«Теперь, начиная беседы по кинооператорскому мастерству, я задаю своим студентам вопрос:
— Что по-вашему, прежде всего должен уметь оператор-документалист?
Отвечают по-разному, но то, что я имею в виду, пока не угадал никто.
— А он прежде всего должен уметь не снимать!
За этим стоит бережное отношение ко всему, что окружает человека. Нет доблести в том, чтобы взять легко доступное. Это каждый может. Но сделать выразительный кадр и при этом не разрушить то дорогое, из чего он «сделан» — в этом, в частности, состоит мастерство. Самое главное – избежать соблазна сделать эффектный (на первый взгляд) кадр, а дальше – хоть трава не расти! Даже ужасы войны можно снять по-разному. Очень легко снять инвалида или разрушенный город «просто так», намного сложнее сделать это на гораздо более высоком уровне, чтобы увечье вызывало не жалость, а уважение и сострадание, говорило не об убогости, а мужестве и победе. Это не только профессионализм, но и внутреннее достоинство.
Есть принципиальная разница между тем, когда оператор видит в съемочной камере средство для передачи зрителю своих мыслей и чувств, и тем, когда он снимает, не зная, зачем понадобится изображение, которое появится в результате его действий. Понятно, что в первом случае ОПЕРАТОР ВЕДЕТ СЪЕМКУ при помощи камеры, а во втором КАМЕРА СНИМАЕТ с помощью оператора.
К сожалению, сегодня телеоператоры-документалисты часто работают по второй схеме. В этом виноваты напряженный ритм современной жизни, финансовые и организационные проблемы, и, как ни странно, современная съемочная техника, которая пришла на смену киноаппаратуре и кинопленке, требовавшим от профессионалов предельного внимания к технологии съемочного процесса. Лимит негативного материала (кинопленки), необходимость думать об освещении объекта, отсутствие оптики с переменным фокусным расстоянием – все это заставляло кинооператора думать над каждым снимаемым кадром, и каждая съемка была для него профессиональным уроком. Он не позволял себе нажимать пусковую кнопку камеры, не думая о судьбе каждого снятого плана. Он умел НЕ СНИМАТЬ!»
Отрывки из очерка «Километры памяти» и книги «Мастерство оператора-документалиста. Часть первая: Изобразительная емкость кадра»
(«Издательство 625» 2004г.) Автор: Медынский Сергей Евгеньевич – профессор кафедры операторского мастерства ВГИКа, заслуженный деятель искусств России. Оператор, режиссер и автор сценариев фильмов.
Летающая корова ( паттерн ТА) - как первый признак кризиса в США после решения ФРС о понижении ставки на 0,25 процента Омериге кирдык, летающая корова ( паттерн ТА) на дневном графике. Кризис неизбеже...
ФРС ушла в минус.... Здравствуйте!.. (ЗаяЦъ сидит в удобнейшей лежанке из листьев и точит краюшку пармезана)… Удивительные новости поразили рунет!!! Присмотримся к ним поподробнее: Американский регуля...
Хорошие дивидендные новости В эти сложные времена, у меня для вас только хорошие новости. Сегодня, стало известно, что госдума одобрила возможность вывода дивидендов с ИИС-3 на внешние счета. 17.12.2...
Китай стал монстром-автогигантом
Китай стал автогигантом
За 20 лет доля Китая в мировом производстве автомобилей выросла с 1% до 39%. Сейчас в Китае производят столько же автомобилей, сколько в...
Георгий Трубицин, опять о своем.....))
Сначала зашли под первые санкции, которые, к слову сказать, не имели практически никакого отношения к стране и населению, они были наложены на физлиц за пар...
Плюс медицинским акциям. Врачам лучше. Во втором чтении принят законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». В него внесены поправки, имеющие принципиальное значение для...