Борис Гудылин
Борис Гудылин личный блог
27 октября 2018, 21:02

С чего начинается математика

С чего начинается математика

 

   Задачки из моего детства, для любого возраста, начиная с младшего школьного. Без контроля времени и отвечать не требуется. Многие их знают, некоторые совсем заезжены. Лучше не гуглить, тогда интернета не было, но передать другому – можно, особенно детям. Пусть не решат или не сразу, но подумают.

 

1.  Для любителей спиртного

— Что ты любишь больше: водку или вино?
— Пиво!

Три трейдера SL освоили небольшой бизнес, производят водку, вино и пиво и хотят поставлять продукцию в три магазина, естественно, по трубопроводам. 
3х3 = 9 трубопроводов надо провести без пересечений, не зарывая их и не поднимая, все только по поверхности.

 Мне эта задачка в невинной детской формулировке досталась в третьем классе. Именно с нее началось мое увлечение математикой. Может, кто поделится своими воспоминаниями о первых математических задачках.

Для детей спиртное замените на что-нибудь более подходящее.

 
2. Для любителей геометрии

 “Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше — два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара его бабушка?” — Задачка бравого солдата Швейка (эпиграф)

 Из точки А на юг вылетел самолет, пролетел 1000 км и оказался в точке B, там он повернул на восток, пролетел 1000 км и оказался в точке C.
Внизу летчик заметил медведя. Какого цвета был медведь, если AB=AC.

 А эта попалась в четвертом классе. Похожа на задачку Швейка из эпиграфа?

 

 3. Шахматная задача

 Из шахматной доски вырезают две угловые клетки одной диагонали. Замостить оставшуюся область двухклеточными костяшками домино, как бы так

 С чего начинается математика

Пример неудачной попытки, две помеченные желтым цветом клетки не накрылись одной костяшкой.

 

4. Для любителей теорвера

 Кнопку какого этажа в лифте жители нажимают чаще всего. 

Обнаружил, что дети не понимают теорвер.



5. Для любителей путешествий

Самолет. Кругосветный полет по кольцевому фиксированному маршруту с несколькими аэропортами. По пути движения он дозаправляется в этих аэропортах, забирая все имеющееся топливо. Суммарного топлива хватает на весь маршрут. Можно ли найти аэропорт, начиная с которого он сумеет успешно замкнуть кольцо. Топливо расходуется равномерно, ветра нет, никаких других самолетов, топливо не уходит налево, никаких аномалий, это математическая задачка, а не жизненная.

 К этой задачке в жизни я возвращался несколько раз, не нравились найденные решения. И только немного освоив трейдинг я нашел то, которое меня устроило (трейдинг явно усилил меня). Трейдинг переключил меня с чисто математических на другие задачки, больше исследовательские и созидательные (ими то я как раз и занимался всю трудовую жизнь):

— как устроен рынок;
— как устроен “волшебный” индикатор за $300;
— что находится внутри зашифрованного робота;
— как ускорить работу алгоритма в 1000000 раз;

Их было очень много, было много нового, но и привычного тоже, и математике место нашлось.

Освоение дачи подкинуло набор практических задач, среди которых были две простые:

— установить два фундаментных блока на одном уровне, т.е. горизонтально, без использования специальных приборов, чисто подручными средствами. Обошелся треугольником. Расстояние между блоками – 3 м. Тоже детская задача.

— вычислить положение спутника НТВ+, рассчитать углы ориентации офсетной спутниковой тарелки и установить ее по этим углам без специальных приборов, только калькулятор. При кажущейся сложности это было просто, требовалась только точность, я сразу попал на спутник, без подгонки. Точность обеспечивал треугольниками больших размеров. Простая, но не для детей. Тут тригонометрия нужна.  Проверил себя — теория не разошлась с практикой.  

Был провал – не смог убедить местного электрика, что трехфазные 15 квт это хуже, чем однофазные. Даже ссылка на школьный принцип Дирихле с кроликами и попытка перейти к пределам (пытался объяснить на примере виртуального пятнадцатифазного электричества) не помогли.

 

Пара задачек помоложе, но тоже старые

 

6. На пространственное воображение

 С чего начинается математика
С чего начинается математика

Есть ли странности в этой фигурке?  Никаких склеек, естественно, нет. Вырезал из листа бумаги. Даже в качестве фокуса годится, можно рассматривать со всех сторон, только руками не трогать.

 

7. На топологические свойства материи

 С чего начинается математика
С чего начинается математика


Тоже пришлось изготовить инвентарь. Карандаш с петлей из нерастягивающегося материала (шнурка, веревочки, провода), петля немногим меньше длины карандаша. Тоже годится как фокус. Здесь как раз можно трогать руками, потому, что я повешу инвентарь на петлицу, а его надо будет снять.

Видел радость одного парня, который сумел снять блокиратор со своего пиджака. Он вспоминал эту задачку даже много лет спустя. 

 

 

 

55 Комментариев
  • ch5oh
    27 октября 2018, 21:56
    Обнаружил, что дети не понимают теорвер.



    Многие взрослые тоже не понимают. Или дают неверную интерпретацию. Или применяют формулу не понимая ее сути и области применимости.

     

    Яркие примеры: парадокс двух конвертов и 3 двери (задача Монти-Холл).

    • VladMih
      27 октября 2018, 22:01
      ch5oh, а я не понимаю причем теорвер к лифту?
      Элементарная логика — на какой этаж ездят со всех этажей?
      • ch5oh
        27 октября 2018, 22:10

        VladMih, логика она вообще везде. Но Вы же понимаете, что даже при равном количестве квартир (людей) количество начатий каждой кнопки имеет вероятностную природу.


        Это, скорее, «поведенческий теорвер». На эту тему еще хорошая задачка есть про «набор сменных лезвий для бритвы».

         

        • VladMih
          28 октября 2018, 01:41
          ch5oh, но вы ж понимаете (тоже), что есть вещи, в которых теорвер никак не пляшет со своими 50/50. Дураку ж понятно, что все выходят из дома с первого этажа. Нормальным людям никогда не придет в голову применять к этому делу теорвер.
          Не, я понимаю, «английские ученые доказали». )))
      • 2153sved
        27 октября 2018, 22:14
        VladMih, а реже всего на второй
  • noname
    27 октября 2018, 22:18
    Лучше про фракталы Борис, еще раз только не так запутанно
    • ch5oh
      27 октября 2018, 22:23
      Лучше про фракталы Борис, еще раз только не так запутанно


      И сразу с выкладками на простом понятном математическом языке.
  • Олег Колечкин
    27 октября 2018, 22:47
    7. Если карандаш не пропустить через петлю, то через петлю пропускаем материал. Через такую петлю пиджак пройдет.
  • Gredian
    28 октября 2018, 00:56
    2 белый т.к. ав=ас только если точка а северный полюс.
      • REWERS (Evgeniy GT)
        28 октября 2018, 09:38
        Борис Гудылин, добрый день!Интересно, спасибо.
      • Gredian
        28 октября 2018, 10:33
        Борис Гудылин, АВ=АС только в полюсах. В данном случае это северный.

        Про шахматную доску. Возможно решение только если две доминошки будут выходить за пределы доски?
      • Стас Бржозовский
        28 октября 2018, 11:18
        Борис Гудылин, куча параллелей вокруг южного полюса. Формально лень формулку выводить, но суть в том, что сместившись от них на юг на 1000, попадаем на параллели длиной 1000/n, где n целое
      • Antonov
        28 октября 2018, 11:47
        Борис Гудылин, была еще похожая детская задача:

        В доме 4 окна, все с разных сторон. Все окна дома выходят на юг. На горизонте виден медведь. Какого он цвета?
  • Логарифм Интегралыч
    28 октября 2018, 03:19
    математика = интеграл
    • Antonov
      28 октября 2018, 11:36
      Логарифм Интегралович, 

      — Ответьте на мой ответ!

      — Вы вопрос задайте сначала. Как можно ответить на ответ? ©

  • Игорь Щ
    28 октября 2018, 11:14
    в первой задаче 1 магазин остался без Пива :)
  • Стас Бржозовский
    28 октября 2018, 13:10
    Хорошая подборка. В пятой, наверное, условие я не понял. С бумажкой тоже непонятно, если только там не сгиб по торцу
    ps условие дошло)
    • REWERS (Evgeniy GT)
      28 октября 2018, 13:22
      Стас Бржозовский, с бумажкой — да там горизонтальные резы, а затем поиграть со згибом нужно
      • Стас Бржозовский
        28 октября 2018, 16:28
        Борис Гудылин, сдается мне, что понижением порядка (количества портов) там получается. Аккуратно лень разбираться) остальные задачки понятны, понравились
          • Стас Бржозовский
            28 октября 2018, 16:43
            Борис Гудылин, последнее замечание не вполне понял. Взможно Вы про пиво на бублике?)
  • Логарифм Интегралыч
    28 октября 2018, 15:03
    в то время как «школьный принцип Дирихле с кроликами»
    для миллионов пустой звук

    именно «школьный принцип Дирихле с кроликами» использует
    Русская сортировка половинами и скорая и человеческая

  • МХ
    01 ноября 2018, 23:27
    Шахматную задачу (№3) решить невозможно. Это доказать довольно просто (с точки зрения того, кто знает доказательство). А вообще рекомендую этот бесплатный курс по математике от МФТИ — www.coursera.org/learn/matematika-dlya-vseh, шахматную задачу там и встретил, и кроме того очень много других интересных задач. Курс чудесный. Лектор излагает зажигательно и увлекательно.

    P.S. На вашу «фрактальную» тему наткнулся недели две назад, усиленно копаю, чувствую что базы не хватает, потому и решил подтянуть математику.
  • /\../
    27 апреля 2020, 06:51

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн