Как и в предыдущей статье, начнем с топ-10 стран по природным ресурсам:
Нетрудно посчитать, что совокупные ресурсы России равны суммам США и СА (2 и 3 место), или Канаде, Ирану и КНР (5, 6 и 7 места), или сумме последних четырех стран.
И еще одна важная таблица, которую тоже необходимо знать всем, кому не плевать на Россию и ее граждан:
Т.е. РФ продает свои ресурсы в 5-8 раз дешевле конкурентов, как ресурсы, а не готовый продукт.
Теперь перейдем к теме статьи:
ВВП РФ номинально за 2021 год составляет 131 трлн рублей, а основа экономики любой нормальной страны — это внутренний спрос, вот о нем непосредственно и поговорим.
Самые большие потребительские рынки России (данные за 2021 год):
продукты питания |
18,5 трлн |
жилая недвижимость |
92,6 млн кв м жилья, оценочный объем рынка ~9 трлн |
легковые автомобили |
3,36 трлн (1,67 млн авто) |
бытовая техника и электроника |
2,5 трлн |
фармацевтика и косметика |
2 трлн |
автозапчасти и компоненты |
1,9 трлн |
рынок одежды и обуви |
1,85 трлн |
рынок мебели и товаров для дома |
1,1 трлн |
Отдельно хочу отметить рынок коммунальных услуг. Я не смог найти точные данные, но могу оценить его между 5 и 7 трлн руб в год, безусловно, это очень большой рынок, и включает в себя как товары (тепло, газ, вода, э/э), так и услуги (убрать, помыть, отремонтировать, вывезти и тд)
Связанные рынки — это рынок жилья, ЖКХ, автомобилей, автозапчастей и компонентов, бытовой техники и электроники и мебели и товаров для дома. При росте чего-то одного — запускается эффект роста всего, и это ВСЕГО — это ТРЕТЬ ВВП СТРАНЫ
Уточню важный нюанс: вышеперечисленные рынки — это исключительно гражданское потребление и не включает в себя объем конечного потребления бизнесом, разными государственными учреждениями и прочими организациями. Но поставщики для граждан и организаций обычно одни и те же, а значит с учетом потребления организаций и государства выходит ~ половина экономики зависит от возможности произвести и построить!
Также по сути это все рынок т.н. «ширпотреба», т.е. потребительских товаров, для создания которых не нужно ничего, кроме ресурсов, — достаточно элементарных технологий. Даже рынок автомобилей и электроники не является чем-то сверхсложным, и большинство товаров народного потребления на этих рынках вполне может производить почти любая страна, тем более Россия.
Основной объект анализа — рынки жилой недвижимости и легковых автомобилей. Единственная причина, почему так дорожают квадратные метры и даже элементарные телеги с мотором производства Автоваза — их тотальный дефицит и отсутствие конкуренции.
В первой статье я приводил данные по строительству жилья в год на человека в США, КНР и РФ, а также жилой фонд на человека, рассмотрим этот вопрос подробнее:
Страна |
М2/чел в год |
М2/чел всего |
Всего жилья млн м2 (население млн чел) |
Россия |
0,6 |
25 |
3 637,5 (145,5) |
США |
1,5 |
70 |
21 119 (301,7) |
КНР |
3,9 |
30 |
43 290 (1 443) |
Великобритания |
- |
50 |
3 350 (67) |
Германия |
- |
44 |
3 661 (83,2) |
Франция |
- |
41 |
2 763,5 (67,4) |
ЕС в среднем |
0,9 |
37 |
16 539 (447) |
Скандинавия и Канада |
- |
65-82 |
4 500 (60) |
Две основные сферы экономики, обладающие максимальным мультипликативным эффектом — это строительство и автомобилестроение (напомню, что у строительства мультипликатор 6, а у автомобилестроения 9), поэтому вторая таблица про автомобили:
Страна |
Продано шт. в год в 2021 |
Автомобилей на 1000 чел (данные на год) |
Автомобилей всего |
Россия |
1 666 778 |
391 (2020) |
50 400 000 |
США |
15 493 145 |
837 (2020) |
275 924 442 |
КНР |
26 248 288 |
219 (2020) |
307 000 000 |
Великобритания |
2 008 549 |
575 (2020) |
39 200 000 |
Германия |
2 921 963 |
628 (2020) |
52 275 833 |
Франция |
2 142 410 |
667 (2020) |
44 944 450 |
Италия |
1 629 590 |
756 (2020) |
44 999 681 |
Скандинавия и Канада |
2 378 958 |
650(2020) |
38 845 116 |
Почему я рассматриваю именно эти государства:
1) КНР — передовая экономика 21 века, которая от нищей страны за 50 лет достигла невероятных высот, безусловный лидер и по строительству, и по производству автомобилей
2) США — ближайший аналог РФ: большая территория, значительное население, огромное количество ресурсов
3) Западная Европа — как США, только без территории и ресурсов. Старый Свет, куда же без них
4) Канада и Скандинавия — страны с сопоставимой РФ плотностью населения и в среднем значительно более холодные по климату, в совокупности могут служить интересным примером. В 2,5 раза меньше население, чем в РФ, и в 2,5 раза лучше все показатели.
А теперь я хочу проанализировать эти две простые и наглядные таблицы не в отрыве друг от друга, а именно вместе, как зависимые друг от друга. Если взять структуру квадратных метров, то в России более 2/3 составляют многоквартирные дома, а менее 1/3 — ИЖС. В других рассматриваемых странах соотношение прямо противоположное: более 2/3 жилой площади — это ИЖС, при этом ситуация такова не только в США, Канаде и Скандинавии, но в Западной Европе и даже Китае. Т.е. люди в развитых странах предпочитают жить в собственных домах, но, как ни странно, и в России люди хотят того же (только не могут этого себе позволить), о чем и свидетельствуют данные опроса этого года:
Т.е. чуть более 2/3 опрошенных хотят жить в собственном доме (какое удивительное совпадение), но не могут, и вот почему:
* низкая автомобилизация страны
Чтобы жить в индивидуальном жилье, нужно туда доехать.
* отсутствие каких-либо программ для индивидуального жилья
Льготная ипотека для человейников и подобное уже есть давно, а относительно ИЖС только месяц назад начались какие-то рассуждения
* отсутствие «культуры» строительства
Разные бригады строят как хотят, конские ценники на сырье и материалы до недавнего времени. В общем, рынок ИЖС и индустрия ИЖС — сравнительно маленькая и неразвитая
* полная незаинтересованность федеральных и муниципальных властей развивать пригороды
Оно и понятно, гораздо больше можно спиздить на продаже куска земли в центре города, чем отвести поле или часть леса под ИЖС. К тому же, это еще и в разы проще — не нужно проводить электросети и газ, строить дороги и другую инфраструктуру, думать о детских садах и школах. Строя человейник в центре города, тоже неплохо бы позаботиться о инфраструктуре, но этот вопрос легко решить, запихнув в класс вместо 20 детей всего-то 35, а на коммунальные сети, которые на совесть строили товарищи коммунисты из недалекого прошлого, вполне можно повесить еще +100% нагрузки.
* мощнейшее лобби застройщиков в правительстве и администрации каждого мало-мальски живого населенного пункта РФ
Что бы хотелось видеть в «правильной» России:
1) строительство на уровне 1,5 м2 на чел в год и более, причем не более 0,5 м2 — многоэтажки, а остальное малоэтажки и ИЖС, т.е. рост сегмента с 0,2 м2 до 1 м2 — в 5 раз и более!!!
2) развитие пригорода и в целом появления на государственном уровне науки урбанистики и словосочетания урбанистическая структура
3) рост автомобилизации страны, которая находится на катастрофически низком уровне и блокирует развитие, минимум в 2 раза
4) рост рождаемости; в предыдущей статье я писал о том, что рождаемость в сельских территориях в 1,5-2 раза выше, чем в городе, — причем я убежден, что пригород тоже является аналогом села. Село — это экология, природа и стиль жизни, а не обязательство пахать поле плугом каждый день. Можно жить в сельской местности/деревне и работать программистом, или ездить на личном авто на завод по сборке автомобилей/тостеров или производству бетонных блоков на расстоянии 50 км от твоего «села», тратя на дорогу 40 минут.
5) проектирование и развитие агломераций, т.е. создание равномерной сети крупных (100-300 тыс чел) городов на определенном расстоянии друг от друга с заполнением этих расстояний промышленными зонами, деревнями и поселками, парками и заповедниками, автомагистралями и другими транспортными проектами. Это необходимо делать вместо того, чтобы вплотную ко МКАД застроить очередной микрорайон на 70 тыс населения, или снести пару заводов или несколько кварталов хрущевок в центре миллионника и построить там дома по 27 этажей.
Эти цели абсолютно реальны, достижимы и не требуют сверхъестественных «марсианских» технологий, а экономический эффект — 1) удвоение рынка жилья в денежном выражении и рост в 2,5 раза в количественном выражении, 2) удвоение рынка легковых авто в денежном выражении и рост в три раза в количественном, а также 3) создание промышленного ядра, с помощью которого можно удовлетворить не только спрос со стороны населения, но и со стороны бизнеса и других организаций.
Крайне важно понимать, что рост цен на “старших потребительских рынках" происходит преимущественно из-за тотального дефицита товара на этих рынках. Но при этом страна обладает как материальными, так и трудовыми ресурсами для удовлетворения этого спроса, а также владеет базовыми технологиями, с которых можно начать насыщать рынок. Например, при трехкратном росте выпуска автомобилей цена снизится в полтора раза, при этом прибыль промышленности и размер самой промышленности возрастет.
Люди хотят жить хорошо, тем более перед нашими глазами масса примеров, как можно жить, и при 2-2,5 кратном росте производства конечного продукта и сохранении цен на сырье внутри страны на доковидном уровне — стоимость продукции будет падать, при одновременном росте прибыли промышленности и доходов государства в виде налогов, и росте номинального дохода граждан! А при таких условиях возможность продать все произведенное появляется автоматически!
Удвоение этих рынков — это минимум +15% к ВВП страны, а рынки ЖКХ, бытовой техники, автозапчастей, мебели и товаров для дома дадут следом еще +10%, при этом мультипликативный эффект в смежных отраслях и развитие ядра экономики (производство средств производства) может легко удвоить этот рост, т.е. даст прирост еще в 25%.
Вывод простыми словами:
Безусловно, Россия невероятно отстающая страна, уничтожившая промышленность СССР (а даже в позднем СССР показатели относительно рассматриваемых выше стран были далеко не такие позорные), и если бы не было пункта про ресурсы, как сырьевые, так и человеческие, то шансы на какой-то успех у нашей великой богоспасаемой Родины были бы равны нулю. Но судьба распорядилась иначе, и у нас есть ресурсы и очень много образованных, квалифицированных и способных людей, и начать надо именно с того, чтобы строить 200 млн м2 любых вменяемых жилых площадей в год и производить от 3,5 млн более менее современных автомобилей в год, все остальные «варианты достижения светлого будущего» — дешевый популизм и идиотизм.
у Путина есть один большой минус — он ничего не будет менять
но есть и один большой плюс — он не вечен
только готовиться к тому, что делать после него…
А вы разберите автомобиль до скелета и поймёте, что весь авто это сплошные пресс-формы и штамповка… а собрать -это уровень автоматизации конвейера.
Зачем станкостроение загубили? Чтобы угодить дядюшке Сэму… иначе мы были более-менее независимы в производстве…
Вы их отапливать как планируете? Считали расходы на отопление ИЖС, приходящиеся на одну семью, по сравнению с 17-этажкой? Как планируете расчищать снег для того, чтобы выйдя из дверей дома добраться до работы? А в снегопады? Что с расходами на вызов скорой помощи и насколько потребуется раздуть штат скорой помощи из-за необходимости долго ехать?
Для снега — развитие частных коммунальных услуг, самоорганизация общества (жильцов поселка), а как иначе то? Или продолжать платить конские ценники за обслуживание наших бетонных коробок, и не понятно на что идут эти деньги!
Кроме шуток, по коммуналке содержать дом 700 м2 и квартиру 110 м2, а также дом 200 м2 и квартиру 40 м2 — одинаковые расходы (что меня до сих пор поражает)
Конечно в ИЖС есть много других проблем (и денежных трат), но площади и качество жизни несопоставимы
Москва +5,8
Ванкувер +11
Монреаль +7,1
Хельсинки +7,3
Оулу +4,1
Стокгольм +7,6
Осло +6,4
Если убрать Ванкувер, который действительно намного южнее, то разница не сильно большая
Москва -6,2
Ванкувер +3,3
Монреаль -9,2 (там очень холодно, родственники в Монреале 15 лет)
Хельсинки -5
Оулу -11,1
Стокгольм -2,3
Осло -2,1
Напрашивается тема… Как отвернуть Гольфстрим от Гейропы..😂😂😂
Гордые народы не живут в ущельях и прочих местах, гордые народы всегда живут на равнинах и долинах… это из истории..
Россия — это гордые народы, поэтому мы так и живём…
В подтверждение ваших слов хочу сказать пару строк о неэффективности отопления электричеством…
построил дом в Крыму, казалось бы… тёплый климат и тд… но дом площадью 300 кв. м отапливается за 40.000 рублей в месяц…
дом построен по всем правилам и ГОСТам и с превышением требований по энергоэффективности… газ-это спасение.
У на же его много после отказа гейропы… надеюсь, что теперь усилится газификация сельских поселений… ( заодно чиновники бюджет потрепают в своё благо), но нам польза перепадёт..😂
Липецкая область.
Дом 180 кв (90 отапливаемый гараж 1-й этаж с регулярно открываемыми воротами + 90 жилые 2-й этаж) — в морозы около 1к кубов газа, т.е. 5-6к рублей/мес.
Трёшка в городе где-то 65 кв — 8-10к за отопление вообще легко в январе. Самый дешёвый вариант в МКД — однушка в новом доме — около 2-3к за 30 кв, что как бы всё равно дороже своего дома.
Это и есть причина повального строительства человейников — их сажают на дорогое центральное отопление. Домов с индивидуальным почти нет, что есть — стоят космос.
Это у вас в Москве чистят, а у нас и город не всегда чистят :) Деревню на границе города кстати чистят даже лучше — у сельсовета есть трактор (и трезвый тракторист), ему пропилить несколько свободных улиц куда проще, чем городским. Особенно когда в городе все бросают свои вагонетки прямо на дорогах как бык нассал :D
национальныепроекты.рф/projects/zhile-i-gorodskaya-sreda/zhile программа «Жилье» нацпроекта «Жилье и городская среда»
национальныепроекты.рф/projects/bezopasnye-kachestvennye-dorogi нацпроект «безопасные качественные дороги
национальныепроекты.рф/projects/msp нацпроект „Малое и среднее предпринимательство“
национальныепроекты.рф/projects/eksport/promyshlennyy_eksport программа „Промышленный экспорт“ нацпроекта „Международная кооперация и экспорт“ (по логике нормальный автопром — это тот, который можно экспортировать, так что все сходится).
Правда, сайт — неинформативное говно чуть менее, чем полностью, даже паспортов проектов нет. Чтобы их посмотреть, надо гуглить „нацпроект <название> паспорт“ и выбирать ссылку на сайт правительства government.ru
Пример… в Севастополе строили объездную дорогу около 5 км почти 6 лет. Каждый год появлялись новые неизвестные фирмы как черти из табакерки, а предыдущие пропадали (руководителей сажали) пропадали с фирмами каждый год миллиарды, выделялись новые и колесо бюджета крутилось как у Якубовича… но наконец-то народ начал возмущаться и поставили Севавтодор (Севавтожор).)), но дело сделали за 7 месяцев… а до этого издевались над всем городом несколько лет… кто ответит за такие тендеры?
Там никто не захочет жить. Маловато культуры и развлечений. Не говоря уже о выборе работы! Никто не хочет быть осталым, все хотят на динамичный передний край Цивилизации! Молодежь бежит от провинциальной романтики.
Вот города на 3-4 миллиона — совсем другое дело! Хотя и они провинциальны по сравнению вот с этим:
Вы хотите сказать агломерации на 3-4 миллиона? Я даже скажу больше, в России нужно создавать агломерации по 5-10 млн! Это как очень большой по площади город, который состоит из городов поменьше и маленьких городов, расположенных рядом, но не друг на друге
Проблема на мой взгляд в том, что Россия страна небогатая. И на инфраструктуре нужно экономить! Дороги и прочее стоят денег. Особенно в таком ужасном климате. От -40 до +40! Это не нормальные условия. Все четыре сезона! А не два.
Поэтому как мне кажется, лучше строить поплотнее и повыше! Не забывая о качестве! Сел в метро — и уже в центре города. Автомобили вообще не нужны! Мск и Спб в этом плане уже демонстрируют чудеса транспортной доступности.
Кроме того, города формируют определенный стиль мышления. Люди мыслят быстрее, мыслят глобально! Обмен информацией идет очень быстро.
А наслаждаться природой лучше в специально отведенных для этого рекреационных зонах. Крым и так далее! Природные заповедники, горы, туризм! На этом Россия ещё как следует заработает в Будущем.
Москва 12 635 466 чел. и 2 561 км²
Москва агломерация (с Новой Москвой видимо) 17 125 582 чел. и 5 891 км²
Шанхай 24 870 895 чел. и 6 341 км²
Гуанчжоу 18 676 605 чел. и 7 434 км²
Чикаго 2 746 388 чел. и 606 км²
Чикаго агломерация 9 618 502 чел. и 28 120 км², это 140 км х 200 км и развито все очень равномерно
Нью-Йорк 8 405 837 чел. и 1214,9 км²
Нью-Йорк агломерация 23 723 696 и 34 494 км²
И если у нас в РФ таких агломераций может быть 5, то в США и КНР их десятки
Поэтому если бы комуняки (уважаю их во многом) не провели бы урбанизацию, Россия бы уже тово! Была проведена просто титаническая работа. Они ускорили процесс! Но нужно двигаться дальше.
Города в 20ММ Россия конечно, не потянет (кроме одного), но подтянуть пятисоттысячники и миллионники это сам Бог велел! Люди и так едут туда. Государство должно сделать этот процесс более эффективным и сбалансированным!
Эдмонтон (Альберта)- 817 тыс.
Виктория (Ванкувер) — 85 тыс.
Квебек (Квебек) — 678 тыс.
Виннипег (Манитоба) — 700 тыс.
Галифакс (Новая Шотландия) — около 400 тыс.
Фредериктон (Нью-Брансуик) — 56 тыс.
Сент-Джонс (Ньюфаундленд и Лабрадор) — 107 тыс.
Торонто (Онтарио) — 2 млн.
Шарлоттаун (Принц Эдуард) — 58 тыс.
Реджайна (Саскачеван) — 215 тыс.
И эти столицы, у половины которых по нашим меркам просто смешная численность населения, провинцией язык не повернется назвать.
Но даже в Кэлгэри центр застроен так, что можно ходить зимой в летней одежде, не выходя на улицу. Россия могла бы взять на вооружение такой подход!
Я только хотел сказать, что чем крупнее города, тем легче двигаться вперед. У Канады одни возможности, а у России — совсем другие. И это хорошо!
Интересно, что у Канады под боком мощная экономика США, а у России — Китай. Наверное, во многом схожим образом будут теперь выстраиваться взаимоотношения.
Посудите сами, в России отлично умеют строить (метро и так далее!). Должны справиться.
В возрасте держать собственный дом очень тяжело, не каждому по силам. Да и удаленность от госпиталя становится критичной!
Балкон в 15 квадратов отлично подойдет для шезлонга и размещения цветов! Хотя это лично моё мнение. И таких опций в России я пока не видел.
А не интеллектуальную собственность, это главное.
Если вы купите чего угодно западное — то в большей степени вы из западного покупаете его интеллектуальную собственность в виде бренда, кучи патентов итд т.к все остальное сделано в Китае если это айфон или на филиппинах если это чего нибудь из одежды, например)
Кроме того, например, покупая кроссовки адидас — самому адидасу от их продажи остается намного меньшая часть, а большая часть достается дилерам, которые благодаря маркетингу заслуживает дилерство (благодаря своей интеллектуальной собственности и маркетингу).
И существует это все благодаря доступному кредиту и стимулированию спроса со стороны населения...
И мы подходим тут уже к пресловутой экономики «сферы услуг» это раз и главное постиндустриальной экономике на западе.
И картиночка сразу меняется… хотя это сложно, понимаю.
PS
А о мечтах о «собственном доме» — можно вспомнить США с субурбиями и какие проблемы США «хлебнула» когда то эти субурбии настроив) Но, это надо тоже изучать, а не смотреть картинку красивую)
конечно в одежде, мебели, бытовой технике и электронике и подобном товаре, — наценка как раз 100%, т.е. розничные цены это цена производителя умножить на 2. И эти +100% попадают в сферу услуг (довез до магазина, дал померить, рассказал, показал, выбрал цвет и тд)
Так что пока рассмотрим основные потребности человека — есть, иметь жилье, ездить, и там наценка сравнительно невысокая.
По поводу «мечт о собственном доме» — реальная жизнь сотен миллионов жителей развитых стран показывает, что они хотят жить в своем доме, и проблемы субурбий (о которых еще поговорим) готовы решать
Всем уже надоело сравнение производителей всякого тупого говна для обывателей — смартфончиков, автомобильчиков и т.п.))
а то можно налипнуть на разглашение гос тайны
чтобы лучше стать жить и больше потреблять надо:
больше зарабатывать как? здесь кому что данно,
… вы попробуйте пристроиться в госраспиловые структуры или сферы экспортирующие ресурсы.
про добычу ресурсов не говорю, имею отношение..
в геолдобыче, поиске и разведке эксплуатации копеечные зрп в сравнении с др аналогичными экспортносырьевыми странами.
чтобы здесь начать зарабатывать соразмерно хотябы 200т.$ год ..
надо посадить жопу на уровень директора по эксплуатации рудника или шахты, скважинного полядобычи.
здесь еще одна собака порылась, с уровня сменного мелкого чифа имеем семейный подряд.
от складского до кухонного все шестки занимает родственная мафия.
сменность которых после каждого крупной проверки, беда воруют все и круговая порука.
на это закрывают глаза, по причине что замазаны все в любой крупной структуре.
ну а говорить о работающем пипле, специалистах и работягах.
по этой причине постоянная текучка, тяжелая работа морально без просвета.
пример приезжает помбур на разведочную скважину, оплата по объему работы и пашит сутками до первой зарплатной ведомости и на руки 100т. руки которые ниже кален опускаются сразу, жизнь в отрыве от дома и нормальных условий без возможности бухнуть втяпницу.
хватает тянуть лямку до отпуска и бежит чтобы больше не возвращаться, на его место приедут следующие.
сидит офиссекретутка на производстве при чифе, делает боссу кофе и ежедневный м.инет. печатает одним пальцем одной рукой в ехеле сводку за сутки..
зарабатывает столько и от того, как доволен босс и вышестоящие ответственные члены от рудоуправления до экспедиций.
сильно не утрирую, так или примерно но смысл не меняется. можно пахать сутками, херачить и быть не заменимым но в итого некто не оценит и платить не станет некогда. менталитет, мать его!
металлопрокат, фанера и другие древесные плиты, дерево, смеси, бензин, алюминий, каменные блоки и тд
например, уголок 4х32х32х6000 до ковида стоил 130 р/м, на пике 260, сейчас 142
фанера 15 стоила до ковида 400 р/м2, на пике 700, сейчас 420
елка обрезная сухая до ковида 12000 р/м3, на пике 28000, сейчас 24000 (почему-то не падает)
бензин (и ГСМ в целом) сами знаете, а это составляющая любого товара
и этот список бесконечен
с какого *уя такая волатильность на сырье в стране, у которой этого сырья можно жопой есть половиной мира следующие 330 лет??? — а ответ один, мы несамостоятельная банановая страна, с банановым марионеточным правительством, и доколе?
Начать с того, что вернуть все цены на уровень до ковида, кроме некоторых товаров, на которые повышение цен было объективно.
Начали СВО, гос безопасность? Окей, без проблем, Мегадержава должна воевать, и не всяких сусликов и агрономов дело с кем и почему, но почему металлокомбинаты и каменные заводы ломят неебаться цену — мне не ясно
Единственный момент, сведение всего и вся в домо и автомобиле строение как-то слишком упрощает все. Экономика государства сложнее, не верится, что ставка на эти две отрасли ключ от рая на земле.
Военно- идеологическую
Социально- экономическую
Научно- промышленную
Эти две отрасли — это примерно 5% от первой, 30% от второй, 10% от третей
Господин сотрудник лахты в вашей одной фразе ложь, обман и манипуляция, как и весь пост видимо. После такого читать не нужно.
Ресурсы Россия продает по рыночным ценам (сейчас ниже рыночных, делите на 2 стоимость своих богатств). И готовый продукт продается тоже по рыночным ценам.
Вся фишка, что текущие кремлесидельцы не умеют ничего кроме как задешево продавать добытое из земли. А вот если продавать «готовый продукт» — то чтобы его сделать надо кой-какие преобразования общества сделать. Беда, что после них смоет тех самых кремлесидельцев. Как лахтинский сотрудник вы скажете — нужен СыСыСыР 2.0 и это опять будет мимо кассы. Ни машин, ни бытовой техники, ни даже электроники собственной разработки тогда не было. Что было — было либо плохо, либо плохо скопировано.
Так что не надо тут теребонькать старых дедушек сочувственно вспоминающих совок молодость.
В США живут в первую очередь вдоль рек и озер, во вторую вдоль побережья
В КНР аналогично, вдоль рек и озёр, потом вдоль побережья
В Канаде — вдоль границы с США, потом уже вдоль рек, озер и побережья океана
Очевидно население рассматривает воду как транспортные артерии, у России с реками и озерами все очень неплохо
В качестве ренты брать 10% от рыночной ренты подобного жилья. Выдавать такие квартиры очередникам и молодым семьям.
Тем самым будут решены вопросы:
— строительная отрасль будет загружена
— люди будут повышать качество жизни, что потянет за собой рост потребностей
— деньги государства будут использоваться в реальном секторе экономики с постепенным возвращением (порядка 40 лет)
— появятся новые рабочие места