По мере того как отраслевые эксперты размышляют о способах перемещения в будущем, всё чаще говорят о небе. Профи авиации до хорошо финансируемых стартапов — работают над тем, чтобы сделать электрические воздушные такси реальностью. Хотя этот сектор находится в зачаточном состоянии, и некоторые ключевые факторы остаются неясными, многие инсайдеры полагают, что в ближайшем будущем мы увидим, как то, что на отраслевом языке называется электрическими самолетами с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL), поднимется в небо.
«Новые технологии часто вызывают скептицизм», — говорит Балкиз Сарихан, глава Airbus по реализации стратегии и партнерским. «Вспомните смартфон, который изображался как предмет роскоши, а теперь стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня никто не может представить жизнь без него».
Airbus стал крупным игроком в этом секторе, начав развивать eVTOL в 2014 году, что привело к разработке Vahana, одноместной самопилотируемой модели с наклонным крылом; и CityAirbus, четырехместный дистанционно пилотируемый мультикоптер с четырьмя канальными силовыми установками с высокой подъемной силой. Летные испытания этих двух машин завершены. Всего они выполнили 242 летных и наземных испытания и пролетели более 965 км.
Скептики указывают на отсутствие проверенной бизнес-модели, сомневаясь, что публика примет вид футуристических судов, которые выглядят так, как будто они принадлежат злодею из научной фантастики. Прототипы и визуализация eVTOL напоминают вертолет, пересекающийся с небольшим самолетом, с изогнутыми аэродинамическими характеристиками.
Ключевой вопрос, на который нет единого ответа, — кто будет летать на этих самолетах. Несколько компаний сосредоточены на одноместных самолетах, а это означает, что заказчик будет нести ответственность за определенные функции, а другие имеют несколько кресел с местом для пилота, хотя отраслевые эксперты не думают, что это будет финансово целесообразно для компаний найти, обучать и оплачивать количество пилотов, необходимое для таких полетов.
Скептики также задаются вопросом о неизбежных нормативных препятствиях — Федеральное управление гражданской авиации США никогда не одобряло электрические летательные аппараты, беспилотные или иные, — плюс проблемы с шумом и другие практические вопросы, такие как необходимость в посадочных площадках для eVTOL.
Защитники технологии, однако, утверждают, что воздушные такси избавят от загруженных транспортным потоком улицы.
Базирующаяся в Калифорнии компания Archer Aviation подписала соглашение о покупке самолетов и сотрудничестве с United Airlines Holdings на сумму 1 миллиард долларов, в результате чего Archer стала первой компанией eVTOL, получившей контракт от крупной авиакомпании.
Archer утверждает, что сможет перевозить пассажиров из Сан-Франциско в Сан-Хосе в Калифорнии за 20 минут, или из Манхэттена в международный аэропорт Джона Ф. Кеннеди всего за 10 минут.
Большинство компаний, вероятно, примут на вооружение модель вызова и совместных полётов, аналогичную модели Uber, которая позволит разделить расходы на самолет между многими пассажирами.
Это что за желтая пресса?