Часть 1
Содержание 1 части:
Секс, шоколад, шахматы, музыка, крестики-голики, золотое сечение, поэзия, красота, технический анализ…
Вещи, казалось бы, никак меж собой не связанные. Но есть то, что их всех объединяет — они относятся к человеческой деятельности, и содержат внутри себя абсолютно одинаковые механизмы воздействия на человека.
Что бы мы ни делали, любой наш поступок или желание можно свести к одной единственной идее – выжить и продолжить род (что, практически, есть одно и то же). Некоторые логические цепочки между поступками и их целью более короткие и очевидные. Другие – длиннее и менее очевидны. И наконец, третьи — совсем мало очевидные.
Почему розничные трейдеры теряют деньги на бирже? Действительно ли это происходит от недостатка знаний методов финансового анализа, отсутствия эффективной торговой системы, незнания принципов риск-менеджмента и проблем с психологическими аспектами трейдинга? В данной книге причины неудач большинства рассматриваются с позиции влияния на людей индустрии онлайн-трейдинга— окружающей трейдеров реальности, полной иллюзий, предубеждений и ложных путей достижения успеха.
Книгу Виктора Першикова, бывшего (настоящего?) сотрудника ряда крупных финансовых компаний, включая Инста Форекс, посоветовал мне на прошлой неделе один из покупателей моей собственной книги «Я — трейдер. Спекулятивная бихевиористика». Почему посоветовал? Видимо потому, что посчитал, что она рассказывает о трейдинге в похожем ключе.
Соглашусь, что местами идеи (и даже ряд предложений/фраз) двух книг перекликаются. Но я сразу и решительно отвергаю главную мысль, проходящую через всю книгу и занесенную в ее название. А именно, о том, что в неудачах большинства трейдеров следует винить индустрию трейдинга. Это все равно, что обвинять систему физичечкой подготовки в средней школе в том, что мало спортсменов (а именно всего три) занимает призовые места на олимпийских играх.
Я везде повторяю и буду повторять, что в условиях борьбы за ограниченные ресурсы только самым лучшим из лучших будут доставаться «призовые места», лишь ничтожная часть трейдеров получит сверхдоходы, и лишь незначительная часть трейдеров получат от рынка хоть какие-то доходы. Как я пишу в своей книге «потому что так устроена эта игра» и других причин нет.
Большинство участников рынка окажется в проигрыше без того, чтобы к этому приложила руку индустрия, и даже без ее отсутствия вообще.
Это логика обычного имущественного расслоения, присутствующая не только в рынках, но и в жизни в общем.
В настоящей книге В. Першикова очень много спорных идей и высказываний (кроме выше озвученного). Сам он рассказывает в ней, как вызывал на конференциях по финансовым рынкам горячие возражения и нападки со стороны слушателей. Но это не умаляет ее достоинства в целом, как попытку разобраться проблемах современного трейдинга.
Книга написана на основании опроса-исследования автором ста трейдеров с разным уровнем подготовки и опыта. Першиков признает, что количество участников опроса может не соответствовать критерию значимости выборки, и эта его готовность признать и отдельно обговорить возможную спорность некоторых его утверждений подкупает при прочтении книги.
Сегодня я вернулся с отдыха, вдохновленный на этот пост историей, произошедшей со мной по пути, и иллюстрирующей важность психической устойчивости человека в любых ситуациях. Особенно, трейдера)))
Итак я прибыл в Париж из Тель-Авива и должен был вскоре лететь далее в Москву. При проходе через секьюрити Шарль-де-Голя, меня попросили выложить в отдельный лоток два моих планшета (один из которых был совершенно новым, подаренным к моему завтрашнему (19 дек) дню рождения. Что я и сделал. После рентгеновского аппарата, меня спросили про железную банку в моем рюкзаке, про которую я совсем забыл. То была банка с тунцом. Мне сказали, что ее взять с собой на борт нельзя (а летел я только с ручной кладью). На вопрос «почему», ответили, что жидкость провозить с собой нельзя. Я им стал возражать, что жидкости в этой банке не больше чем в свежих томатах (выращенных в жестких условиях израильского пустынного кибуца) в пакете, который я держал свободной рукой и которыми хотел угостить своих подмосковных родственников. Мы открыли банку и убедились, что так оно и есть — масла там было кот наплакал. Но секьюрити были непреклонны, и банка отправилась в мусорный бак. Я, немного расстроенный, сел в зале ожидания шатла, чтобы переехать в другой терминал.
Минут через десять подошел автобус. По приезду в нужный мне терминал, я понял, что оставил в лотке свои планшеты и стал объяснять местному секьюрити, что мне нужно обратно, откуда я приехал. До отлета в Москву было около полутора часов, и я был уверен, что все успею. Меня посадили на очередной шатл, объяснили, где выйти, и я, сказав «мерси» и «оревуар», поехал обратно. Но по прибытию в «нужное» место, понял, что это не то место, где меня недавно досматривали. Я стал обращаться к разным сотрудникам аэропорта, включая одну уборщицу, чтобы те объяснили мне, где тот самый первый секьюрити чек пойнт, на котором я забыл свои гаджеты.
Меня посылали в самые разные места и на очень большие расстояния))). Когда до вылета оставалось пол-часа, а я еще даже не вернул свои планшеты, я стал по-настоящему нервничать. Наконец, через час беготни по большому терминалу огромного аэропорта мне принесли мои планшеты, видимо упакованные и запротоколированные по всем правилам оставленных вещей, и сообщили, что скорее всего я на свой рейс не успею. До моего гейта была 21 минута ходьбы, а ведь мне еще предстояло вновь пройти паспортный контроль и секьюрити, так как я покидал пределы аэропорта.
Но русские не сдаются))). И я рванул что есть силы с рюкзаком за плечами в сторону выхода на посадку. Пробежав километра полтора за 5 минут и быстро пройдя паспортный контроль (благо к полуночи людей в аэропорту почти не было) я снова оказался у секьюрити, где мне предложили вынуть заново все вещи для досмотра. Не смотря на мой взбудораженный вид, пожилая секьюритерша стала не спеша делать свою работу, в результате которой я лишился еще трех тюбиков крема с минералами мертвого моря. Не желая вступать с ней в дискуссию о свойствах жидкостей, дабы у меня остались хоть какие-то шансы попасть на свой рейс, я, приняв и этот удар судьбы, рванул к своему самолету. Посадка уже закончилась, двери были закрыты, но (опуская некоторые подробности) меня таки запустили в лайнер и я плюхнулся на свое место под неодобрительные взгляды пассажиров, мокрый с головы до трекинговых ботинок фирмы Mammut.
Пока летательный аппарат выруливал на ВПП, я приводил мысли в порядок. Что, собственно, произошло? Я оказался у первых секьюрити без плана действий и без стоп лосса. Я не был готов к потери консервированного тунца, и этот первый небольшой лосс вывел меня из равновесия, после чего события начали развиваться в негативном направлении как снежный ком, и я чуть не пропустил свой рейс. За этим небольшим лоссом мог последовать уже куда более серьезный — в виде потери двух планшетов (которые неизвестно когда мне бы вернули назад). Только чудом я оказался у секьюрити чек-пойнта в тот момент, когда туда принесли мои гаджеты. Только чудом я бежал именно с той скоростью, чтобы поймать последний возможный момент для посадки…
Как часто начинающий трейдер входит в сделку без четкого плана действий на случай неблагоприятных ценовых движений? Постоянно. Как часто трейдер надеется на описанные выше чудеса — в нашем случае на возврат цены из минусовой зоны? Постоянно. И не только начинающий. Нам только кажется, что мы сможем совладать с собой в критических ситуациях, что сможем руками закрыть при необходимости убыточную сделку. Чтобы это делать, нужны стальные нервы и еще кое-что стальное. В противном случае потери могут быть катастрофическими, какими они и бывают у 95-ти процентов.
ситуация сейчас меняется, трейдинг становится более открытым ремеслом, есть много хороших форумов и достаточно качественных обучающих курсов