Микросхемы, или просто чипы, за последний год стали одним из самых дефицитных товаров в мире. Чипы — сердце любого электронного устройства, поэтому их дефицит чреват серьёзными последствиями для всей мировой экономики. В рамках цикла о полупроводниках мы в InveStory расскажем о предпосылках кризиса, его причинах и возможных последствиях.
Начнём с того, что производить чипы — сложно. Чипы производятся на заводах стоимостью в миллиарды долларов, строительство и оснащение которых занимает годы. Но недостаточно просто построить завод: нужно наладить производство так, чтобы количество качественных чипов в партии было достаточно высоким.
Чипы производятся в рамках сложного фотолитографического процесса, где кремниевые пластины соответствующим образом обрабатывают и затем “нарезают” на отдельные чипы. Чем лучше налажен технологический процесс, тем больше рабочих чипов получается от одной пластины.
Высокая капиталоёмкость и сложность производства привели к тому, что весь мир сегодня полагается на мощности трёх стран: Китай, Южная Корея и Тайвань. Именно они производят чипы для подавляющей части потребительской электроники
Вчера курс доллара превысил 77 рублей за доллар — и это на фоне дорожающей нефти. Виной всему рост геополитических рисков из-за ситуации на Донбассе.
По словам военных экспертов, риски боевых действий сейчас выше чем когда-либо с момента подписания Минских соглашений. Политической воли к исполнению соглашений нет, украинская армия сейчас боеспособнее чем в 2014-2015 гг и поддерживается западными странами, а недавняя война в Нагорном Карабахе может послужить примером силового решения проблемы для украинского руководства.
Что будет делать Россия? Для России дальнейшая эскалация грозит выбором между двумя одинаково плохими опциями: не вмешиваться и терять политические очки или вмешаться и нарваться на новый пакет жёстких санкций от Запада — и это в лучшем случае. К сожалению, второй вариант мы считаем вероятнее первого.
Страшны ли санкции? Ранее у нас уже был
QIWI недавно отчитался за 2020 год. Результаты в целом неплохие, но могли быть на 600 млн рублей лучше, если бы не ограничения ЦБ на операции с иностранными контрагентами. QIWI утверждает, что работает вместе с ЦБ, чтобы полностью устранить все нарушения. Пока что Центробанк разрешил возобновить обработку платежей для некоторых ключевых иностранных компаний. Тем не менее, мы с большой осторожностью смотрим на перспективы QIWI в ближайшие годы.
Первое, что нас настораживает — нет гарантий, что регуляторные ограничения будут в дальнейшем ослаблены или что они не станут постоянными через новые законы или постановления. По прогнозам менеджмента, общая выручка QIWI может упасть на 15-25%, а скорректированная чистая прибыль может снизиться на 15-30% в 2021 году. Таким образом, компании вряд ли полностью удастся восстановить свою прибыль.
Второй повод для беспокойства — потенциальная потеря выручки от работы с букмекерами. По данным «Коммерсанта», QIWI предлагает правительству стать единственной компанией, отвечающей за учет интерактивных ставок. Напомним, что в декабре 2020 года правительство создало Единого регулятора азартных игр и создало роль Единого центра перевода интерактивных ставок (ЕЦУП). ЕЦУП вскоре заменит два существующих центра учета интерактивных ставок (ЦУПИС), один из ЦУПИСов принадлежит QIWI.
Контейнеровоз Ever Given, застрявший в Суэцком канале 23 марта, удалось сдвинуть с места и частично разблокировать проход. Ожидается, что корабль будет окончательно освобождён уже в ближайшие часы. Впрочем, пока не ясно, когда именно движение по каналу придёт в норму.
Снять судно с мели получилось после того, как спасательные команды извлекли около 27 тыс. кубометров песка и почвы вокруг контейнеровоза, а также сильного ночного прилива, который приподнял судно. Более того, двигатели судна не получили серьёзных повреждений и после проверки всех систем корабль сможет продолжить своё путешествие уже в ближайшие часы.
Главным вопросом теперь становится – когда движение по каналу придёт в норму? (~50-52 cуда в сутки). Администрация канала уже заявила, что в общей сложности спасательные работы закончены на 80% и скоро канал будет работать круглосуточно для пропуска оказавшихся в морском заторе судов. Из-за ситуации с Ever Given в пробке с обеих сторон скопилось около 450 судов, так что
Суэцкий канал остаётся заблокированным со среды. В тот день из-за сильных порывов ветра судно Ever Given потеряло азимут и начало разворачиваться на правый борт примерно в 8 километрах от устья канала. Затем корабль весом 200000 тонн накренился на левый борт, двинулся боком и сел на мель. Бывшие члены экипажа отмечают, что капитан судна Ever Given уже много раз путешествовал через Суэц и справлялся с ним при порывах ветра.
Чтобы снять судно с мели, потребуется от нескольких дней до нескольких недель. Если спасатели успеют убрать достаточно песка и почвы, приливы могут помочь высвободить судно уже в ближайшие дни. Однако в менее оптимистичном сценарии спасательным командам может потребоваться выгрузить топливо из баков корабля, чтобы облегчить судно, и снять с корабля хотя бы несколько контейнеров. Перечисленные действия очень сложно сделать в условиях отсутствия нужной инфраструктуры.