Павел
Павел личный блог
29 декабря 2020, 22:01

Экологические проблемы сжигания водорода

Все мы знаем формулу Н2О. Некоторые еще знают, что при сжигании водорода выделяется энергия (около 140 МДж/кг). Особо упоротые еще знают, что водород производят на водородных станциях, а кислород на кислородных станциях.
Еще кто-то слышал, что это самое экологичное топливо, так как выхлоп целиком состоит из водяного пара Н2О.
На этом «знания» заканчиваются.

Про то, что водяной пар — это главный парниковый газ я писал тут: 
https://smart-lab.ru/blog/659641.php
 
Теперь перейдем непосредственно к самому процессу сжигания.
Приблизительно процесс описывается формулой 2H2 + O2 = 2H2O + E
Проблема в том, что при сжигании водорода используют не чистый водород, а атмосферный воздух.
атмосферный воздух состоит из азота на 78%, кислорода на 21 % — кислород. 1% приходится на другие газы, включая ныне нелюбимый всеми СО2.

Так что же происходит?
Всё дело в том, что при температуре горения более 600 оС, а особенно после 1500оС начинается реакция азота и кислорода:
Экологические проблемы сжигания водорода
тепловой эффект реакции −180,9 кДж
NO не имеет запаха, но при вдыхании может связываться с гемоглобином, подобно угарному газу переводя его в форму, не способную переносить кислород.
При комнатной температуре и атмосферном давлении происходит окисление NO кислородом воздуха:
Экологические проблемы сжигания водорода

Оксид азота (IV) NO2 (диоксид азота; двуокись азота) в высоких концентрациях раздражает лёгкие и может привести к серьёзным последствиям для здоровья. NO2 соединяется с водой, хорошо растворяется в жире и может проникать в капилляры лёгких, где он вызывает воспаление и астматические процессы. Концентрация NO2 свыше 200 ppm считается летальной, но уже при концентрации свыше 60 ppm могут возникать неприятные ощущения и жжение в лёгких. Долговременное воздействие более низких концентраций может вызывать головную боль, проблемы с пищеварением, кашель и лёгочные заболевания.
В клинике острого отравления оксидами азота различают четыре периода: латентный, нарастания отёка лёгких, стабилизации и обратного развития[3]. В скрытом периоде мнимого благополучия, который может продолжаться 4—12 часов, больного может беспокоить конъюнктивит, ринит и фарингит за счёт раздражения слизистых оболочек, проявляющиеся кашлем, слезотечением, общим недомоганием, однако его общее состояние в целом удовлетворительное. Затем состояние больного ухудшается: по мере развития отёка лёгких появляется влажный кашель со слизистой или кровянистой мокрота, одышка, цианоз, тахикардия, субфебрильное или фебрильное повышение температуры. Возникает чувство страха, психомоторное возбуждение и судороги. В отсутствие квалифицированной медицинской помощи это может привести к летальному исходу.

 Токсичность! Оксид азота (II) — ядовитый газ с удушающим действием.


Ответствен за смог!
 Смог — это чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях. Выбросы NOx считаются одной из основных причин образования фотохимического смога:
Экологические проблемы сжигания водорода

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%B3
Но это мелочи!
Соединяясь с парами воды в атмосфере, NOx образуют азотную кислоту, и, вместе с оксидами серы, являются причиной образования кислотных дождей.
Лес после кислотного дождя:
Экологические проблемы сжигания водорода

Именно по оксидам азота сильно ударили экологические нормы ЕВРО, начиная с ЕВРО-3:
Экологические проблемы сжигания водорода
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE-6

И так, а что же при сжигании водорода?
Температура более 1500 градусов, что приводит к недопустимо высоким выбросам NOx!!!

при горении водорода в воздухе достигается температура около 2000°С.

(Кстати, эти любимые всеми клапана EGR в автомобилях как раз и призваны снижать образование оксидов азота)

Особо забавно читать выводы по эксплуатации экспериментальных энергических установок на водороде:

Газовая турбина на водороде

Ключевая технология, необходимая для масштабного использования водорода в газовой электроэнергетике, – водородная турбина. По оценке компании Mitsubishi Hitachi Power Systems (MHPS), на существующих газотурбинных установках можно увеличить долю водорода до 20% в смеси его с природным газом без существенных изменений в конструкции. MHPS успешно испытала в Японии сверхмощную газовую турбину серии J в работе на топливной смеси из природного газа (70%) и водорода (30%). Испытания были проведены на заводе в Такасаго на парогазовой установке мощностью 700 МВт (КПД – 63% с температурой газов после камеры сгорания ГТУ – 1600°C). Для сжигания топлива использовались горелки с вихревым перемешиванием. Благодаря водороду выбросы CO2 сократились на 10%, а выбросы оксидов азота, по мнению компании, «остались на удовлетворительном уровне».

www.ngv.ru/magazines/article/vodorodnaya-energetika-mify-i-realnost/

Т.е. если мы меняем смесь природного газа и водорода на (60%) и (40%), то очевидно что выбросы оксидов азота, даже по мнению компании оказываются уже на каком-то совершенно неприличном уровне!

Кроме того, водород чрезвычайно взрывопожароопасен!
10 июня 2019 года на водородной заправочной станции компании Uno-X в Саннвике (Норвегия) произошёл мощный взрыв, причиной которого послужила утечка водорода из баллона высокого давления. В результате взрыва не было погибших, однако воздействие взрыва было столь велико, что ощущалось как землетрясение в радиусе 28 километров. 
norwaytoday.info/news/explosion-sandvika-hydrogen-tank/

Кстати, ранее именно из-за оксидов азота был похоронен проект автомобиля на газотурбинном двигателе:


47 Комментариев
  • товарищ масон
    29 декабря 2020, 22:17
    водяной пар..
    хм.
    посмотрел на датчик влажности воздуха 
    20%.
    включил увлажнитель.
    летом ок 30%

    влажно там где влажно.
    а где не влажно — там и не влажно.
    тут вам не питер. хоть 10 установок поставить — полупустыня этого не заметит.

    так что ваш водяной пар — это процесс жизни планеты, а человеческий фактор в его производстве это как пукнуть на сквозняке. на сотую долю секунды может и будет заметно.

    • Сергей
      29 декабря 2020, 22:22
      товарищ масон, излишки выльются дождем, без проблем. А вот про оксид азота — интересно, не знал. Значит нужны фильтры, его улавливающие, или  чистым кислородом сжигать.
      • Спицин Дмитрий
        29 декабря 2020, 22:52
        Sergey_Sergeevich, чтоб промышленно получать кислород, нада много электричества,  и опять упирается в углеводородные тепловые электростанции. 
        • Сергей
          30 декабря 2020, 08:16
          Спицин Дмитрий, АЭС вас чем не устраивают? 
            • Сергей
              30 декабря 2020, 08:27
              Павел, АЭС в машину не засунешь (дорого, неэффективно). Ключевое слово — мобильность. 
                • Сергей
                  30 декабря 2020, 09:05
                  Павел, я не говорил что не возможно! Дорого и неэффективно. Одна БЗ только серьезно увеличит массу. Да и других проблем куча. 
        • Сергей
          30 декабря 2020, 08:18
          Павел, катализаторы… Фильтры… Ну вы же поняли что я имею в виду. Изделие для уменьшения концентрации оксида азота. 
      • товарищ масон
        29 декабря 2020, 23:30
        Павел, 
        и на его количество в атмосфере человек не влияет.
        слишком мЕлок человечишко.
  • Анатолий
    29 декабря 2020, 22:56
    А топливные элементы кто придумал? Пушкин?
  • MPlus
    29 декабря 2020, 22:58
    Планируется Генерация ВИЭ  день ночь с водородными аккумуляторами замкнутого цикла. В ЦК не дураки сидят — ночь полетите!

    От водородной генерации пока открещиваются, это наши свою заинтересованность демонстрируют. Я так понимаю


    А Маску — вот когда круизный лайнер сделает на 5000 пассажиров, тогда поговорим.
      • Владимир
        30 декабря 2020, 00:11
        Павел, вроде как есть устройства по переводу постоянного тока в переменный, но это ахренеть как дорого будет:)
        • Сергей
          30 декабря 2020, 08:23
          Владимир, инвертор называется, у меня в машине лежит. А еще на аккумуляторах подводные лодки могут работать, там тоже  есть преобразователи. 
  • Сергей Семин
    29 декабря 2020, 23:39
    Но с электромобилями такая же проблема, что баланс по ущербу экологии и баланс по экономической эффективности не сходятся, а кого это останавливает?
      • Сергей Семин
        30 декабря 2020, 13:04
        Павел, в смысле, что весь этот бред с электромобилями — это просто для отвлечения внимания и перехвата контроля за остатками нефти? Как-то уже слишком масштабно, заигрались в электро, аж глава Тойоты не сдержался :)
  • sergik99
    29 декабря 2020, 23:55
    Кроме того, водород чрезвычайно взрывопожароопасен!

    А насколько бензин чрезвычайно взрывоопасен по сравнению с дровами и углем. И все же перешли на бензин как топливо для автомобилей.

    Использование водорода как моторного топлива потребует иных технологий и культуры использования.
    • БиржеваяЖаба
      30 декабря 2020, 08:38
      sergik99, не стоит забывать что очень много машин ездят на метане, тот же сжатый взрывоопасный газ, разве что у водорода требуется меньше энергии для подрыва «гремучей смеси», нижний придел взрываемости ~3% от объема. против ~5% у метана, ну и вылезут всякие ништяки на типа наводороживание стали и как следствие потеря механических свойст. Про давление в баллонах и энергии их разрушения нечего сказать не могу.
  • G7 (Gone of seven)
    30 декабря 2020, 00:19

    Металогидриды
    1 объем палладия поглощает до 900 объемов водорода
    Глянте патент, в аккумуляторе НКБН 25 УЗ скапливалось 800 литров водорода.


    findpatent.ru/patent/267/2671322.html
  • БиржеваяЖаба
    30 декабря 2020, 08:23

    «атмосферный воздух состоит из азота на 78%, кислорода на 21 % — кислород. 1% приходится на другие газы, включая ныне нелюбимый всеми СО2.

    Так что же происходит?
    Всё дело в том, что при температуре горения более 600 оС, а особенно после 1500оС начинается реакция азота и кислорода:
    » 
    Двс работающий на метане, бензине, дизеле тоже потребляет атмосферный воздух, температура в камерах сгорания до 2000С, где обещанные кислотные дожди ?

    ну и на счет «Про то, что водяной пар — это главный парниковый газ я писал тут: 
    https://smart-lab.ru/blog/659641.php» вы представьте площадь мирового океана, рек и озер сколько они испаряют воды в час? + сколько грунтовой влаги испаряют леса? даже при выдохе у всех теплокровных идет испарение воды.

    Ну и на предприятиях давно есть нормы по выбросу оксида азота, иногда его восстанавливают до молекулярного азота.

    В общем привет с кафедры ОХТ.
      • БиржеваяЖаба
        30 декабря 2020, 08:53
        Павел, ну а все же, условия горения примерно одинаковые, оба двигателя сжигают атмосферный воздух с содержанием азота в 78%, так почему же двс на водороде должны загрязнять окружающею среду оксидами азота, а двс на углеводородах не должны?
          • БиржеваяЖаба
            30 декабря 2020, 09:14
            Павел, еще рас прошерстил интернет, температура 1800-2000, от куда данные про 900-1100?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн