Потрясающая и замечательная книга о скрытой роли случайностей и вероятностей в нашей жизни. Автор — Леонард Млодинов. На русский язык книга переведена под идиотским названием "(Не)совершенная случайность" (я сначала подумал, что это другая книга и что у этой перевода нет). Ещё есть несколько переведённых работ Леонарда в соавторстве со Стивеном Хокингом.
Ничего лучше «Случайного блуждания» по теории вероятности, на мой взгляд, не существует: тут всё объяснено настолько доходчиво, последовательно, и при этом настолько интригующе, что многое понимаешь и запоминаешь, ещё не до конца дочитав предложение. Куча живейших примеров из жизни, исторических курьёзов, огромное количество исследований поведения людей перед лицом неопределённости.
Часто чьи-то биржевые успехи, карьерный рост и зарплата определяет наше отношение к нему. Но мы сильно недооцениваем роль удачи в успехах и наделяем счастливчиков сверхъестественными способностями, хотя на самом деле всё могло сложиться совсем по-другому, и на месте, например, удачливого управляющего фондом мог оказаться любой другой управляющий. И как задним числом мы отлично можем объяснить причины чего-либо, да вот беда — только так и можем.
Невероятно интересные эксперименты над людьми раскрывают глаза на многие наши предубеждения. Чего только стоит развенчание знаменитых дегустаторов вина, которые не могут отличить красное вино от белого (если белое подкрасить), или как их убедительный коллективный вердикт про «ароматы ежевики с нотками имбиря» оказывается полной туфтой, стоит только рассадить их по разным комнатам.
Меня буквально вырвал из реальности эксперимент с рейтингом музыкальных композиций, я слушал этот кусок с открытым ртом. Суть заключалась в том, что порядка 14300 человек поделили на 9 групп и дали им по 48 совершенно неизвестных песен для оценки. Одна группа пыталась подойти к песням с точки зрения музыкальных критиков — оценить оригинальность, качество записи, мелодичность, хитовость. У остальных шести групп экспериментаторы просто записывали, какие из предложенных песен слушатели решили оставить у себя (скачать), а какие нет. При этом люди могли видеть статистику скачиваний; начиналось всё у всех одинаково — у каждой песни стоял ноль. Так вот, результаты везде оказались абсолютно разными: песня, поставленная «объективными» критиками в середину, оказывалась на первом месте в одной группе, и на сороковом — в другой. При этом, если какая-либо песня получала небольшой отрыв в самом начале, это влияло на последующие скачивания: она имела куда больше шансов стать «хитом».
Понравилась ещё история про одного нью-йоркского актёра, который подрабатывал барменом, и ничем особенным не выделялся, ходил себе тихонько на кастинги да наливал клиентам пиво. В детстве, кстати, был страшным заикой. Один раз ему надо было полететь в Лос-Анжелес, — то ли к подруге, то ли посмотреть какое-то спортивное состязание — короче говоря, за чем-то, что никак не связано с актёрской карьерой. Но это решение было, вероятно, лучшим в его жизни. В Лос-Анжелесе он оставался какое-то время, и решил сходить на пару кастингов. Его вдруг взяли (хотя сначала сомневались), и он попал в телесериал «Детективное агентство „Лунный Свет“. Первый сезон сериал был признан не особо удачным, и его даже хотели закрывать. Но почему-то продлили. А через три года он снялся угадайте где — в „Крепком орешке“. Актёра звали, вы уже поняли, Брюс Уиллис.
Настоятельно рекомендую эту книгу всем, а особенно тем, кто не смог осилить теорию вероятности по учебнику.
При этом, если какая-либо песня получала небольшой отрыв в самом начале, это влияло на последующие скачивания: она имела куда больше шансов стать «хитом». //
И вот поэтому мы, трендовики, имеем статистическое преимущество.