Alexey Ansimov
Alexey Ansimov личный блог
17 декабря 2018, 17:56

Шведские семьи выбирают H&M?

Группа компаний «H&M» объединяет под своей крышей 9 брендов: «H&M», «COS», «Monki», «Weekday», «& Other Stories», «Cheap Monday», «H&M Home», «ARKET» и «Afound». У истоков бизнеса стоит всего один магазин одежды для женщин «Hennes», который был открыт в 1947 году в месте под названием Västerås (Швеция) молодым предпринимателем Эрлингом Перссоном. В 1968 году «Hennes» купил ритейлера, занимающегося охотничьей одеждой и рыболовным снаряжением Mauritz Widforss из Стокгольма, и название меняется на «Hennes & Mauritz». После этого события магазины пополнились ассортиментом одежды для всей семьи. В 80-е годы был заложен фундамент для будущей мировой экспансии. Первые магазины появились в Германии и Голландии. В 1998 «H&M» первыми стали вести онлайн торговлю в Швеции. Сейчас «H&M» — это более 4800 магазинов расположенных в 71 стране мира. В 47 торгуют онлайн. Подавляющее большинство торговых точек под брендом «H&M».

Шведские семьи выбирают H&M? Инфографика с сайта компании.

Компания уделяет внимание таким деталям, как то, что часть текстильного материала производится из вторичного, переработанного сырья, которое им отдают клиенты. Причём за 2017 год эта цифра очень внушительна – 17771 тонна! Или, что 96% электричества для обеспечения их деятельности получено из возобновляемых источников энергии (здесь скорее всего имеется в виду некий центральный офис). В общем, в лучших шведских традициях.

В отличие от «Inditex», «H&M» производят продукцию не на своих фабриках, то есть, у них нет никакого производства совсем. Работают с независимыми поставщиками, количество которых, по данным годового отчёта за 2017 год, составляет 751. Задействовано 1668 фабрик, где трудится 1,6 млн человек. Так же, в отчётности есть информация, что хоть холдинг и не является собственником фабрик, но всё равно старается следить за тем, чтобы рабочие там получали справедливую заработную плату и т.д. Речь идёт о таких странах, как Китай, Камбоджа и Бангладеш.

Итак, что же там с показателями?

Шведские семьи выбирают H&M? 

Количество магазинов росло достаточно высокими темпами с 2013 по 2017, но и они постепенно падают. Это замедление особенно хорошо просматривается на выручке:

Шведские семьи выбирают H&M? 

Компания предоставляет отчётность в шведских кронах, там это менее заметно, но с 2013 по 2017 SEK девальвировалась по отношению к EUR на 11%. А к концу 2018 года разница за 5 лет составляет уже целых 18%. Следует отметить, что эффект падения курса кроны практически не влияет на фактическую выручку, так как компания ведёт деятельность по всему миру и получает доходы в разных валютах. Таким образом, видно, что падает размер выручки на магазин.

Теперь об операционной прибыли:

Шведские семьи выбирают H&M? 

В 2016 году начался спад. И в 2016, и в 2017 себестоимость производства, операционные и управленческие расходы росли более быстрыми темпами чем выручка.

Шведские семьи выбирают H&M? 

Динамика чистой прибыли, в общем-то, совпадает с операционной, т.к. у компании нет серьёзных процентных обязательств, а чистый долг совсем небольшой.

Со свободным денежным потоком дела обстоят всё хуже и хуже.

Шведские семьи выбирают H&M? 

Каждый год компания вкладывает огромные деньги в оборудование, это самая большая часть капитальных затрат, а чистых денежных средств от операционной деятельности всё меньше.

Основные статьи балансового отчёта на примере Q3 2018 (всё в млн. евро):

Шведские семьи выбирают H&M? *Баланс сокращён и полных сведений по этой части нет

Здесь всё в порядке. Как я уже и говорил ранее, больших процентных обязательств нет. А чистый долг всего 234 млн. евро.

Акционерный капитал группы состоит из двух типов акций: 194,4 млн. штук класса А, которые дают 10 голосов на 1 акцию и 1460,7 млн. штук класса B (1 голос на 1 акцию). Больше никаких различий по правам у владельцев акций нет. Структура акционеров компании следующая:

Шведские семьи выбирают H&M? Информация с официального сайта компании


Таким образом, у остальных акционеров есть ещё чуть менее 25% акций и меньше 13% всех голосов.

Дивидендная политика предусматривает выплаты 2 раза в год (весной и осенью). Размер выплат — не менее 50% после-налоговой чистой прибыли, но с учётом целевого показателя структуры капитала.

Цитата с сайта: «Группа H&M поддерживает консервативный коэффициент левереджа, стремясь к сильной структуре капитала с высокой ликвидностью и финансовой гибкостью. Крайне важно, чтобы, как и в прошлом, расширение и инвестиции могли осуществляться с сохранением свободы действий.»

Чистый долг не должен превышать 1.0 x EBITDA.

C 2013 года статистика дивидендных выплат выглядит вот так:

Шведские семьи выбирают H&M? *Важное уточнение, в данной таблице некоторые значения указаны в шведских кронах. **Вторая выплата будет только в мае 2019 года.


Постепенно компания подобралась к 100% выплатам от чистой прибыли. И сумма стала превышать денежный поток, если тренд не изменится, то дивидендную политику, вероятно, может ждать пересмотр при увеличении чистого долга. Либо будет сокращён размер дивиденда, который был почти постоянным на протяжении нескольких лет. Стоит отметить, что если пересчитывать дивиденд в евро, то факту мы получим, что те, которые акционеры получают сейчас, значительно меньше выплаченных в 2013. И это не беря в расчёт инфляцию, лишь только небольшую девальвацию шведской кроны. Я намеренно здесь вёл расчёт в кронах, так как неизвестно в какую конкретную дату была произведена выплата тому или иному акционеру. В отличие, от вышеперечисленных показателей, которые были пересчитаны из крон в евро по средневзвешенному курсу за соответствующий период, а баланс на дату соответствующую окончанию периода. Кроме того, акции компании обращаются на Nasdaq Stockholm и котируются в SEK.

Таким образом, если дивиденд останется прежним, то доходность по текущей котировке (торгуются акции типа B) в 156 крон составляет 6,25%. По всей видимости, рынок закладывает негативный прогноз в будущую судьбу дивидендов.

Шведские семьи выбирают H&M? Источник: Google.


На графике котировок чётко виден перелом тенденции, когда размер чистой прибыли начал сокращаться.

Сводная таблица по основным стоимостным мультипликаторам (LTM):

Шведские семьи выбирают H&M? 

Нужно ждать годового отчёта за 2018. Возможно, после него будет реально сделать какие-то дополнительные выводы. Но пока видно, что при продолжающемся росте, бизнес не то что хотя бы сохраняет, а теряет свою эффективность. Был бы рад услышать какие-то ещё мнения по данной компании. Если вам есть что сказать, пишите.

Данный обзор не является рекомендацией или призывом к действиюВы можете использовать информацию из этого документа только на свой собственный страх и риск. Я снимаю с себя всю возможную ответственность за содержание документа. Любые изложенные здесь концепции, примеры и любая другая информация может быть использована только под вашу ответственность.

2 Комментария
  • Leo
    17 декабря 2018, 18:10
    Кроме того, акции компании обращаются на Nasdaq Stockholm и котируются в SEK.

    Не только там, ещё на XETRA, номинированы в евро, тикер HMSB
  • Sergiovy
    17 декабря 2018, 18:44
    Блин… век живи — век учись :( 
    я че то всю  жизнь думал, что H&M — Это типа Мужчина и Женщина -Herr &Madam :)))

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн