02.12.2023
Начало поставок товарных электрических пикапов Tesla Cybertruck обнажило два недостатка долгожданной машины в глазах покупателей и инвесторов, если не считать спорного дизайна: высокая цена, которая превысила обещанный в 2019 году уровень в полтора раза, а также ограниченный запас хода по сравнению со всё теми же обещаниями четырёхлетней давности.
Дебют Tesla Cybertruck в статусе серийного электромобиля на этой неделе был весьма условным, поскольку её получили лишь десять клиентов из числа тех, кто оформил предварительный заказ в ноябре 2019 года. Само по себе длительное ожидание поставки может стать проблемой для инвесторов Tesla, поскольку очевидно, что существенного влияния на выручку компании данная модель оказать не сможет ещё очень долго. Аналитики Bernstein, в частности, ожидают, что до конца текущего года Tesla поставит не более 250 пикапов, а в следующем году тираж не превысит 75 000 экземпляров. Напомним, Илон Маск (Elon Musk) на квартальной отчётной конференции этой осенью заявил, что в следующем году компания рассчитывает произвести не более 125 000 пикапов, а в 2025 году это количество может удвоиться до 250 000 машин.
Аналитики Morgan Stanley считают, что в 2025 году Tesla будет получать от реализации Cybertruck не более 5 % всей выручки, а прибыльность модели вообще останется нулевой. Многое будет зависеть и от ценовой политики компании, ведь сейчас заявленная стоимость Cybertruck отпугивает многих потенциальных покупателей, а потому отдельные эксперты ожидают, что вскоре Tesla придётся снизить цену под давлением со стороны конкурентов, выпускающих более доступные электрические пикапы. Представители Morgan Stanley также предполагают, что во второй половине десятилетия Tesla придётся вывести на рынок кроссоверы и пикапы более традиционного дизайна, иначе закрепиться в этом сегменте рынка при помощи одного лишь Cybertruck ей не удастся.
Эксперты HSBC тоже не считают, что выручка от реализации Cybertruck сможет сильно влиять на благополучие компании до 2025 года включительно, но считаю основную задачу этой модели в привлечении внимания клиентов к другой продукции марки. Подобной точки зрения придерживаются и специалисты Wedbush Securities. В ближайшие годы, как добавили аналитики Bernstein, главной проблемой для Tesla станет стареющий модельный ряд, который не охватывает массовый сегмент рынка, и более доступное предложение от этой компании поступит лишь к концу 2025 года, как считают они.
Акции Tesla на выход Cybertruck на рынок отреагировали снижением на величину до 2 % в моменте, но к закрытию торгов они отыграли часть потерь, ограничив их примерно половиной процента. В любом случае, данное событие не стало катализатором роста котировок, что говорит о противоречивом характере как самой модели, так и обстоятельств её появления на рынке.