В предыдущих бизнес-идеях я уже говорил о том, что при планировании бизнеса, как и при выборе любых объектов инвестиций, самое важное это предугадать куда пойдёт развитие экономики, какие сферы будут бумить, а какие уйдут из нашей жизни. Открывая производство печатных машинок в 70-е, фотоплёнки в 90-е или шифера в 2000-е сложно рассчитывать на успех предприятия.
В одном из предыдущих постов мы уже обсуждали неравномерность сбережений в странах мира. Наибольший процент дохода в мире сберегают китайцы. У них в инвестиционные инструменты откладывается 35-40% дохода на протяжении последних 30-40 лет. Население России по этому показателю идёт рядом с остальными экономически-развитыми державами, сберегая лишь 5-7% получаемого дохода.
Поэтому строить бизнес, например, в расчёте на российского пенсионера гораздо менее дальновидно, чем в расчёте на китайского. А учитывая существовавший китайский принцип «1 семья – 1 ребёнок», немногочисленные дети и внуки сильно не обременят среднего китайца на пенсии и не потревожат его накоплений.
Но на богатого китайского пенсионера не одни мы финансовый зуб точим. Весь мир уже вовсю пытается подоить те самые 40% дохода, которые они всю жизнь откладывали, чтобы припеваючи пожить на пенсии. Столицы мира заполонены туристами из КНР, производители деликатесов тратят большие деньги, чтобы подсадить на них жителей поднебесной: мороженое и шоколад только вершина айсберга, производители медиаконтента тоже активно переориентируются на 2 миллиарда потребителей: в каждом голливудском сериале теперь герой-китаец, в смешариках – пандярик, да и продюсерские центры, плодящие «певцов ртом», активно смотрят на восток.
Но у стремительно-богатеющих китайских пенсионеров есть и проблемы. Купить к пенсии домик у тёплого китайского моря становится сейчас более затратно, чем купить шале где-нибудь в Ницце. А устроиться в дом для престарелых китайцев в хорошем месте тоже становится накладно.
При этом китайский менталитет не позволит престарелым китайцам поселиться на пенсии в дешевом Таиланде, Вьетнаме или Индии («Отель Мэриголд, лучший из экзотических» ведь все смотрели?). Ну не любят они своих азиатских соседей… от слова совсем… так уж сложилось. А русских вот любят почему-то. Видимо наследие пропаганды про «большого брата» сказывается.
Поэтому, если китайскому пенсионеру предложить вместо дома престарелых на Хайнане поселиться в пансионе на Чёрном море, который ему обойдётся ещё и вдвое дешевле, он с радостью согласится.
Осталось только построить подобный дом для престарелых китайцев с полным медицинским обслуживанием. Немаловажно, что и политическая и медийная поддержка проекту гарантирована. Думаю, сам Путин приедет ленточку перерезать.
Вложения в бизнес – от 500 млн руб. Доходность 14-15% годовых, срок окупаемости 7-8 лет.