Инвестор и портфель
Инвестор и портфель личный блог
Вчера в 11:40

Совкомфлот уже не тот.

Совкомфлот в представлении особо не нуждается. Это крупнейшая в России судоходная компания, которая занимается перевозками нефти и газа, а также обслуживает добычу углеводородов. Забавно, но некоторые трейдеры оговариваются, полагая, что в название компании входит слово «Советский». Да, так она называлась до преобразования в 90-х. Теперь — «Современный коммерческий флот». Компания, разумеется, с госучастием.

Для снижения доли государства в капитале компаний осенью 2020 Совкомфлот вывели на Московскую биржу. Как часто бывает при IPO, курс акций Совкомфлота устремился вниз под грустными взглядами инвесторов.

Падение акций в тот момент я понимал. Совкомфлот еще не стал звездой народных портфелей и распределение прибыли по МСФО в 2019 году в размере 50% указывало на скромный дивидендный потенциал — 3,5% от цены размещения.

Так продолжалось до 2022 года пока военные действия и неминуемые экономические последствия не привели к росту спроса на морские перевозки нефти и газа и увеличение тарифов. С этого момента Совкомфлот начал активно наращивать прибыль. Руководство компании сообщало, что фрахтовый рынок России стабилизировался, а санкции, как известно, нам только на пользу. Задействовать весь флот помогло поручение Путина Министерству транспорта об использовании судов Совкомфлота российскими грузоотправителями. Роснефть и Газпром нефть стали бронировать все больше танкеров, принадлежащих компании, для доставки российской нефти покупателям в Азии.

Дивидендная история Совкомфлота небезупречна.

Совкомфлот не выплачивал дивиденды за 2021 год, как и рекомендовало правительство. Компания под санкциями и вынуждена распродавать часть флота, что существенно снизило долг. Решение было правильным, так как даже корейская верфь расторгла контракт на строительство трех СПГ-танкеров для проекта «Арктик СПГ-2». Причиной стала просрочка платежа по контракту со стороны нашего эмитента.

Рост бизнеса в 2022 году и рекордная прибыль в 2023 году увеличила стоимость акций в пять раз, сразу сделав Совкомфлот любимчиком у инвесторов. При этом добавьте низкий уровень долга и желание выводить прибыль в размере не менее 50% по МСФО. Напомню, что дивидендная доходность за 2022 и 2023 годы составили 11 и 12% соответственно.

В 2024 году мы видим, что за 9 месяцев выручка Совкомфлота упала, а издержки и расходы выросли. Вполне закономерно чистая прибыль уменьшилась на 32%. Ее динамика позволяет предположить дивидендную доходность около 13,5% или 11,46 рубля на акцию. Надо быть осторожным, так как новые санкции могут повлиять на решение Совкомфлота платить дивиденды за 2024 год.

Большой вопрос сможет ли Совкомфлот сохранить баланс между выплатой хороших дивидендов и ростом котировки акции за счет развития бизнеса. Для этого ему необходимо оставаться монополистом в морских перевозках российской нефти и газа, при сохранении благоприятной рыночной конъюнктуры.  Важна поддержка государства и программы, позволяющие развитию компании. Совкомфлот, является уникальным для России бизнесом, важность которого в нынешнее время трудно переоценить. Поддержка государства ему гарантирована. Трудно себе представить банкротство данной компании.

 Необходимо осуществлять капитальные вложения в строительство новых судов и соответствующей инфраструктуры. В настоящее время это делается, но недостаточно. Я не ожидаю введения значительного количества кораблей по причине сложности их изготовления, низких мощностей и санкций, которые сказываются на покупке и производстве высокотехнологичных продуктов.

 Санкции серьезная проблема.

Мне сложно представить, как компании сможет избежать их последствий. Появляется информация, что десятки нефтяных танкеров бросили якорь в разных местах после последних санкций США. Известно, что Индия не будет принимать нефть с танкеров РФ, которые попали под санкции. Думаю, что Китай будет делать тоже самое. Это означает, что Совкомфлот будет терять важный для него рынок перевозок углеводородов.

Для обхода санкций углеводороды могут перегружать на суда, не входящие в черный список, или продаваться трейдерам, не попавшим под санкции. Эти меры приведут к значительным издержкам и потерям.

Не хочу гадать, но если санкционный режим в отношении Совкомфлота продолжится, то компания может потерять половину прибыли, что негативно отразится на стоимости акций и размере дивидендов.
Совкомфлот уже не тот.

Вероятная дивидендная доходность:

11,46 рублей (13,6%), риски невыплаты.

Минусы. Международные санкции, существенно повлияют на прибыль и развитие бизнеса. Угроза не выплаты дивидендов. Издержки и расходы компании растут, а инвестиции в развитие должны быть существенны. Ввод в строй новых судов не значителен.

Плюсы. Занимает уникальное, монопольное положение на российском рынке, пользуется гарантированной поддержкой государства. Отсутствуют долги, что позитивно в условиях высоких ставок, неплохая рентабельность капитала.

Вывод. В настоящее время я продал акции Совкомфлота, считаю, что санкции существенно повлияют на бизнес и дивидендную доходность компании в 2025 году. Покупку планирую в зависимости от санкционного режима, финансовых показателей в 2025 году и (или) снижения цены акции до 55 рублей.

Справедливая цена:

В условиях санкций оценка снижена.

В диапазоне от 50 до 60 рублей.

Мой телеграмм канал t.me/investorandcase

Инвестор и портфель | Дзен

 

5 Комментариев
  • командор
    Вчера в 11:44
    танкеры ж теперь не могут плавать
  • Потеряев А.А.
    Вчера в 12:30
    «Угроза выплаты дивидендов.»  Странная угроза.
    Обычно трейдеры в этом угрозы не видят. Ну только, если компания реально дышит на ладан.
      • Потеряев А.А.
        Вчера в 12:49
        Инвестор и портфель, «Если СВО закончится, то для перевозки станет доступно больше танкеров, акции Совкомфлота могут упасть до 60-70 руб»

        Это на форуме акций внизу написано. До Вашей статьи я не мог понять, что это такое. Я думал, что какие то левые танкеры перестанут нефть перевозить и будут конкурировать с танкерами совкомфлота.
        Так как я часто слышал про теневой флот, но организационную структуру  не очень понимал тогда и сейчас. 
        Так, что описки имеют большое значение в Вашем случае понятно это описка .
        А вот то, что на форуме акций это косноязычие. Если конечно автор имел ввиду, что часть танкеров совкомфлота останется без работы.
         

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн