EdTech (education technology – технологии образования) – это название целой отрасли, которая включает в себя использование технологий для улучшения процесса обучения: онлайн-курсы, платформы для дистанционного обучения, образовательные приложения и инструменты для управления обучением.
Иногда под EdTech подразумевают E-learning – проекты, связанные с онлайн-обучением. Но на самом деле понятие шире, к нему относятся:
-свнедрение ИИ для персонализации обучения
— внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности
— создание виртуального класса обучения
— геймификация образования
Словом, любые инновационные решения, способные улучшить качество образования.
В 2024 году суммарная выручка топ-100 EdTech-компаний в России достигла 38,2 млрд рублей (+19,6% г/г).
➡️ Основные игроки на рынке – это крупные IT-компании:
— VK (Skillbox, Geekbrains, Skillfactory, Тетрика, Учи.ру, Умскул) — 14,9% рынка
— Skyeng (Skyeng, SkySmart, Skypro, Кодиум, QMarketing Akademy) — 9,9%
— Синергия (гибридные и онлайн-программы) — 7,8%
— Сбер (Нетология, Фоксфорд и др.) — 6,8%
— Яндекс (Яндекс Учебник и др.) — 5,6%
Как видим, рынок сильно сегментирован (основные игроки занимают только 45% рынка), значительную часть составляют мелкие компании и стартапы. Зачастую они растут быстрее рынка, например, Ultimate Education (объединяет несколько индустриальных онлайн-школ) показала рост на 62% за год, в то время как «титаны» растут на 15-20% в год.
Готовящиеся IPO
И мелкие, и крупные игроки захвачены волной IPO и готовят в ближайшее время несколько размещений:
📍Ultimate Education в 2024 году в ходе pre-IPO привлекла 565 миллионов рублей. Это первое подобное событие в сфере онлайн-образования в России. Привлеченные средства пойдут на развитие бизнеса и подготовки выхода на биржу в 2026-2027 году.
📍Skillbox должен выйти на биржу в первой половине 2025 года. Основной акционер — ВК. Акции материнской компании уже вовсю реагируют на эту новость и взлетели на 18% с начала 2025 года. Основной минус — вырученные деньги в ходе IPO заберет себе ВК, поэтому Skillbox может ничего не получить для своего дальнейшего развития.
📍Skyeng, одна из крупнейших российских образовательных компаний, собиралась на IPO ещё в 2023 году. Но официальных данных пока нет.
Таким образом, наиболее вероятно, что первой публичной EdTech компанией станет Skillbox. И от успешности этого IPO будет зависеть судьба всей отрасли.
Перспективы отрасли
Сейчас в сфере EdTech намечена чёткая тенденция на консолидацию в виде слияние мелких компаний и стартапов с крупными игроками. Например, в 2024 году Сбер купил Нетологию и Фоксфорд для увеличения своей доли на рынке и выстраивания линейки непрерывности образования.
Что ждёт отрасль в будущем?
Пока она продолжает свой рост. По прогнозам, в 2025 году рост может составить 15-20%, хотя имеет место его замедление относительно прошлых лет. Например, Skillbox в 2020-2023 годах рос на 30-40%, а по итогам 2024 года – всего на 20% (предварительные данные).
Также, имеет место перенасыщение рынка выпущенными специалистами – всё меньшее количество студентов от общего количества выпускников трудоустраиваются по специальности (в сфере IT, например, этот показатель за 5 лет снизился с 80% до 20%).
Конечно, с внедрением в процесс обучения новых образовательных технологий, а также расширения списка профессий спрос может снова вырасти.
Так, EdTech-компании создают уже целые бакалаврские и магистерские программы. Например, VK и ВШЭ готовят к запуску в 2025 году школу, которая будет включать в себя 4-х и 6-ти летнее образование с внедрением всех новых технологий образования и возможностью решать прикладные задачи в VK.
На мой взгляд, пройден этап формирования платформ EdTech, и мы находимся на стадии разделения рынка. И те компании, которые сейчас сумеют занять лидирующие позиции, и станут определять тренды онлайн-образования на будущее.
Если крупнейшим игрокам удастся использовать весь потенциал рынка и они смогут в рамках одной платформы предоставлять последовательное образование, то это может трансформировать всю отрасль и создать альтернативную систему образования — дистанционную, которая будет работать наряду с традиционной. И тогда мы увидим повторный взлёт отрасли.
Парни поняли что пахнет жареным и рванули в публичный рынок. Кто не тупой, поймёт что это тупо кэш аут пож благовидным предлогом