Как использовать знания.
Текст: Александр Штурвалов, бизнес-журналист.
Применить теорию на практике могут только 1,5% людей.
Модно посещать лекции по саморазвитию и читать бизнес- литературу. Чем больше, тем лучше. Но выгода измеряется знаниями не полученными, а использованными.
Марк Морли — лектор образовательного онлайн-проекта «Курсера», где преподаватели университетов мира проводят бесплатные вебинары на разные темы. Морли подсчитал, что из всех записавшихся на курсы только 3% доходят до конца обучения. Сдать экзамен и применить полученные знания в жизни может лишь половина из них.
Если вы тоннами глотаете бизнес-книги, знаете, как и что делать, но не делаете, эта рассылка для вас.
В поисках знаний
Чем больше мы читаем, тем опытнее становимся. Это не совсем так. Книги расширяют кругозор, но для мотивации менеджеров нам вряд ли пригодится знание о жизни ушастых ежей.
Прежде чем записываться на все курсы подряд и закупать горы литературы, надо определить, по какому направлению не хватает знаний. Поможет в этом ССВУ-анализ (англ. SWOT), разработанный профессором Гарварда Кеннетом Эндрюсом.
Метод стратегического планирования состоит из четырех пунктов:
сильные стороны — особенности компании, дающие преимущества перед конкурентами;
слабые стороны — факторы, ослабляющие компанию;
возможности — внешние условия развития;
угрозы — внешние проблемы, осложняющие достижение цели.
Метод помогает понять, каких знаний не хватает. После анализа надо решить, как слабые стороны превратить в сильные, какими ресурсами воспользоваться, чтобы сократить внешние угрозы.
Посмотрим, как это работает на практике.
Предприниматель Игорь продает ноутбуки. Он решил улучшить бизнес и расписал таблицу.
Для оценки внешних факторов Игорь использовал отчеты сотрудников, данные по узким сегментам бизнеса за прошлый квартал, графики финансовых всплесков и спадов. Сильные и слабые стороны компании он выделил, основываясь на отзывах клиентов, партнеров, инвесторов, сотрудников.
Вот что у него получилось:
Сильные стороны Слабые стороны
дружный коллектив; сотрудники работают плохо;
согласованная работа отделов. отделы тратят много времени на совещания.
Возможности Угрозы
магазин расположен в крупном торговом центре недалеко от входа и сразу заметен покупателям.
кризис:
— цены у поставщиков выросли;
— покупатели не спешат тратить деньги на новую технику.
Игорь увидел, в каких вопросах ему требуется помощь, и нашел решение.
Сотрудники работают плохо — им не хватает мотивации. Из-за кризиса он не может повысить им зарплату, но как иначе мотивировать работников, Игорь не знает. Он ищет информацию о нематериальных способах поощрения.
Совещания отнимают массу времени, потому что проводят их неправильно. Игорь изучил опыт крупных компаний и применил несколько методов на практике. Теперь Игорь проводит совещания стоя и в первой половине дня. Время совещаний сократилось.
Сложнее с кризисом. Бороться с внешними обстоятельствами невозможно, Игорь это понимает. Он обратился к интернету. Нашел статью, как обернуть кризис в свою пользу, и применил советы из нее. Игорь вложил деньги в рекламу и уговорил торговый центр снизить аренду на будущий год.
Из результатов ССВУ-анализа ясно, какие вопросы бизнесу требуется решить и какие знания для этого нужны. Начинается поиск правильных книг и статей. Но полезные советы недостаточно найти, надо суметь их прочитать.
Правильное чтение
Читать бизнес-литературу модно: взрослые, как школьники, соревнуются, кто прочитал за год больше. Но гонка не помогает усваивать знания. Ключ к правильному изучению информации — осмысленное чтение.
В школе детей учат складывать буквы в слова, а предложения в романы. Читать на одном дыхании можно художественную литературу, но нельзя бизнес-издания.
В одной компании сотрудникам раздали книгу Джоша Кауфмана «Сам себе Эм-би-эй» — история о том, как правильно заниматься самообразованием и получать знания без «корочки».
Марина прочитала книгу за месяц: личный опыт Джоша в самообразовании показался ей увлекательным, как приключенческий роман.
Оксана возилась с книгой дольше. Она составила конспект полезных идей: выписала страхи, которые мешают самообразованию и тормозят продвижение по карьерной лестнице. Прочитав еще несколько статей, Оксана нашла способ борьбы со страхами.
Марина не смогла применить ни одно из прочитанных правил, а Оксана получила премию за успехи в работе.
Пример утрирован: Марина запомнила пару приемов. Но полезных знаний в голове отложилось бы больше, если бы она провела серьезный анализ книги и поработала над советами, как Оксана.
Задача читателя — «прожить» прочитанное. Понять текст просто: можно выделить нужное место маркером, расшифровать его суть и забыть через пару часов. Прожить — значит примерить на себя, «пощупать» метод. Первый шаг — краткий конспект от руки.
Обдумать прочитанное и записать своими словами на бумаге — автоматически примерить метод на себя.
Норвежские ученые Анна Менген и Жан-Люк Вилай подтвердили, что во время конспектирования от руки задействовано больше участков мозга, чем во время печатания на клавиатуре.
А канадский психолог Аллан Пайвио предложил делать конспекты по системе двойного кодирования: записывать новую мысль и одновременно зарисовывать ассоциации, которые эта мысль вызывает. Опыты Пайвио доказали, что применять оба способа в два раза полезнее, чем просто конспектировать основную мысль.
Бизнес-литература пестрит лирическими отступлениями — это раздражает. Хочется экономить время и читать только самое важное. Но так усвоить информацию не получится.
Специалисты Медицинской школы Фейнберга в США определили, что длинные тексты помогают лучше запоминать информацию. Мозг сам выбирает, что для него полезнее. В кратких содержания и маленьких новостях каждое предложение кажется важным. Это создает трудности для запоминания.
Поэтому не стоит ругать авторов бизнес-литературы за словоблудие: они стараются ради нас. Но и не стоит относиться к образовательным изданиям, как к Священному Писанию, и зазубривать правила. С книгой надо спорить, ее надо обсуждать и проверять прочитанное на практике.
Осмысленное обучение
Прочитать, понять и единожды применить на практике не значит научиться новому методу. Его нужно довести до «гибкого» автоматизма — когда не задумываешься над действиями, но изменение условий или последовательности не сбивает с толку.
Советский психолог Петр Гальперин доказал, что любая умственная деятельность формируется в пять этапов:
мотивационный — создание личного отношения к материалу;
схематичный — составление последовательности выполнения работы;
практический — выполнение действия самостоятельно;
устный — проговаривание последовательности вслух;
мысленный — выполнение действия с проговариванием про себя.
Гальперин доказал, что речевое проговаривание помогает осознавать действия и лучше запоминать информацию. Невозможно заучить текст на английском без понимания смысла. Можно зазубрить информацию и забыть через пару дней, а можно вникнуть в суть, понять механизм работы метода и запомнить на всю жизнь.
Менеджеру Максиму поручили каждую неделю выкладывать фотографии новых товаров в группу вконтакте. Максим хорошо разбирается в товарах, но плохо в продвижении в соцсетях. Он получает инструкции от маркетолога Сергея и приступает к работе.
Мотивационный этап. Максим ищет личную пользу от задачи. Если в группе будут фотографии, Максиму не придется объяснять по телефону, как выглядит товар.
Схематичный этап. Максим составил план действий:
— найти или сделать фотографии товаров;
— загрузить фотографии на сервер;
— встроить фотографии в сообщение;
— опубликовать;
— проверить, как видит страницу участник группы.
Практический этап. Максим выполняет работу сам, но под присмотром Сергея.
Устный этап. Максим проговаривает Сергею порядок действий.
Мысленный этап. На следующий день Максим выполняет работу один, мысленно повторяя последовательность.
Схема кажется сложной, но экономит время в будущем. Такой подход отличается от простой зубрежки: если изменятся условия, Максим сможет под них подстроиться. Если бы он просто заучил порядок действий, любое отклонение поставило бы его в тупик.
Фотограф присылает снимки за три дня сразу. Впереди выходные, а страница должна обновляться ежедневно. Максим самостоятельно решает настроить отложенные публикации. Если бы Максим просто выучил порядок действий, ему бы пришлось работать в субботу и воскресенье.
Вдумчивое обучение помогает самому находить ответы на возникающие вопросы. Человек не просто знает, как сделать, а понимает зачем. Бизнес никогда не предоставляет идеальных условий: новая задача будет отличаться от предыдущей. Но решить ее можно в рамках полученных знаний. Важно не просто выслушать теорию, важно уметь ее применить на практике.
Практическое применение
Учиться про запас — бесполезно. Теоретические знания ничего не стоят, если не использовать новые методы в работе. В 2000-х годах американские ученые доказали: если в течении 72 часов после получения новой информации человек не применил ее на практике, то обучение прошло зря.
На курсах первой помощи Красного Креста России ученикам выдают сертификат, действительный только три года. Через три года владелец должен прослушать курс лекций заново и повторно сдать практические экзамены. Курс без постоянной практики теряет ценность, но оказывать первую помощь ежедневно, к счастью, нет необходимости. Поэтому через три года знания нужно освежить.
Знания надо постоянно практиковать. Иначе они быстро вылетят из головы, как формула дискриминанта у гуманитариев. Практика — не заученная последовательность, а умение применять полезные советы в разных ситуациях.
Если хорошо усвоить урок, знаешь не только как им воспользоваться, но и когда от него отказаться. Некоторые пытаются превратить новые методы в привычку. Это полезно, если не доходить до крайностей.
Привычка формируется спустя 21 день. Это впервые сказал пластический хирург Максвелл Мальц. Во время практики он заметил, что минимум столько дней нужно пациентам, чтобы привыкнуть к новому носу или отсутствию ноги. Максвелл не утверждал, что 21 день — контрольное количество дней для формирования привычки. Но возникшее заблуждение сильно повлияло на теории по самообучению.
Только в 2009 году в Университетском колледже Лондона опровергли устоявшееся мнение. Под наблюдением ученых 96 участников выбрали для себя полезные привычки и выкладывали отчеты по их выполнению. Для появления автоматизма участникам требовалось от 66 до 254 дней.
Привычка хороша в тайм-менеджменте, личной дисциплине. Но не каждая привычка полезна.
Если менеджер привык с утра отвечать на отзывы в сети, а после обеда рисовать презентацию, то при поломке интернета он не начнет с презентации, а пойдет пить кофе и жаловаться на жизнь. Привычка заставляет его ждать возможности начать привычный ритуал.
Знания надо уметь применять в любых условиях и корректировать заученные последовательности в зависимости от ситуации. Это сложнее всего взрослым людям, опытным специалистам.
Взрослое обучение
Усвоение современных методик — необходимое условие развития. Но люди с опытом и сложившимися ценностями сложнее принимают изменения. Одни считают, что им не нужны новые знания, другие не хотят выглядеть глупо «за партой».
Взрослых не поставишь в угол. Над нами все детство стояли с угрозами ремня и плохих оценок. Поэтому надо дать возможность сотруднику получать знания по любви.
Стас сменил на посту уволившегося начальника отдела. Через неделю Стас внес предложение по улучшению работы с документацией в отделе. И хотя его идея сделает работу лучше, сотрудники неохотно применяют новый способ. Они доказывают, что обучиться ему невозможно, и продолжают пользоваться старыми схемами.
Стас совершил ошибку. Для него выгода нового метода очевидна, но он не объяснил ее коллегам. Сотрудники, которые значительно старше Стаса, не хотят учиться новым практикам у «сосунка». У них нет мотивации к учебе.
Даже если Стас докажет работникам выгодность системы, для внедрения новой схемы этого недостаточно. Нужно еще и показать, как практически работает система.
Обучают взрослых людей по модели психолога Дэвида Колба.
Чтобы научить новому опытного человека, надо провести его через четыре стадии:
получение опыта
↓
анализ произошедшего
↓
создание теории
↓
подтверждение экспериментом.
Работник получает непосредственный опыт, участвуя в новом процессе. Обдумывает ситуацию, анализирует эффект, разбирает, что и как устроенно. Чтобы запомнить, он мысленно пересказывает происходящее, использует ассоциации и абстрактные понятия. После сам повторяет действие, чтобы убедиться что понял все правильно.
Стас устраивает день, когда применяется только новый метод работы с документацией, — дает сотрудникам конкретный опыт.
Затем Стас спрашивает сотрудников, с какими трудностями они столкнулись и какие выгоды получили от новой системы, — так работники самостоятельно анализируют процесс.
Каждого участника Стас просит составить руководство по использованию новой программы для стажеров. Сотрудники вникают в принцип работы системы. На этом этапе они создают теоретическую базу знаний.
Полезный трюк — попросить обучающегося сотрудника объяснить новый метод другому участнику. Когда человек объясняет, он упрощает, приводит примеры и сам запоминает лучше. Это доказали в 1980-х годах в США: лекции эффективны на 10%, передача опыта другим — на 90%.
На следующий день работники самостоятельно практикуют новый способ документооборота. Так они проводят эксперименты на основе пройденных этапов. Схема позволила Стасу ввести новую систему работы с документами безболезненно для коллектива.
Руководитель должен с пониманием относиться к тем, кто работает на компанию давно, и не навязывать новые методики. Это не принесет результата: работники будут неосознанно сопротивляться и не увидят преимуществ.
Но внедрять новые знания необходимо. Просто надо правильно подойти к вопросу обучения и превратить его в игру.
Открытость знаниям
Процесс обучения — вечное движение вперед. Можно двигаться впопыхах, книга за книгой, и оставаться на месте. А можно вдумчиво идти от главы к главе, применять понемногу новые знания и на голову опережать конкурентов. В этом помогут следующие советы.
Ищите недостающее. Не распыляйтесь на несколько направлений сразу. Нельзя одновременно учить три языка — в голове будет каша. Выбирайте то, что вам нужно сейчас. «Знания впрок» нельзя применить на практике, значит, их легко забыть.
Читайте правильно. Читайте и перечитывайте, старайтесь понять, а не дочитать. Выписывайте полезные мысли и размышляйте над тем, с чем не согласны. Если не удается понять с первого раза, вернитесь к вопросу позже и взгляните по-другому на основе полученного опыта.
Учитесь у других. Мы привыкли задавать вопросы Яндексу и Гуглу, но спросить эксперта лично гораздо полезнее. Экспертом может стать коллега или гость на профессиональной конференции. Живой человек даст не сухую теоретическую информацию, а уже переваренную и проверенную.
Практикуйте новое. Старайтесь не использовать одни и те же схемы. Развивайтесь, экспериментируйте, пробуйте справиться с задачей каждый раз по-новому. Не превращайте работу в рутину или ежедневную привычку. Тогда в нестандартной ситуации вы не потеряетесь и решите любую проблему.
Учите других. Попробуйте объяснить трудный прием человеку, не связанному с вашей профессией: другу или ребенку. Чем проще и доступнее вы перескажите новое знание, тем понятнее оно станет для вас.
Текст: Александр Штурвалов, бизнес-журналист