Уважаемые читатели,
Мы хотим показать вам одну из самых интересных ставок за долгое время. Сегодня вы узнаете, как работают короткие сквизы, а затем мы познакомим вас с захватывающей возможностью.
Сегодня мы поговорим о триллере, посвященном поглощению автопроизводителей: как Porsche безуспешно пыталась поглотить могущественную Volkswagen Group — и захлебнулась.
Частью этой истории является эффектная короткая продажа, в то время как одни потеряли миллиарды, другие эти миллиарды заработали.
Что такое короткие продажи?
Короткие продажи — это сделки, в которых инвестор делает ставку на падение цены акции, а взамен берет и продает акцию за определенную плату. Если цена акции упадет, как ожидалось, он может купить акцию позже по более низкой цене и вернуть ее. Если происходит обратное, он вынужден приобретать бумагу практически по любой цене.
Мы отправляемся в 2008 год, в самый разгар финансового кризиса. 15 сентября американский инвестиционный банк Lehman Brothers подал заявление о банкротстве, и рынки играли в прыжки на тарзанке (без веревки). Акции Volkswagen также рухнули. Многие инвесторы, а также хедж-фонды ставили на то, что акция будет падать и дальше, и, соответственно, делали короткие ставки.
Porsche сбрасывает бомбу на рынок 26 октября 2008 года.
Porsche уже в 2005 году начала потихоньку увеличивать свои акции VW. Большой целью было поглощение VW. Для этого компания заняла деньги у банков и сделала несколько сложных ценовых ставок. Вот почему падение цены акций было просто плохо — и дорого — для Porsche. Porsche пришлось действовать, чтобы доля VW снова выросла.
Поэтому 26 октября, в воскресенье, Porsche раскрыла, сколько акций VW у нее уже есть. Всего 42,6 процента обыкновенных акций и 31,5 процента в виде опционов (т.е. право купить эти акции в определенное время). Поскольку государство Нижняя Саксония владело примерно 20 процентами акций, это оставляло в свободном доступе на рынке только 5,7 процента акций VW.
Поэтому в следующий понедельник на DAXе начался настоящий ад. Потому что теперь хедж-фонды и другие инвесторы, сделавшие ставку на падение цен VW, столкнулись с огромной проблемой. Акций, с помощью которых они могли бы выполнить свои обязательства по поставке, практически не было. Но они были обязаны их вернуть (см. выше).
Когда акций VW почти не осталось...
С 200 до более чем 1000 евро
Поэтому акции VW были в дефиците. А когда что-то в дефиците, цена растет: цена акций выросла с 200 евро до более чем 1000 евро. В краткосрочной перспективе VW был самой дорогой компанией в мире по рыночной капитализации. Для хедж-фондов и многих других инвесторов, сделавших ставку на падение цен, это была катастрофа.
Как сообщила газета Financial Times, хедж-фонды, такие как Glenhill Capital и Viking, потеряли за один день около 15 миллиардов евро. Такие гиганты индустрии, как Ларри Роббинс или Дэвид Эйнхорн, также играли в азартные игры.
В выигрыше оказались те инвесторы, которые купили акции незадолго до сокращения.
Как видите, когда констелляция подходит, иногда открываются очень интересные возможности. И на основе опыта с VW мы хотим обратить ваше внимание на захватывающую возможность торговли выбросами CO2. Возможно, это самая удачная возможность десятилетия.
Аналогичная ситуация может возникнуть в секторе углеродных кредитов. Действительно, за последние месяцы цена европейских сертификатов CO2 уже выросла в двенадцать раз.
Но с самого начала...
Система торговли выбросами Европейского союза (EU ETS) разработана для использования рыночных сил для достижения агрессивных целей ЕС по сокращению выбросов, в частности, обязательства по сокращению выбросов углерода на 55% к 2030 году (по сравнению с базовым 1990 годом). Вот относительно доброкачественный обзор системы из Википедии:
«Согласно принципу „cap and trade“, устанавливается максимальный (предельный) объем парниковых газов, который может быть выброшен всеми участвующими предприятиями. Разрешения ЕС на выбросы затем выставляются на аукцион или распределяются бесплатно и впоследствии могут быть предметом сделок. Предприятия должны отслеживать и сообщать о своих выбросах CO2, обеспечивая достаточное количество квот для покрытия своих выбросов. Если выбросы превышают допустимый уровень, предприятие должно купить квоты у других. И наоборот, если установка добилась хороших результатов в сокращении выбросов, она может продать оставшиеся у нее квоты. Это позволяет системе находить наиболее экономически эффективные способы сокращения выбросов без значительного вмешательства государства».
Все это звучит хорошо, но, похоже, в конструкции EU ETS есть существенный недостаток:
эмитенты испытывают чистый дефицит, а свободное обращение сокращается.
В масштабах всей европейской экономики компании выбрасывают гораздо больше CO2, чем разрешено их все более агрессивными целевыми показателями, и мы считаем, что в ближайшие годы ситуация ухудшится. Если компания выбросила больше, чем количество имеющихся у нее квот, она должна выйти на открытый рынок и приобрести больше. Если она не сделает этого к ежегодному сроку 30 апреля, произойдет две вещи. Во-первых, компания должна заплатить штраф в размере 110 евро за каждый недополученный квот, и — что особенно важно — уплата этого штрафа не снимает с нее обязательства по поставке квот! Это обязательство просто переносится на следующий период, что увеличивает спрос на ограниченные квоты следующего периода. Естественно, рынок начал понимать эту динамику, и цена на эти квоты резко возросла, хотя они все еще торгуются значительно ниже суммы штрафа в 110 евро.
Чтобы усугубить ситуацию, ЕС измеряет и публикует общее количество разрешений в обращении (TNAIC) и использует этот показатель для дальнейшего сокращения количества новых разрешений, выставляемых на аукцион в предстоящий период.
Вот цитата из пресс-релиза Европейской комиссии по этому вопросу, опубликованного в мае этого года:
«Европейская комиссия опубликовала сегодня общее количество квот, находящихся в обращении на европейском углеродном рынке. Оно составляет 1 578 772 426 квот. В то же время в прошлом году эта сумма составляла 1 385 496 166 квот...».
И ЕС снова сократит предложение квот почти на 380 миллионов до августа 2022 года.
По сути, это механизм HODL (HODL = Держать и ждать вечно). В то время как EU ETS сокращает вновь выдаваемые квоты, их схема одновременно поощряет внешних спекулянтов покупать и удерживать существующие квоты, поглощая предложение, прекрасно зная, что на другой стороне сделки есть вынужденный покупатель. Без политического вмешательства трудно представить себе сценарий, при котором можно было бы избежать короткого сжатия по типу VW. Конечно, такое вмешательство может произойти в любой момент, и мы настроены «по-бычьи» в отношении торговли, и естественно согласиться с тем, что цена намного выше, и трудно не согласиться с идеей short squeeze.
Европа уже много лет делает все возможное, чтобы уничтожить отечественных производителей электроэнергии и разрушить свою промышленность. Что мешает иностранным противникам помочь им в этом, подняв цену на эти углеродные сертификаты, чтобы создать экономические преимущества для себя? Сколько на самом деле нужно денег, чтобы удвоить или утроить цену на углерод в ЕС? Что бы ни случилось, это одна из самых увлекательных историй, с которыми мы сталкивались за последнее время.
Одним словом, европейские углеродные квоты уже в дефиците, и предложение будет продолжать сокращаться. Рост цен почти гарантирован для держателя углеродных кредитов. Вопрос в том, может ли произойти короткое сжатие, подобное тому, что произошло с VW. И если да, то в какие продукты лучше всего инвестировать?
Выше: Цена разрешения на выброс одной тонны CO2 в ЕС (коммунальные службы, промышленность, авиакомпании...) в виде фьючерсов EUA.
Об отдельных компаниях, цены на которые могут резко возрасти в ближайшем будущем, вы можете бесплатно прочитать в нашем последнем информационном бюллетене перейдя по ССЫЛКЕ
Как вы можете заработать на акциях, связанных с природным газом? Узнайте об этом в новом эпизоде подкаста: ССЫЛКА + YouTube
С уважением,
Александр Голдстейн