Адам Палюхович
Адам Палюхович личный блог
10 сентября 2017, 18:18

Философия Древнего Китая и управление. Современный Китай. Вэн-цзы

ЧАСТЬ 2. СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ. ВЭН-ЦЗЫ
Мудрость не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой.”

Высокие слова используются в обыденной жизни, низкие слова используются для стратегических целей. Стратегия – это способ, благодаря которому видение мудрецов беспристрастно. Если поначалу существует противоречие, но потом все приходит в согласие, это называется стратегией. Если поначалу имеется согласие, но потом возникает противоречие, то это признак незнания стратегии. Для тех, кто не знает стратегии, добро превращается во зло”.

“Вэн-цзы”

УЧЕНИЕ ЛАО-ЦЗЫ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ VS КОНФУЦИАНСТВО В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Китай сегодня – страна конфуцианская, живущая соответствующими формальными нормами.
Образчик этики из трактата Конфуция «Беседы и суждения»: «Учитель сказал: Ничего не поделаешь! Я не видел, чтобы человек мог, заметив свои ошибки, осудить себя в душе».

Даосизм, как и соответствующие ему этика и управленческие технологии, по сущности далёк от конфуцианской этики и технологий управления людьми и государством.

В «Ли-цзы», трактате написанном конфуцианским мыслителем Чжан Чжаном, содержатся предписания практически на все случаи жизни. Например, на дороге – кто кому должен уступить путь. Простой человек может пройти или проехать через одни ворота, государев служащий – через другие.

Школа принуждает заучивать наизусть и всегда помнить фрагменты классических конфуцианских текстов, потому что от их знания, понимания и выполнения зависит вся будущая взрослая жизнь маленького китайца. С раннего детства человек должен руководствоваться конфуцианскими нормами. Ребёнок по установленным правилам должен обращаться к старшим – отцу, матери, учителю и иным людям. Уважительного тона мало, нужно выполнять ритуал.

Есть мнение, что нынешний Китай – страна, живущая по законам легизма. Сторонники легизма, философского течения, оформившегося более 2-х тысяч лет назад называли себя законниками и выступали за равенство каждого человека перед законом, возможность каждому дослужиться до любого уровня в иерархии государства, слепое повиновение императору и вышестоящему начальству.

Общее основание у легистов и конфуцианцев очевидно. Оба философских течения и управленческие практики на их основе близки своим формализмом, требованием следования прописанным процедурам и правилам. Без проникновения в сущность вещей и явлений.

История в представлении европейца – эволюция. История в представлении китайца – деградация. Соответственно, китаец в основном следует старым правилам и нормам поведения.

Стыдно не тогда, когда совершил дурной поступок, стыдно, когда о твоём дурном поступке стало известно окружающим. Самоосуждение не приемлемо. Школьник, подросток учится чётко исполнять поведенческие предписания, а не проявлять самостоятельность и креатив. Поддерживая государственную, общественную и семейную иерархию, человек становится гуманным, выполняет свой долг.

Изобр-2

Современная китайская цивилизация

Понятия ДАО и ДЭ сегодня в Китае практически не используются. Добро, добродетель, благо – не из классического конфуцианства и распространённого сегодня лексикона китайцев. Но в то же время в конфуцианстве есть категории человеколюбие, гуманность и долг, смысл которых отличен от смысла, вкладываемого нами, людьми больше европейской культуры и воспитания. Смысл этих категорий – следование установленным конфуцианскими нормами взаимоотношений людей и почитание старших. «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия” (Конфуций, “Беседы и суждения”).

То есть,внешней атрибутике, ритуалам и правилам отдаётся предпочтение во многих секторах китайского общества. Можно сравнить с древнейшими категориями ДАО и ДЭ, используемыми и раскрытыми в “Дао Дэ Цзин”. ДЭ – настоящее, глубинное благо для всех людей, для всей природы.

Господство конфуцианской этики и поведенческих, управленческих норм в нынешней Поднебесной явилось одним из факторов взлёта страны в мировые экономические лидеры.

В то же время нельзя сказать, что этика, нормы и правила даосов ушли в небытие. Работают качели инь-ян или принцип маятника. Как это бывало и раньше в жизни китайского общества. Активное мужское начало “Ян” доминирует. Общество, опирающееся на конфуцианскую мораль, правила поведения, обеспечило себе современный мировой взлёт страны. Легизм и конфуцианство можно назвать “активным Ян” цивилизации Китая. Современной и древней, времён Конфуция и основоположника легизма Шан Яна.

В отличие от легизма и конфуцианства, даосизм – “созерцающий Инь”. Жизнь человека, общества, управление на основе понятий ДАО и ДЭ предполагает следование соответствующим нормам. В значительной степени предполагается вИдение и понимание глубинных сущностей и причин происходящих процессов и явлений.

“Ян” неизбежно сменится на “Инь”, женское начало. Можно предположить, что в состоянии “Инь” в китайском обществе доминирующими будут даосские мораль и нормы поведения. ДЭ, благо, станет ведущей нормой этики, ведущей нормой китайской морали. Когда? После выработки конфуцианским “Ян” своего ресурса роста и развития Китая. Нынешнего Китая.

ВЭН-ЦЗЫ

“Вэн-цзы” – первый из пяти трактатов, написанных в развитие “Дао Дэ Цзин”, который публикуется в настоящем цикле статей. В начале нулевых годов XXI века во время школьных весенних каникул почти две недели отдыхал с семьёй в Египте.

Египет-1

Но малолюдном пляже хорошо читается древняя философиея :)

Чтобы не скучать, взял с собой только что скачанные из интернета работы последователей Лао-цзы. Как оказалось, эти работы стали самым ярким впечатлением и воспоминанием того весеннего отдыха. Жил в номере с двумя младшими сыновьями и наслаждался чтением. Читал взахлёб и возлежавши на пляжном лежаке, отмечая на распечатанных текстах наиболее важные для жизни и управления и просто понравившиеся цитаты и части текста.

Без преувеличения, читались 5 трактатов последователей Лао-цзы как детектив. С яркими аналогиями и примерами жизни древнего общества. Даже в море не тянуло. Особенно, в то время, когда мои парни-малолетки уходили на несколько часов к аниматорам и в компании таких же сорванцов получали свою порцию бандитского мальчишечьего удовольствия. :)

О “Вэн-цзы”. Трактат «Вэн-цзы» – одна из первых работ учеников и последователей Лао-цзы, трактовавших его учение. Ещё одно известное название «Вэн-цзы» – «Познание тайн».

По преданию, Лао-цзы передал свои знания ученикам в форме бесед. «Вэн-цзы», трактат его ученика, базируется на идеях «Дао Дэ Цзын». «Вэн-цзы» и другие работы учеников и последователей Лао-цзы длиннее лаконичной «Дао Дэ Цзын» и содержат множество рассуждений, примеров и описаний.

Изобр-1

ЛУЧШИЕ ЦИТАТЫ ИЗ ВЭН-ЦЗЫ ОБ УПРАВЛЕНИИ

– Великие лидеры миролюбивы и не подвержены сильным желаниям, они спокойны и ни о чем не тревожатся.

– Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой.

– Гибкость и податливость являются управляющими жизни, а твердость и жесткость – солдатами смерти.

– Чтобы управлять на благо, необходим правильный порядок. А то, благодаря чему он воплощается в жизнь – это безупречная искренность. Хотя приказания могут быть предельно ясными, они не могут исполняться сами по себе, но должны дождаться безупречной искренности. Поэтому если лидер беспокоится о своих подчинённых, а они за ним не следуют, то это потому, что отсутствует безупречная искренность.

– Когда люди испытывают влияние со стороны лидеров, они следуют не их словам, а их поступкам.

– Наказаний недостаточно, чтобы изменить порядки, а казней – чтобы остановить предательство. Лишь духовное влияние имеет ценность… величайшие правители оказывают духовное влияние, а хорошие правители делают так, чтобы невозможно было поступать неправильно. Самые ничтожные правители награждают добро и наказывают зло.

– Существуют три вида смерти, которые не являются естественными способами ухода из жизни: если вы неумеренны в еде и питье и обращаетесь со своим телом плохо и небрежно, то вас убьют болезни.
Если вы бесконечно жадны и честолюбивы, то вас убьет наказание.
Если вы позволяете отдельным людям нарушать права большинства, а сильному подавлять слабого, то вас убьет оружие.

– Лидеры не носят странных одежд и не ведут себя непонятным образом. Их одежды не являются нелепыми, их поведение незаметно. Они не гордятся публично своими успехами и не пугаются, когда испытывают нужду. Они не хвастают своей знаменитостью и не стыдятся того, что никому не ведомы. Они необычные, но и не странные. Все они используют то, на что нельзя указать; это называется величайшим мастерством.

– Высокие слова могут использоваться в низких целях, низкие слова могут использоваться в высоких целях. Высокие слова используются в обыденной жизни, низкие слова используются для стратегических целей.

– Стратегия – это способ, благодаря которому видение лидеров беспристрастно. Если поначалу существует противоречие, но потом все приходит в согласие, это называется стратегией. Если поначалу имеется согласие, но потом возникает противоречие, то это признак незнания стратегии.
Для тех, кто не знает стратегии, добро превращается во зло.

– В мире нет раз и навсегда установленных суждений о том, что правильно, а что неправильно.

– Управлять крупной компанией – все равно, что готовить мелкую рыбку, – не надо мешать, и этого будет достаточно. Тех, кто стремится к согласию, любят все сильнее и сильнее, поскольку их слова попадают в цель; на тех же, кто отличается надменностью, смотрят с подозрением, когда их стратегия приводит к успеху.

– Выдающиеся люди тяжело трудятся каждый день, благодаря чему становятся знаменитыми, ничтожные люди каждый день развлекаются, благодаря чему навлекают на себя позор.

– Когда приходит удача или наступает несчастье, тому и другому предшествуют предзнаменования. Если вы видите предзнаменования, но не совершаете добра, то удача не приходит. Если вы делаете добро, не видя предзнаменований, то несчастий не случается.

– В мире нет ничего легче, чем творить добро, и ничего труднее, чем делать то, что добром не является.

– Когда верхи играют минимальную роль, а низы совершают работу, с которой они легко справляются, то благодаря этому лидеры и подчинённые поддерживают взаимоотношения, не утомляя друг друга.

– Какое управление может сблизить подданных со своими лидерами… – будь уважительным и справедливым, как если бы ты находился перед лицом глубокой бездны или шел по тонкому льду. Все люди будут твоими подопечными, если обращаться с ними хорошо, и твоими врагами, если обращаться с ними плохо.

– Когда работа продумана, ее легко довести до конца. Когда дела упрощены, с ними легко управляться.

– То, что установлено для работников, не должно игнорироваться лидерами; то, что запрещено большинству, не должно практиковаться привилегированным меньшинством.

– Невозможно быть устойчивым, не культивируя вежливость, справедливость и совесть.

– Даже мудрецы не могут создать время; все, что они делают – стараются его не упускать, когда оно приходит.

-------------------------------------
Читать
далее или скачать: adam.by/?p=10400

9 Комментариев
  • sortarray sortarray
    10 сентября 2017, 21:15
    Несмотря на все свои премудрости китайцы за последнюю тысячу лет почти никогда не были независимы.
    То под монголами, то под японцами и британцами, теперь под США
  • sortarray sortarray
    10 сентября 2017, 21:24
    Вы, кстати, неверно понимаете смысл даосизма, противопоставляя его конфуцианству в контексте инь-ян. Недеяние — это не инь, не пассивность, это просто невмешательство в естественный ход вещей и взаимодействие этих сил.
      • sortarray sortarray
        10 сентября 2017, 21:54
        Адам Палюхович, да нет, это как раз очень разные, можно сказать, противоположные учения. Просто не совсем правильно соотносить даосизм с инь, а конфуцианство с ян. Там основная разница в том, что конфуцианство пытается навязать искуственный, рукотворный порядок, тогда как даосизм выступает за следование естественному ходу вещей.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн