Мы позитивно оцениваем конъюнктуру мирового рынка алмазов в долгосрочной перспективе, однако эпидемия коронавируса может привести к замедлению спроса на ювелирные изделия в первой половине 2020 г.
Для оценки справедливой стоимости акций «АЛРОСА» мы использовали 5-летнюю DCF-модель с WACC 12,1%. Мы исходили из наиболее негативных предпосылок на 2020 г., а именно: продажи алмазов на уровне 33 млн карат и снижение средней цены реализации на 11% г/г до 120 долл. за карат.
Мы устанавливаем целевую цену на уровне 68,3 руб. с рекомендацией «Держать». В случае завершения эпидемии коронавируса «АЛРОСА» станет одним из главных бенефициаров восстановления потребительского спроса. Согласно прогнозу менеджмента, продажи алмазов в 2020 году составят 35 млн карат при средней цене реализации $137-139 за карат. При таком сценарии справедливая цена акций «АЛРОСА» увеличится до 97,7 рублей.
Прошедший год стал не самым удачным для мировой алмазной индустрии. Рост объемов производства, финансовые проблемы гранильного сектора и замедление спроса на ювелирные украшения болезненно сказались на продажах алмазных компаний. В январе 2020 г. наметились первые признаки восстановления отрасли: продажи «АЛРОСА» выросли на 44% п/п, De Beers- на 8% п/п. Однако уже в феврале De Beers заявила о падении продаж 2-го цикла на 28% п/п. При этом февральские продажи «АЛРОСА» не изменились по сравнению с февралем 2019 г.
Ключевые события. С точки зрения добычи 2019 г. стал одним из самых успешных для «АЛРОСА» — было добыто 38,5 млн карат алмазов. Однако негативная конъюнктура мирового алмазного рынка не позволила реализовать существенную часть продукции. В 2019 г. компания провела ряд сделок по приобретению активов. В апреле «АЛРОСА» нарастила долю в ГРО «Катока» на 8,2% (до 41%). В сентябре «АЛРОСА» купила ограночное предприятие «Кристалл».
Финансовые результаты «АЛРОСА» в 2019 г. оказались ожидаемо слабыми. Текущий год принес новые вызовы алмазной отрасли. Запреты на внутристрановые и международные передвижения в Китае и ухудшение потребительских настроений могут привести к дальнейшему снижению спроса на алмазы в марте-апреле 2020 г. В негативном сценарии мы ожидаем снижение выручки на 16% г/г, EBITDA- на 32% г/г. В то же время, свободный денежный поток может вырасти на 7% г/г. в связи с распродажей складских запасов.
Производство. Добыча алмазов характеризуется доминирующим положением трех крупнейших игроков: «АЛРОСА», De Beers (принадлежит Anglo American) и RioTinto. На их долю приходится более 60% мировой добычи алмазов. Согласно прогнозу «АЛРОСА», в ближайшие 5 лет не ожидается существенного роста производства алмазов в связи с истощением старых месторождений и отсутствием крупных новых проектов. Выбытие производственных мощностей составит 30 млн карат при том, что новые проекты обеспечат прирост на уровне 8 млн карат. Мировой объем производства будет колебаться на уровне 130 млн карат.
Цены. В последние годы алмазная отрасль столкнулась с продолжительным спадом цен. Резкие спады в 2012 г. и 2015 г. были связаны с замедлением спроса на ювелирные украшения (в первую очередь, со стороны Китая) и формированием излишних запасов в гранильном секторе. На данный момент цена алмазов близка к уровню финансового кризиса 2009 г.
Многие эксперты связывают текущий спад цен с развитием технологий по производству искусственных (синтетических) алмазов. С 1960-х гг. технология НРНТ (High Pressure High Temperature) позволяет получать кристаллы технического качества, которые не оказывают влияния на рынок ювелирных изделий. С 2000-х гг. активно начала развиваться технология CVD (Chemical Vapor Decomposition), что позволило в несколько раз сократить себестоимость искусственных алмазов ювелирного качества. Согласно The Global Diamond Report 2018, себестоимость 1-каратного синтетического кристалла снизилась с 4 000 долл. до 500 долл. за последние 10 лет. Рынок искусственных алмазов способен вырасти с текущих 2 млн карат до 10-17 млн карат в 2030 г., и сегодня никто не сомневается, что лабораторные алмазы могут занять часть рынка ювелирных изделий. Однако, если производители алмазов и ювелирных украшений смогут позиционировать лабораторные и природные алмазы как два разных продукта, то в долгосрочной перспективе новые технологии не окажут критического влияния на мировую алмазную отрасль.
Мы ожидаем, что в ближайшие годы предложение алмазов на мировом рынке не будет расти, а в отдельные годы будет снижаться. При условии роста спроса на ювелирные изделия недостаток предложения может привести к развороту многолетнего нисходящего тренда в ценах алмазов.
Настроения потребителей. Снижение продаж в прошедшем году связано с обострением торговой войны между США и Китаем. Весомый вклад в снижение потребительских ожиданий внесли опасения рецессии американской экономики, замедление экономического роста Китая и политические волнения в Гонконге. В 2020 г. основной удар по потребительским настроениям нанес коронавирус: опасность заразиться вынуждает покупателей откладывать покупки в магазинах и больше времени проводить дома.
Немаловажную роль на рынке ювелирных изделий играет приток китайских туристов в США, которые совершают покупки ювелирных украшений в американских розничных магазинах. С 2016 г. туристический поток из Китая в США показывает снижение. В январе 2020 г. приток туристов упал на 6% п/п. В негативном сценарии мы ожидаем, что туристический поток снизится на 10% в 2020 г. Наибольшее падение придется на февраль, март и апрель.
Мы ожидаем, что первая половина 2020 г. будет отмечена слабой динамикой рынка ювелирных изделий. Эпидемия коронавируса заставляет потребителей по всему миру отказываться от покупок. В то же время, во втором полугодии не исключен эффект отложенного спроса: покупатели совершат запланированные покупки, и тем самым упущенные продажи ювелирных украшений.
Риски для компании. Операционная деятельность и финансовые результаты «АЛРОСА» подвергаются ряду рисков, которые способны воспрепятствовать достижению целевой цены. Мировая алмазная отрасль, напрямую связанная с индустрией роскоши, во многом зависит от предпочтений потребителей, которые с трудом поддаются прогнозу. Есть и политический фактор — «АЛРОСА» ведет деятельность в России, находящуюся под международными санкциями. Компания также владеет активами в Африке, для которой традиционно характерна нестабильная политическая и военная обстановка. Важное место занимает коронавирус — эпидемия в Китае может привести к падению спроса на ювелирные изделия и снижению продаж «АЛРОСА».
ИК «Велес Капитал»
Буду рад комментариями и ссылкам на статью