Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
03 декабря 2022, 18:04

Как два типа мышления уживаются в одной голове. О зефире и желудях. Промотать деньги или отложить на пенсию? Сила предвидения и «эффект бабушки».

Как два типа мышления уживаются в одной голове. О зефире и желудях. Промотать деньги или отложить на пенсию? Сила предвидения и «эффект бабушки».

Представьте, что в руках у вас небольшие предметы, которые символизируют тип наших отношений со временем. 

В левой – мягкий розовый зефир, в правой – блестящий зеленый желудь.

Вместе они олицетворяют то противоречие, которое существует между дальним и близким временны́ми горизонтами мышления. 


Человеческий мозг подходит для обоих типов мышления – краткосрочного и долгосрочного, – и между ними идет непрерывное перетягивание каната. 

Это противоречие присутствует во всех сферах жизни – от глубоко личной до общественно-политической. 

Промотать деньги на курорте или отложить их на пенсию? 


Кого из политиков поддержать: того, чья программа рассчитана на столетие вперед, или популиста, заботящегося исключительно о победе на ближайших выборах? 

Сделать сногсшибательное селфи для соцсети или посадить дерево для потомков?


По сути, у каждого из нас в голове умещаются два типа мышления. 

Один – зефирное мышлением – зациклен на сиюминутных желаниях и вознаграждениях. 

Другой – желудевое мышление – позволяет нам предвидеть далекое будущее и работать над достижением долгосрочных целей. 

Взаимодействие между этими типами мышления – важная часть того, что делает нас людьми.


Определение «желудевое» применительно к мышлению отсылает нас к рассказу Жана Жионо «Человек, который сажал деревья». 

Это история о пастухе, который каждый день, присматривая за овцами, делал посохом ямки в земле, бросал в них по желудю, и спустя десятилетия на этом месте зашумела дубрава.


Исследуем то, как работает желудевое мышление, как оно эволюционировало на протяжении двух миллионов лет, и покажем, что подвиги с далеким целевым горизонтом нам вполне по плечу, но начнем с другого – с разоблачения секретов его могучего соперника, зефирного мышления.

Как зефирное мышление управляет поведением человека.

В человеческом мозге есть система, которая заставляет нас искать удовольствия и вознаграждения, а также побуждает избегать боли. 

Многие из таких удовольствий играют положительную роль в нашей жизни, например ощущение солнечного тепла, успокаивающий эффект объятий или наслаждение, которое мы получаем от общения и бесед. 


Однако порой система удовольствий дает сбой и в ней начинают преобладать краткосрочные желания и импульсы, которые могут легко трансформироваться в пристрастия вроде зависимости от сахара или видеоигр. 

Мозг древнего человека, который мы унаследовали, развивался в условиях дефицита, управлялся привычками, ориентированными на краткосрочное выживание, и плохо приспособлен к изобилию современной материальной культуры».


Как правило, мы предпочитаем меньшую, но быструю награду более крупной, но отдаленной. Это когнитивное искажение называется гиперболическим дисконтированием.

Познакомьтесь: желудевое мышление.

Желудевое мышление стало предметом изучения нового направления в науке – перспективной психологии, которая утверждает, что людей делает людьми именно способность мыслить долгосрочно и «исследовать» будущее. 


Психолог Мартин Селигман так и называет нас – Homo prospectus (человек перспективный) и утверждает, что мы являемся видом, который «ориентируется на воображаемые альтернативы будущего». 

Хотя Фрейд ставил во главу угла путешествия в прошлое, наш разум естественным образом нацелен на противоположное. Мы постоянно рассматриваем воображаемые перспективы, строим планы и мысленно очерчиваем контуры будущего, ближайшего и отдаленного. 

Мы «приматы, смотрящие вперед».


Мы – феноменальные любители планировать. Мы планируем отпуск на следующий год, проектируем сады, которые будут выглядеть, как задумано, лишь через 10 лет, копим деньги на высшее образование детям, а кое-кто даже составляет саундтрек для собственных похорон. 

Все это – результат желудевого мышления.


Сила предвидения – вот что делает нас мудрыми. Взгляд в будущее, осознанный или неосознанный, является центральной функцией нашего головного мозга».

Около 80 % мыслей о будущем касаются текущего дня или следующего за ним, 

14 % охватывают год или несколько лет, 

и только 6 % имеют горизонт более 10 лет


Таким образом, хотя желудевое мышление, безусловно, является частью нашей функциональной нейроанатомии, доминирует все же краткосрочное зефирное мышление.

Хотя мы неплохо умеем уворачиваться от бейсбольного мяча, летящего в голову, в борьбе с опасностью, которая проявится через несколько лет или десятилетий, мы куда менее искусны. 


Наш мозг, в отличие от мозга других видов, научился оперировать будущим так, как если бы оно было настоящим. 

Мы можем предвидеть выход на пенсию или визит к стоматологу и, соответственно, уже сегодня делать пенсионные накопления или чистить зубы, чтобы не пришлось лечить кариес через полгода. 


Желудевое мышление человека обладает огромным потенциалом, и если мы надеемся стать хорошими предками, то должны научиться использовать его мощь. Само осознание того факта, что оно у нас есть, уже является первым шагом в этом направлении. 

Но возникает справедливый вопрос: а откуда у нас взялось желудевое мышление?

Когнитивный скачок к долгосрочному мышлению.

Этот грандиозный когнитивный скачок оказался возможен благодаря четырем основным факторам: 

умению ориентироваться в пространстве, 

«эффекту бабушки», 

социальному взаимодействию и 

инновациям. 


Каждый из этих факторов представляет собой важный эпизод в медленно разворачивающемся сюжете человеческой эволюции.


Как два типа мышления уживаются в одной голове. О зефире и желудях. Промотать деньги или отложить на пенсию? Сила предвидения и «эффект бабушки».


«Эффект бабушки».

Исследования показывают, что присутствие бабушек и дедушек – особенно бабушек по материнской линии – заметно снижает показатели младенческой и детской смертности. Подобно тому, как наличие самок пострепродуктивного возраста в стаде оленей увеличивает шансы на выживание оленят, поскольку их опыт помогает найти пищу и воду в период ее нехватки, бабушки вида Homo sapiens обеспечивают заботу, передают знания и оказывают иные формы поддержки юному поколению.


Именно благодаря эффекту бабушки наши предки образовали родовые сообщества, включавшие несколько поколений, что, в свою очередь, породило этику заботы и ответственности, а также расширило временны́е горизонты примерно до пяти поколений: на два поколения назад и на столько же вперед.


Социальное взаимодействие требует определенной доли воображения, чтобы заглянуть в будущее. Доверие и взаимность возникают, если люди знают, что оказываемая кому-то в настоящем помощь, скорее всего, вернется им в будущем, когда они сами будут в ней нуждаться. 

На самом деле большинство аспектов общественной жизни требуют способности мысленно катапультироваться вперед: социальные эмоции, такие как вина и стыд, основаны на предвосхищении собственных переживаний.

Наша социальная природа развивалась в тандеме с искусством мысленных путешествий во времени.


Временные пируэты.

Два типа мышления – зефирное и желудевое – пребывают в постоянной борьбе друг с другом, но именно благодаря этому мы обладаем удивительным эволюционным даром – живым воображением и можем мгновенно переключать глубину мысли с нескольких секунд до нескольких лет. 


Наше сознание подобно балерине, которая, исполняя пируэт, то ускоряет, то замедляет свое вращение. Мы – настоящие мастера временны́х пируэтов. Используем ли мы этот дар в полной мере – другой вопрос.


Однако крайне редко наши мысли выходят за пределы отпущенного нам срока: как правило, смерть является границей воображения. 

Для большинства людей собственное будущее становится непроглядным уже через 15–20 лет. Нам сложно вообразить, что будет через несколько десятилетий, и, вероятно, поэтому бывает так трудно копить на старость.


Планирование редко простирается дальше десятилетия, хотя бывают и исключения такие как:

 30-летняя исследовательская программа NASA;

35-летний национальный план китайского правительства или 

хранилища семян. 


В целом будущее общества становится непроглядным примерно на 30-летнем горизонте. Найти в 2022 г. правительство, корпорацию или международную организацию, которая бы строила серьезные планы на период после 2050 г., не так-то просто.


Как два типа мышления уживаются в одной голове. О зефире и желудях. Промотать деньги или отложить на пенсию? Сила предвидения и «эффект бабушки».

К тому же цифровые технологии продолжают сужать временны́е горизонты человека. Будущее стремительно приближается к нам.


Начать нужно с решения ключевой задачи – прокачки нашего желудевого мышления и высвобождения его дремлющей силы, чтобы оно как минимум смогло на равных конкурировать с древним зефирным мышлением, постоянно тянущим нас к более коротким временным горизонтам. 

Мы должны активировать его и отправиться в «долгое настоящее». 

Настало время привести в действие желудевое мышление.


P.S. Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2 

Подписывайтесь, оставляйте, пожалуйста, в Дзен комментарии. Это сейчас, наверно, единственная платформа, которая платит авторам за активность аудитории.

Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov

Telegram https://t.me/kudaidem2

VK https://vk.com/id170715284

Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA

Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.


Из книги: «На 100 лет вперед: Искусство долгосрочного мышления, или Как человечество разучилось думать о будущем».

Купить книгу https://clck.ru/32qW37
2 Комментария
  • 3Qu
    03 декабря 2022, 18:57
    Промотать деньги или отложить на пенсию?
    1. Промотать. Еще неизвестно, что от них останется к пенсии. Инфляцию-девальвацию никто не отменял.
    2. Промотать. Обычно с каждым годом человек получает все больше и больше, и откладывать деньги на долгосрок, экономя на чем-то, теряет всякий смысл.
  • Ив Ив
    03 декабря 2022, 19:35
    Рассуждать про «желудевое мышление» в России с многовековыми традициями девальваций, войн и ограблений населения — смешно. Это швейцарцы или там датчане какие могут веками владеть семейным бизнесом и особняками, у нас — Дикое Поле. Сегодня бакалейная лавочка, а завтра все отберут и сотрут в лагерную пыль или пустят на пушечное мясо.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн