Все мы знаем формулу Н2О. Некоторые еще знают, что при сжигании водорода выделяется энергия (около 140 МДж/кг). Особо упоротые еще знают, что водород производят на водородных станциях, а кислород на кислородных станциях.
Еще кто-то слышал, что это самое экологичное топливо, так как выхлоп целиком состоит из водяного пара Н2О.
На этом «знания» заканчиваются.
Про то, что водяной пар — это главный парниковый газ я писал тут:
https://smart-lab.ru/blog/659641.php
Теперь перейдем непосредственно к самому процессу сжигания.
Приблизительно процесс описывается формулой
2H2 + O2 = 2H2O + E
Проблема в том, что при сжигании водорода используют не чистый водород, а атмосферный воздух.
атмосферный воздух состоит из азота на 78%, кислорода на 21 % — кислород. 1% приходится на другие газы, включая ныне нелюбимый всеми СО2.
Так что же происходит?
Всё дело в том, что при температуре горения более 600 оС, а особенно после 1500оС начинается реакция азота и кислорода:
тепловой эффект реакции −180,9 кДж
NO не имеет запаха, но при вдыхании может связываться с гемоглобином, подобно угарному газу переводя его в форму, не способную переносить кислород.
При комнатной температуре и атмосферном давлении происходит окисление NO кислородом воздуха:
Оксид азота (IV) NO2 (диоксид азота; двуокись азота) в высоких концентрациях раздражает лёгкие и может привести к серьёзным последствиям для здоровья. NO2 соединяется с водой, хорошо растворяется в жире и может проникать в капилляры лёгких, где он вызывает воспаление и астматические процессы. Концентрация NO2 свыше 200 ppm считается летальной, но уже при концентрации свыше 60 ppm могут возникать неприятные ощущения и жжение в лёгких. Долговременное воздействие более низких концентраций может вызывать головную боль, проблемы с пищеварением, кашель и лёгочные заболевания.
В клинике острого отравления оксидами азота различают четыре периода: латентный, нарастания отёка лёгких, стабилизации и обратного развития[3]. В скрытом периоде мнимого благополучия, который может продолжаться 4—12 часов, больного может беспокоить конъюнктивит, ринит и фарингит за счёт раздражения слизистых оболочек, проявляющиеся кашлем, слезотечением, общим недомоганием, однако его общее состояние в целом удовлетворительное. Затем состояние больного ухудшается: по мере развития отёка лёгких появляется влажный кашель со слизистой или кровянистой мокрота, одышка, цианоз, тахикардия, субфебрильное или фебрильное повышение температуры. Возникает чувство страха, психомоторное возбуждение и судороги. В отсутствие квалифицированной медицинской помощи это может привести к летальному исходу.
Токсичность! Оксид азота (II) — ядовитый газ с удушающим действием.
Ответствен за смог!
Смог — это чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях. Выбросы NOx считаются одной из основных причин образования фотохимического смога:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%B3
Но это мелочи!
Соединяясь с парами воды в атмосфере, NOx образуют азотную кислоту, и, вместе с оксидами серы, являются причиной образования кислотных дождей.
Лес после кислотного дождя:
Именно по оксидам азота сильно ударили экологические нормы ЕВРО, начиная с ЕВРО-3:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE-6
И так, а что же при сжигании водорода?
Температура более 1500 градусов, что приводит к недопустимо высоким выбросам NOx!!!
при горении водорода в воздухе достигается температура около 2000°С.
(Кстати, эти любимые всеми клапана EGR в автомобилях как раз и призваны снижать образование оксидов азота)
Особо забавно читать выводы по эксплуатации экспериментальных энергических установок на водороде:
Газовая турбина на водороде
Ключевая технология, необходимая для масштабного использования водорода в газовой электроэнергетике, – водородная турбина. По оценке компании Mitsubishi Hitachi Power Systems (MHPS), на существующих газотурбинных установках можно увеличить долю водорода до 20% в смеси его с природным газом без существенных изменений в конструкции. MHPS успешно испытала в Японии сверхмощную газовую турбину серии J в работе на топливной смеси из природного газа (70%) и водорода (30%). Испытания были проведены на заводе в Такасаго на парогазовой установке мощностью 700 МВт (КПД – 63% с температурой газов после камеры сгорания ГТУ – 1600°C). Для сжигания топлива использовались горелки с вихревым перемешиванием. Благодаря водороду выбросы CO2 сократились на 10%, а выбросы оксидов азота, по мнению компании, «остались на удовлетворительном уровне».
www.ngv.ru/magazines/article/vodorodnaya-energetika-mify-i-realnost/
Т.е. если мы меняем смесь природного газа и водорода на (60%) и (40%), то очевидно что выбросы оксидов азота, даже по мнению компании оказываются уже на каком-то совершенно неприличном уровне!
Кроме того, водород чрезвычайно взрывопожароопасен!
10 июня 2019 года на водородной заправочной станции компании Uno-X в Саннвике (Норвегия) произошёл мощный взрыв, причиной которого послужила утечка водорода из баллона высокого давления. В результате взрыва не было погибших, однако воздействие взрыва было столь велико, что ощущалось как землетрясение в радиусе 28 километров.
norwaytoday.info/news/explosion-sandvika-hydrogen-tank/
Кстати, ранее именно из-за оксидов азота был похоронен проект автомобиля на газотурбинном двигателе:
хм.
посмотрел на датчик влажности воздуха
20%.
включил увлажнитель.
летом ок 30%
влажно там где влажно.
а где не влажно — там и не влажно.
тут вам не питер. хоть 10 установок поставить — полупустыня этого не заметит.
так что ваш водяной пар — это процесс жизни планеты, а человеческий фактор в его производстве это как пукнуть на сквозняке. на сотую долю секунды может и будет заметно.
Чистый кислород и чистый водород вместе хранить нельзя. Иначе может рвануть покруче чем в Бейруте раз в 10
и на его количество в атмосфере человек не влияет.
слишком мЕлок человечишко.
От водородной генерации пока открещиваются, это наши свою заинтересованность демонстрируют. Я так понимаю
А Маску — вот когда круизный лайнер сделает на 5000 пассажиров, тогда поговорим.
КПД топливного элемента сколько? 40-50%?
электролит топливного элемента — это экологично?
Водород где хранить? Там такой маленькой бочки не хватит.
Где вы столько спецов возьмете на электролизеры?
И картинка не полная! Топливный элемент вырабатывает постоянный ток. Как вы собираетесь его в ЛЭП запихнуть?
Постоянный ток лучше в быту — это хранить добыть легко, легко и дёшево хранить
А насколько бензин чрезвычайно взрывоопасен по сравнению с дровами и углем. И все же перешли на бензин как топливо для автомобилей.
Использование водорода как моторного топлива потребует иных технологий и культуры использования.
Металогидриды
findpatent.ru/patent/267/2671322.html1 объем палладия поглощает до 900 объемов водорода
Глянте патент, в аккумуляторе НКБН 25 УЗ скапливалось 800 литров водорода.
«атмосферный воздух состоит из азота на 78%, кислорода на 21 % — кислород. 1% приходится на другие газы, включая ныне нелюбимый всеми СО2.
Так что же происходит?
Всё дело в том, что при температуре горения более 600 оС, а особенно после 1500оС начинается реакция азота и кислорода:
»
Двс работающий на метане, бензине, дизеле тоже потребляет атмосферный воздух, температура в камерах сгорания до 2000С, где обещанные кислотные дожди ?
ну и на счет «Про то, что водяной пар — это главный парниковый газ я писал тут:
https://smart-lab.ru/blog/659641.php» вы представьте площадь мирового океана, рек и озер сколько они испаряют воды в час? + сколько грунтовой влаги испаряют леса? даже при выдохе у всех теплокровных идет испарение воды.
Ну и на предприятиях давно есть нормы по выбросу оксида азота, иногда его восстанавливают до молекулярного азота.
В общем привет с кафедры ОХТ.
Привет с кафедры энергетики!