Бог Вычислений
Бог Вычислений личный блог
24 октября 2022, 23:15

Как компании зарабатывают деньги. Дальневосточное морское пароходство (FESCO)

Фото FESCO
Теплоход ФЕСКО Нагаево. Фото FESCO
Сегодня читаю годовой отчёт группы FESCO -- российской транспортной компании, которая возит нам заморские диковинки из Китая и разных Басурманий. Головная компания группы — ПАО «Дальневосточное морское пароходство», торгуется на Мосбирже. Аббревиатура FESCO и означает «Дальневосточное морское пароходство» в переводе на английский: «Far-Eastern Shipping COmpany». Головной компании принадлежат пакеты акций ПАО «Владивостокский морской торговый порт», а также ряда иных дочерних компаний, обеспечивающих логистическую деятельность за пределами собственно пароходства.
Бизнес группы состоит из морских перевозок, портовой и терминальной деятельности, контейнерных перевозок по суше.

Морские перевозки

Для осуществления перевозок FESCO оперирует собственным контейнерным парком. В управлении находится более 100 000 TEU. TEU (от англ. twenty-foot equivalent unit) — двадцатифутовый эквивалент, единица вместимости в контейнерных перевозках, основанная на объёме 20-футового (6,1 метра в длину) ISO-контейнера — металлической коробки стандартного размера, которая может транспортироваться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Наиболее популярные размеры 20-футового контейнера: 20×8×8,5 футов, или 6,1×2,44×2,59 м, с объёмом 39 м³. Стандарт допускает изменённые по высоте типоразмеры -- высокие (high cube, 2,9 м) и низкие (half height, 1,3 м) контейнеры — они также считаются за 1 TEU. Таким образом, TEU имеет объём от 19 до 43 м³ и не является точной единицей измерения, хотя чаще всего имеется ввиду именно обычный контейнер восьми футов в высоту.
Фото FESCO
Стандартные 20-футовые контейнеры FESCO. Фото FESCO
Контейнерный парк FESCO состоит из универсальных и рефрижераторных 20- и 40-футовых контейнеров. За 2021 год FESCO нарастила парк на 29%, общее число контейнеров достигло 63436 единиц. Основу парка составляют универсальные контейнеры — 60510 единиц, примерно пополам 20- и 40- футовые. Ещё 2926 единиц — рефрижераторные контейнеры, тоже 20- (20% парка) и 40-футовые (80% парка).
Фото FESCO
Теплоход FESCO Diomid — самое большое судно компании. Фото FESCO
Сегодня FESCO оперирует флотом общей вместимостью 349 тыс. т, который включает 14 контейнеровозов, 6 универсальных сухогрузов, а также уникальное для российского рынка ледокольно-транспортное судно.
В 2021 году FESCO приобрела 3 новых судна: многофункциональное судно «ФЕСКО Ольга» и контейнеровозы «ФЕСКО Янина» и FESCO Sofia.
FESCO выполняет регулярные внешнеторговые и каботажные (внутри России) перевозки грузов по морю. География морских контейнерных перевозок охватывает более 100 портов по всему миру.
Как компании зарабатывают деньги. Дальневосточное морское пароходство (FESCO)
География доставок. Источник: Годовой отчёт FESCO 2021
В 2021 году компания несколько снизила объёмы морских контейнерных перевозок по сравнению с 2020 годом: на внешнеторговых линиях было перевезено 284 тыс. TEU (293 тыс. TEU в 2020), на каботажных — 81 тыс. TEU (80 тыс. TEU в 2020).
FESCO занимает ведущие позиции на рынке рефрижераторных перевозок скоропортящихся грузов, требующих особого температурного контроля. В 2021 году особое внимание было уделено развитию географии перевозок на базе инвестиционной программы обновления контейнерного парка и применения современных технологий для обеспечения сохранности перевозимых грузов.
Компания благодаря выбранному курсу и реализованным мероприятиям не только развила перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока России в Европу и Китай, но и нарастила общий объем перевозок на 14 % к уровню 2020 года. Суммарный объем перевозок в рефрижераторных контейнерах составил более 11 тыс. TEU.
FESCO организует проектные перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза под ключ – от получения на заводе-изготовителе до установки в пункте назначения. Компания обеспечивает перевозку с соблюдением нормативных требований по прохождению груза по всему пути следования, в том числе через границы государств. За 2021 год перевезено более 18 тыс. фрахтовых тонн проектных грузов, в том числе FESCO осуществила морскую доставку из Пусана на Сахалин оборудования для подводно-добычного комплекса Киринского газоконденсатного месторождения общим весом 5,6 тыс. т.

Портовая и терминальная деятельность

Основу логистических сервисов FESCO составляют порт и собственная терминальная сеть, включающая специализированные контейнерные и универсальные терминалы по всей России.
Фото FESCO
Владивостокский морской торговый порт. Фото FESCO
ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП, порт Владивосток) по итогам 2021 года сохранило лидерство по контейнерообороту в стране и является главным терминальным комплексом FESCO. ВМТП имеет прямой выход на Транссибирскую магистраль и позволяет соединять торговые потоки между Азией и Европой через незамерзающую бухту Золотой Рог. Ёмкость единовременного хранения порта 24405 TEU.
Компания также эксплуатирует портовый комплекс терминал «ФЕМСТА», специализирующийся на переработке генеральных грузов, строительных материалов, пиломатериалов, контейнеров, автотехники экспортно-импортного направления, а также на каботажных перевозках.
Дополнительным развитием портовой и терминальной сети FESCO в 2021 году стало приобретение порта АО «Порт «Гайдамак» во Владивостоке. На базе объединенного терминала ООО «ФЕМСТА» и АО «Порт «Гайдамак» FESCO создает современные мощности для перевалки зерна с помощью элеваторов. Это принципиально новая услуга в Приморском крае. После его модернизации в 2024 году будут созданы мощности для перевалки зерна с использованием элеваторов в объеме более 400 тыс. т в год.
Объем перевалки контейнеров в портах ВМТП и ООО «ФЕМСТА» увеличился на 13 % по сравнению с 2020 годом и составил рекордные 757 тыс. TEU. В 2021 году ВМТП вышел на первое место в России по грузообороту контейнеров. Основной рост отмечен в сегменте перевалки импортных грузов (на 19 %), в сегменте экспортных грузов рост составил 5 %. В данных сегментах вырос объем обработки как груженых, так и порожних контейнеров. Для контейнеров, отправляемых в каботажном направлении, рост составил 14 % к уровню 2020 года.
В 2021 году вырос объем перевалки навалочных и генеральных грузов. Обработано 5,2 млн т, что на 13 % больше, чем в 2020 году. В данной категории значительный рост продемонстрировал сегмент обработки навалочного груза (+38 %), но наблюдалось снижение в сегменте металлов на 3 %.
Перевалка автомобилей и техники увеличилась на 15 %, до 82 тыс. единиц (71 тыс. единиц в 2020). Рост объемов перевалки связан с привлечением судов с других линий на нерегулярной основе по льготным условиям, дополнительными судозаходами с новыми автомобилями марки Chery, переориентацией грузов с альтернативных портов выгрузки, увеличением объемов в связи с государственными контрактами, переориентацией с железной дороги на море.
FESCO оказывает полный комплекс услуг по бункеровке нефтепродуктов. По итогам 2021 года объемы бункеровки снизились на 6 % к 2020 году и составили 63 тыс. т.
Всего в 2021 году в портах и на терминалах FESCO обработано 1 128 судов (1 790 судов в 2020 году). Среднесуточная производительность при обработке флота составила 35 тыс. т (31 тыс. т в 2020 году). На железнодорожном направлении в портах обработано 222 тыс. единиц подвижного состава (+5 % к 2020). Среднесуточная обработка вагонов составила 608 единиц (575 единиц в 2020 году).
Фото FESCO
Сухой терминал в Хабаровске. Фото FESCO
Новосибирский терминал (годовая мощность обработки 102 тыс. TEU) и АО «Стройоптторг» в Хабаровске (54 тыс. TEU) являются опорными «сухими» терминалами для логистических цепочек FESCO в Новосибирске и Хабаровском крае. В собственности терминалов имеются железнодорожные пути, локомотивы и ричстакеры. Компания также обладает сухим терминалом в Томске (13 тыс. TEU).
По итогам 2021 года терминал в Новосибирске значительно увеличил объемы терминальной обработки относительно 2020 года. Объем обработки крупнотоннажных контейнеров вырос на 12 % и составил 101 тыс. TEU (90 тыс. TEU в 2020). Основными драйверами роста объемов перевалки стали:
— рост объема перевалки контейнеров в существующих ключевых грузопотоках (внутрироссийские железнодорожные перевозки Москва – Новосибирск, импорт на Новосибирск через Дальний Восток России);
— старт обработки танк-контейнеров с неопасными грузами;
— реализация приема/отправления контейнеров через терминал и их интеграция в состав контейнерных поездов;
— развитие экспедирования на терминале сторонних контейнеров во входящих и исходящих грузопотоках.
На терминале в Хабаровске в 2021 году были реализованы следующие мероприятия:
— запущен проект «Зерновой терминал». Он предусматривает приемку, хранение, фасовку и отправку зерна в крытых вагонах в Воронежскую область;
— отправка на экспортное направление 527 TEU (крупнотоннажные контейнеры с соей);
— увеличен объем терминальных работ и перегруза грузов на терминале (раскрепление авто, перегруз сэндвич-панелей, разных виды металлических изделий, оборудования, плит, разных видов груза в биг-бэгах, мешках, коробках).
Суммарный объём обработки контейнеров в сухих терминалах составил 160 тыс. TEU (152 тыс. TEU в 2020).

Контейнерные перевозки по суше

FESCO входит в число 10 крупнейших российских частных железнодорожных операторов, осуществляя перевозки под брендом «Фирма «Трансгарант» (100% дочерняя компания FESCO).
В распоряжении компании находятся 16 маневровых тепловозов, а также парк из более 10 тыс. единиц подвижного состава, среди которых 8,8 тыс. единиц фитинговых платформ (7,5 тыс. единиц в 2020). Фитинговые платформы — железнодорожные платформы, оборудованные устройствами (фитингами) для закрепления стандартных контейнеров, в распоряжении компания имеет 40-, 60- и 80-футовые платформы.
Фото FESCO
Фитинговая платформа компании Трансгарант. Фото FESCO
В 2021 году FESCO продолжила развитие своих ключевых направлений:
— В рамках развития железнодорожного сервиса FЕSCO Moscow Shuttle в список пунктов отправления и прибытия была добавлена новая станция – Белый Раст. Регулярность отправок по новому маршруту – два раза в неделю. Таким образом, FESCO обеспечивает возможность своим клиентам получать и отправлять груз сразу на четыре станции в Москве – Силикатная, Ховрино, Селятино и Белый Раст.
— Увеличен на 25 % объем перевозок в сервисе Новосибирск – Хабаровск. Доля FESCO в перевозках на Хабаровск выросла с 31 до 41 %. Также вдвое был увеличен объем отгрузок прямого экспорта из Новосибирска в порты Дальнего Востока России за счет привлечения новых клиентов.
— Перевезено 2,5 тыс. TEU зерновых культур из Новосибирска, что на 25 % больше, чем в 2020 году.
— В экспорте впервые был выигран тендер АО «Югорский лесопромышленный холдинг» на перевозку 186 единиц 20-футовых контейнеров. Также в 2021 году FESCO были достигнуты договоренности о росте объемов «РУСАЛа» во Вьетнам в два раза.
Реализованные мероприятия и сохранение курса на улучшение логистических решений для клиентов позволили Группе привлечь более 100 новых клиентов и увеличить объемы перевозок на 18 % к 2020 году — в 2021 году перевезено 465 тыс. TEU.
Фото FESCO
Фото FESCO
FESCO имеет собственный автопарк, который включает 100 тягачей. С помощью них группа занимается не только перевозкой контейнеров, но и перевозками автомобилей и спецтехники по России и в импортном направлении из стран Азии. География перевозок автомобилей и другой колесной техники по России простирается от Дальнего Востока: Чукотка, Камчатка, Магадан, Сахалин, Курильские острова до границ с Европейским союзом.
Фото FESCO
Михалычу в сухом терминале сухо и тепло. Работай спокойно, Михалыч! Фото FESCO

Финансовые показатели

Как компании зарабатывают деньги. Дальневосточное морское пароходство (FESCO)
Источник: Годовой отчёт FESCO 2021
Вся эта деятельность привела к следующим финансовым результатам 2021 года:
Как компании зарабатывают деньги. Дальневосточное морское пароходство (FESCO)
Источник: Годовой отчёт FESCO 2021
ПАО «ДВМП» не выплачивает дивиденды.

Все данные взяты из Годового отчёта 2021 FESCO, если не указано иное.
8 Комментариев
  • Вадим Джог
    25 октября 2022, 07:40
    Спасибо за труд! Очень интересно!
  • den9000
    25 октября 2022, 10:34
    А будут ли они выплачивать дивиденды? Есть у них какие-то планы на этот счет?
  • Гуристас
    26 октября 2022, 14:46
    в чем там конфликт? кто разбирался?  
      • Гуристас
        26 октября 2022, 18:05
        Бог Вычислений, а сегодняшняя новость про иск, это же другое? www.rbc.ru/business/26/10/2022/635924e59a7947307d883829?from=from_main_13 
          • Andrew Volosnikov
            30 октября 2022, 11:41
            В свое время Магомедов взял займ в компании на покупку ее самой. И, разумеется, не вернул. Залогом в займе были акции. Надеюсь, что суд будет скорым и акции станут казначейскими…

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн