Также стороны договорились о продолжении газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток мощностью 10 млрд кубометров. Завершение строительства намечено на 2027 год.
Кроме того, Москва и Пекин ведут переговоры по созданию второй нитки газопровода «Сила Сибири» пропускной способностью 50 млрд кубометров, которая должна пройти через Монголию. Оценку возможности поставок по этому маршруту «Газпром» начал в 2020 году, но соглашение до сих пор не подписано. Источники “Ъ” на рынке пояснили, что представленный Александром Новаком проект не отменяет строительство «Силы Сибири-2», а рассматривается как дополнительный.
До 2016 года «Газпром» в качестве основного западного маршрута рассматривал строительство газопровода «Алтай» мощностью 30 млрд кубометров, который планировался так, чтобы маршрут до китайской границы был минимальным — 2,6 тыс. км от Ямала до Алтая. Почти 2 тыс. км должны были построить рядом с действующими газопроводами, что заметно снизило бы стоимость проекта, добавляет он.
В этом случае Казахстану придется строить газопровод для газификации Павлодарской, Абайской, Карагандинской областей. Второй вариант, по словам источника “Ъ”,— корректировка проекта «Алтай» с прохождением газопровода через Абайскую и Жетысускую области Казахстана и подключением к системе газопроводов Запад—Восток в Хоргосе. Вероятно, считает он, эта была бы наиболее желаемая схема для Казахстана, так как расходы на строительство понесут «Газпром» и китайская CNPC.
Капитальные затраты на газопровод в трассировке через Казахстан мощностью 35 млрд кубометров для Китая и 10 млрд кубометров для Казахстана источник “Ъ” оценивает примерно в 1,18 трлн руб. Но, говорит он, «Газпром», возможно, сможет оптимизировать часть расходов или добиться софинансирования со стороны Казахстана строительства участка по территории страны. В этом случае траты «Газпрома» не превысят 0,85 трлн руб. Как считает собеседник “Ъ”, для российской компании было бы идеально получить финансирование от Китая или разместить в Китае долгосрочные облигации для привлечения относительно дешевого финансирования. По оценкам источника “Ъ”, запущена труба может быть в 2029 году с выходом на полную мощность для Казахстана и Китая к 2034 году.
Третьим вариантом, продолжает собеседник “Ъ”, мог бы стать перевод системы Средняя Азия—Центр в реверсный режим и использование своповых схем поставки с Казахстаном и Узбекистаном. По мнению источника “Ъ”, такой маршрут был бы оптимальным для «Газпрома», обеспечивая гибкость и позволяя сэкономить на капвложениях при высоких ставках. Хотя, добавляет собеседник “Ъ”, этот вариант предполагает более высокие операционное затраты.
Ожидаемый тариф на прокачку — $100–105 за 1 тыс. кубометров по всей протяженности маршрута, говорит собеседник “Ъ”. Он напоминает, что средние цены на газ в Хоргосе при цене на нефть $75 за баррель находятся на уровне $270–275 за 1 тыс. кубометров. По словам источника “Ъ”, экономика поставок может «сходиться», но тариф может и оказаться выше при более высокой ставке дисконтирования. Также есть риски, что после 2040 года спрос на газ в КНР будет снижаться и, соответственно, экономика проекта ухудшится, добавляет он.
www.kommersant.ru/doc/7310362?from=glavnoe_1