ВДОшки совсем уж мутных контор котируются выше.
🅰️С этим отчасти согласны аналитики Альфа-Инвестиций, которые провели свой стресс-тест финансов компании и пришли к выводу, что облигации на страхе перепроданы уж слишком сильно. Кстати, облиги Самолета я докупал три недели назад, когда был в Сочи.
⚠️Но за мной ни в коем случае НЕ ПОВТОРЯЙТЕ! Я-то вообще кoнчeный, помимо «Самолета» держу в портфеле М.Видео и Сегежу.
Я не вижу объективных финансовых причин для банкротства Самолета в каком-то ближайшем будущем. Но судя по тому, как спешно мажоритарии «сворачивают удочки», не исключено, что готовится банкротство политическое — чтобы подмять огромный налаженный строительный бизнес под того, «кого надо». А долги и трудности с продажами могут стать лишь удобным предлогом.
😱Если так случится — это самый что ни на есть «черный лебедь», который предсказать было трудно. А тем, кто в последние месяцы кричат о грядущем дефолте исходя из слухов о распродаже земельного банка и т.п., повезёт угадать.
😎Что ж, в любом случае будет одно из двух. Либо держатели бумаг заработают свои проценты, либо появится ещё одна занимательная биржевая история. Часть команды, часть корабля ©.
P.S. По моим субъективным ощущениям, примерно половина читателей получает искреннее удовольствие, когда автор ТЕРЯЕТ деньги, а не когда он монотонно и скучно богатеет🤷♂️ Так как я люблю всех своих подписчиков одинаково сильно, я не могу оставлять эту часть своей аудитории разочарованной😉
👉Подписывайтесь на мой телеграм — там всегда качественная аналитика, новости и инвест-юмор.
📍 Куда вложиться? Обновленный ТОП-10 акций РФ по версии ВТБ
📍 ТОП-5 должников на Мосбирже. Кому ХУЖЕ ВСЕХ при высоких ставках?
--------------------
✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Тинькофф Пульс: sid_the_sloth
я тогда знатно подскочил
что скажу
вы правы во многом, но вот что меня смущает
если рассматривать фондовый рынок как океан и в этом океане водится рыбка и киты, то есть и рыбаки
так вот в прошлом году эти рыбаки играли на повышение и потом скидывали и имели профит или улов по ихнему, то сейчас эти эе рыбаки играют на понижение и потом будут делать закуп и вверх
это так грубая аналогия, но я обожаю аналогии
порой они дают верное направление движения когда компаса не работают
так что может вы и правы
можно прикупить этого самолета
может он и взлетит
кстати, наш рынок акций ничтожно мал по сравнению с иными, поэтому на нем легко разогнать волну в любую сторону
что похоже мы и имеем и видим
Наш самолет, вперед лети.
На планке остановка.
Иного нет у нас пути —
В руках у нас веревка
А так если сейчас его покупать, то это просто ставка в казино.
При этом цены на недвижимость не падали никогда.
А по логике должны падать.
А еще, мне не нравится, что по МСФО и РСБУ цифры активов сильно отличаются… не оказалось бы так, что на головную компанию повесят все долги (втч облиги), а какая-нибудь дочка — чистенькая и с активами останется ни при чем.
Как такое возможно? Я испытываю тревогу что это может коснуться и меня. Мы так то в одной лодке сидим, и имя ей биржа.
Эммануил Марлович Кацъ даже написал про него песню))
youtu.be/eYEecY2x6Rk?si=s-5xcI4wJ_7-mAV_
Имея такие связи в руководстве МО.
Вот эта новость очень интересная.
dzen.ru/a/ZkmUWCof4BJV1adS
Степень слияния столичных и подмосковных властей вышла на уровень сиамских близнецов: 8 мая 2024 года была создана строительная компания, владельцами которой являются юрлицо из дивизиона ГК «Самолёт», где выгодоприобретатель — брат губернатора Подмосковья Максим Воробьев, и «дочка» департамента горимущества Москвы.
По адресу прописки свежего застройщика оказалась зарегистрирована и «дочка» ГУП «Медицинский центр», проданная тихой сапой всё тому же Самолёту с «довеском» в виде дорогостоящего куска столичной земли.
Мелких акционеров за владельцев не считаю.
Не дом красит человека, а человек — дом.
Кто им потом хоть копейку даст в долг. А брать в долг придется. Хоть у банков хоть на бирже.
Если компания накопила долги, а денег на их погашение нет, банкротство часто единственно верный выход. Все активы и имущество фирмы уйдут с молотка, чтобы рассчитаться по долгам с кредиторами. Если денег не хватит, долги аннулируют.
Компания «Самолёт Две Столицы» ранее принадлежала офшору с Британских островов — «Мурлан Сервисиз Лимитед», а на сегодня ею владеют ПАО «ГК «Самолёт» и АО «ИГ 11». Учредителем последнего был Максим Воробьев — брат губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и ООО «Гранд Лэнд», чьим владельцем является Воробьева Людмила Ивановна — полная тёзка матери братьев Воробьевых.
К тому же Максим Воробьев является аффилированным лицом с ГК «Самолёт«, в которую входит пара сотен юрлиц. В частности, «ИГ 11» владеет долями в ООО «Самолёт Две Столицы» и ООО «Самолёт-Столица».
Второй владелец свежеиспечённой стройкомпании «РМ-1» — «КРТ» было создано как «дочка» одноимённого казённого предприятия в феврале 2023 года, но на сегодня принадлежит департаменту горимущества Москвы.
То есть фактически в новом застройщике представители власти будут лоббировать интересы отдельного коммерческого застройщика, где долю имеет близкий родственник губернатора соседнего региона.
Брат губернатор МО это не шутки.
У автора хороший ФА, но где выводы.
Посмотри просто график с одним индюком, сделанный за 5 минут. Видно, где входить, где выходить из этой какахи надолго или даже навсегда..
Будьте гибкими и непредсказуемыми.
Они пытаются обмануть вас, а вы честно выиграйте у них на бирже по технике.
Тот случай когда просыпаешься в поту и видишь что акции которые на хаях стоили более 5700 руб. упали ниже 1300...
А потом понимаешь, что это НЕ СОН!
А минуту спустя вспоминаешь, что когда они стоили 5700 решил, что это дорого и стоит подождать с покупкой до 5000… а потом по них… ЗАБЫЛ!
И тебе сразу становится ХОРОШО!
Snowman88, нет не купил...
И вряд и куплю вообще...
Пусть хоть до 100 падают!