В какие акции инвестировать — Mastercard, Visa, PayPal, American Express или Apple Pay, Google Pay, Amazon Pay, Samsung Pay?
Раньше все расплачивались наличными. Но данный способ оплаты уходит в прошлое.
Почему?
— властям не нравится наличные, это основной способ оплаты теневой экономики и способ ухода от налогов. Например, в Швеции есть план скоро тотального перехода на безналичный расчёт, другие страны также предпринимают все усилия для увеличения доли безналичной оплаты.
— всё больше покупок осуществляется онлайн (не наличными) и такой способ покупок растет как в развитых странах, так и в развивающихся.
— молодое поколение всё больше отказывается от наличных и использует карты и мобильные приложения для оплаты.
— коронавирус сильно изменил модель поведения людей, все стали больше покупать онлайн и даже в оффлайн магазинах избегать наличных. Эксперты отмечают, что, привыкнув к безналу, потребители уже не возвращаются к наличным.
Какие компании будут главными бенефициарами этого процесса?
Многим сразу на ум приходят компании Apple, Google, Amazon, Samsung, которые кажутся более перспективными и модными средствами платежа.
Однако, стоит сразу сказать, что Apple Pay, Google Pay, Amazon Pay, Samsung Pay – это по сути тот же самый способ оплаты через Mastercard или Visa, но просто с надстройкой в виде приложения кошелька от Apple, Google, Amazon или Samsung. Оплата без участия Mastercard или Visa невозможна. И большая часть комиссии за оплату через эти приложения уходят конечно Mastercard/Visa, так как именно они делают основную работу.
Единственная компания из списка, которая является реальной альтернативой – это PayPal. Хотя частично оплата в PayPal происходит тоже через Mastercard или Visa если привязана банковская карта. Но если клиент привязал банковский счет, то оплата может происходить без участия Mastercard/Visa.
Поэтому стоить отметить, что скорее конкуренция в этом процессе происходит между тремя компаниями — Mastercard, Visa и PayPal.
PayPal при этом является технологией оплаты в онлайн магазинах. Исторически развитие PayPal началось, когда Ebay сделал основным средством платежа PayPal. Но спустя время после того, как PayPal полностью отделился от Ebay, даже компания Ebay решила снижать долю PayPal, вводя процессинг через Mastercard/Visa.
В результате покупатели в онлайн-магазинах имеют широкий выбор способов оплаты: физическая/виртуальная карта Mastercard/Visa, через Apple/Google/Amazon/Samsung Pay и только одна из опций — через PayPal и в основном только в онлайн-магазинах.
Также стоит учитывать, что за оплату Mastercard/Visa обычно есть какие-то бонусы от банков потребителям, а за оплату PayPal бонусов никаких может и не быть. Поэтому использование PayPal является скорее модной темой в некоторых странах (главным образом в США), а развитие этой технологии оплаты в других странах не происходит (например, из РФ PayPal уже совсем ушел как средство платежа).
В отношении American Express можно сказать, что это более дорогой аналог Mastercard/Visa, который распространен в дорогих магазинах, дает больше бонусов потребителям, но стоит намного дороже для магазинов. Поэтому скорее это средство платежа останется для дорогих магазинов в США и некоторых других странах, например, в Duty Free или магазинах дорогих брендов. Для массового потребителя слишком высокая ежемесячная комиссия и далека не везде принимается к оплате.
Почему Mastercard и Visa будут в будущем будет по-прежнему основным средством платежа в мире?
У Mastercard/ Visa есть только несколько реальных конкурентов:
1.Наличные, но этот конкурент отдает рынок онлайн платежам. Например, количество онлайн транзакций в Индии и Китае растет на 50% в год. В развитых странах США и Великобритания, где все уже и так используют карты, количество онлайн транзакций увеличивается на 10% в год. Доля наличных неуклонно снижается.
2.Местные платежные системы — МИР в РФ, UnionPay в Китае, JCB в Японии.
Эти платежные системы могут как-то конкурировать с Mastercard/ Visa на локальном рынке, но не могут конкурировать как глобальное средство платежа. Может быть ради китайский туристов некоторые магазины для туристов и готовы принимать UnionPay. Но вот договариваться c JCB или МИР даже магазины для туристов в других странах не готовы, не говоря уже о других магазинах.
Могут ли обойтись без Mastercard/ Visa?
Нет. Или тому, кто захочет это сделать, это будет стоить десятилетия работы по завоеванию рынка и сотни миллиардов долларов инвестиций. Фактически никто из компаний даже не начал этот процесс. Например, PayPal даже не пытается это сделать в оффлайн-магазинах.
Бизнес Mastercard или Visa можно сравнивать с построенной железной дорогой по всему миру к каждому населенному пункту. Что если кто-то захочет отправить поезд по железной дороге? Для этого нужно договориться с владельцем дороги и платить ему. Так сделали Apple/Google/Amazon/Samsung, которые договорились с Mastercard/ Visa об использовании их процессинга для проведения оплаты.
Могут ли они сами построить свою железную дорогу (процессинг)?
Какой смысл строить параллельно такую же дорогу и окупятся ли эти вложения? Для этого нужно не только построить IT систему процессинга, но и договориться со всеми банками и регуляторами во всех странах, чтобы магазины везде могли принимать оплату через новый процессинг и доверяли этой системе.
Есть ли риски для Mastercard/ Visa?
Да, конечно основные риски связаны с отдельными государствами, которые могут популяризировать свои системы локально (но это никак не мешает Mastercard/ Visa быть безальтернативными методом оплаты глобально), оказывать давление для снижения размера комиссий (но большая часть комиссии исходит от банков). Например, в РФ система МИР получает в среднем 0,16%, Mastercard/ Visa — 0,3%, не очень то похоже на монопольное злоупотребление положением (Mastercard/ Visa смогут прожить и на 0,16%, но тотальное введение МИР уменьшает прибыль для банков и размер бонусов для клиентов, так что непонятно кто от этого выиграет, главный потребитель – покупатель, а не магазины). Кроме того, властям нужно популяризировать безнал и бороться в первую очередь с наличными, а не с главными методами безналичной оплаты, которым фактически реальной альтернативы для оплаты в большинстве стран нет.
Даже если представить сценарий, что в РФ все начнут использовать МИР, то для Mastercard/ Visa – это всего лишь 1% мирового рынка, да и для поездок заграницу или покупки в иностранном интернет-магазине все равно нужен будет Mastercard/ Visa.
Какие перспективы акций Mastercard/ Visa?
Mastercard/ Visa очень похожи по финансовым показателям если сравнивать по коэффициентам. Они платят около 0,8% дивидендной доходности, 2-3% от своей стоимости каждый год направляют на выкуп своих же акций с рынка (аналог возврата денег акционерам). Потенциальный рост на ближайшие годы финансовых показателей и дивидендов особенно после возвращения путешествий (треть выручки связана с оплатой в другой валюте) – 20-30% в год.
Поэтому из всех эти компаний в портфеле иностранных акций я выбираю Mastercard и Visa с немного большей долей Mastercard, так как Visa больше ориентирована на рынок США, а рост Mastercard в других странах больше.
Хотя, как ранее писал в своем канале @InvestBuffett, российские дивидендные акции на данный момент приносят мне больше доходности — за последний год более 100% дохода, а американские только 25%. Но в любом случае для диверсификации рисков важно иметь и те и другие.
Если вы смотрите исключительно на 2-3 квартал 2020 года может показаться, что Mastercard и Visa стагнирует, а PayPal и Square растут. Но это было связано исключительно из-за коронавируса, из-за которого снизилась доля оплаты в другой валюте (треть выручки Mastercard и Visa) и выросла доля домашнего рынка США (PayPal и Square).
PayPal и Square — это компании, которые вообще сильно ориентированы на США, в других странах они почти даже не пытаются конкурировать с Mastercard и Visa.
Если посмотрите уже рост 30% Mastercard и Visa в 2021 году и рост только 20% PayPal. Получается тогда в 2021 году взлет у Mastercard и Visa, а у PayPal стагнация, следуя вашей логике?
У Square при этом рост за счет биткоина, крайне спекулятивный фактор. Square — вообще кстати не конкурент Mastercard и Visa, чем больше Square развивает платежные терминалы в торговых точках, тем лучше Mastercard и Visa.
Я согласен, что пандемия стала катализатором роста PayPal. Однако и до неё компания опережала традиционные платёжные системы.
Мне, как инвестору по большому счёту без разницы, кто из них на какой сектор ориентируется. Меня в первую очередь интересует рост котировок.
Да, рост котировок очень важен.
Но тут главное проверить не оторвался ли рост котировок от реальных финансовых показателей.
В случае PayPal на мой взгляд так и прозошло.
Если выручка PayPal сейчас растут на 20%, а у Mastercard и Visa рост на 30%, то почему тогда соотношение капитализация/прибыль у PayPal в 2 раза хуже? Т.е. получается PayPal стоит в 2 раза дороже Mastercard и Visa, хотя позиции на рынке PayPal менее устойчивы.
Чисто теоретически PayPal можете и совсем превратиться в нишевого игрока в будущем типа American Express или Diners Club. В рынке платежных систем нужно будет на первых позициях, а первые позиции у Mastercard и Visa, включая работающих через них Apple, Google, Amazon Pay.
Да даже у самого PayPal пополнение счета в большинстве случаев через карту Mastercard и Visa…
Но при покупки акций надо понять — они переоценены или нет. Их бизнес может принести больше в долгосрочке, чем рассчитывает рынок?
А так любая российская голубая фишка (анализирую только российский рынок) имеет очень хороший и устойчивый бизнес. Но не факт, что акционеры озолотятся)
Да, именно так. Поэтому российские дивидендные акции у меня в портфеле занимают большую долю.
Но если сравнивать именно американские акции, то легко заметить что переоценены именно PayPal и Square, стоимость акций Mastercard и Visa выглядят более убедительной к текущим финансовым показателям и их динамике.
Где? В России?
В большинстве стран мира западные платежные системы — это и есть единственный способ оплаты конкурирующей с наличными.
Только Китай, Япония, но теперь и Россия развивают свои платежные системы. Но при этом туристы будут приезжать в эти страны и все равно пытаться платить Mastercard и Visa (картой или через Apple/Google Pay).
Или вы думаете европейский туристы будут выпускать карту МИР для того, чтобы съездить в РФ?
Или думаете кто-то из европейский клиентов, чтобы купить в интернет магазине захочет выпустить карту UnionPay, чтобы купить в АлиЭкспресс из Китая?
В каждой стране своей системы нет. Есть только в Китае и Японии, недавно появилось в России МИР (но по прежнему в РФ основные системы Mastercard и Visa). При этом в Китае и Японии Mastercard и Visa тоже начали популяризироваться выдавливая местного монополиста хотя бы со стороны туризма.
Вообще для платежных системы основные рынки — это США и Европа, где естественно Mastercard и Visa и являются местными системами. Россия — это меньше 1% мирового рынка. Или всерьез думаете, что МИР или китайская система будет пытаться завоевать Европу?
Если говорить чисто про РФ кажется пока Mastercard и Visa рынок не отдадут. Mastercard и Visa растут на 20-30% в год даже здесь в РФ, несмотря на появления МИР и системы быстрых платежей.
Вайлдберриз запустила акцию себе в убыток — фактически Mastercard и Visa для них дороже только на 0,5% (а не 2% скидки сколько они дают). Вайлдберриз видимо пытается продавить даже не Mastercard и Visa, а свои обслуживающие банки, чтобы снизили комиссию им до размера МИР.