Несколько лет назад в New York Times вышла страшная статья о том, как мужчина в Йемене прижег грудь своего больного сына горящей палкой, чтобы вылечить его от инфекции.
В стране шла гражданская война — это всегда голод, разруха, нищета и гуманитарная катастрофа. В таких условиях ни о какой медицине не может быть и речи, поэтому отчаявшийся отец пошел к старейшинам, которые и предложили ему это «народное средство».
К счастью, ребенок все же выжил — ему помогли оказавшиеся поблизости врачи-волонтеры. Вот как его отец объяснил свой поступок: «Когда у вас нет денег, а ваш сын болен, вы поверите во что угодно».
Так устроены люди — если нам хочется, чтобы что-то стало правдой, то мы не остановимся ни перед чем и поверим в любые выдумки. Нам просто необходимо как-то справляться с неопределенностью — и чем она выше, тем ниже планка нашего критического мышления.
Основатель компании Visa Ди Хок однажды сказал: «Мы созданы с почти бесконечной способностью верить и держаться за свои убеждения, поскольку нам это выгодно, а вовсе не потому, что они хотя бы отдаленно связаны с истиной».
Понедельник начался для Вернона Ламберга как и любой другой рабочий день — чашечка ароматного кофе, чтение финансовых новостей и торги на фондовом рынке.
Однако к концу этого дня он получил такую сильную травму, что в субботу его тело было обнаружено в гостиничном номере в Уотоме, штат Висконсин. Да, он совершил самоубийство...
Этим страшным понедельником был «Черный понедельник» 19 октября 1987 года — в этот день случилось самое большое однодневное падение в истории рынка США. Индекс Dow Jones рухнул более чем на 22%, лишив инвесторов более 500 миллиардов долларов.
Вернон Ламберг потерял более полумиллиона долларов и что-то в нем как будто надломилось, но его сломили не денежные потери. Вот что сказал в его сын через несколько дней после смерти отца: «Он покончил с собой не из-за денег… это был личный позор, с которым он не смог смириться».
Ламберг был не единственным, кто покончил с собой в тот день — другой инвестор по имени Артур Кейн пришел в отделение брокерской конторы Merrill Lynch в Майами и устроил там стрельбу, убив одного сотрудника и затем застрелившись.
В 1913 году бывший президент США Теодор Рузвельт отправился в путешествие по Реке сомнений в Амазонии — это место еще не было нанесено на карту и считалось одним из самых опасных в мире.
С самого же начала экспедиция столкнулась со множеством проблем — малярийные комары, постоянные дожди, кровожадные пираньи, ревущие пороги и дикие племена поджидали их за каждым изгибом реки. Но существовала еще одна опасность, которая перевешивала все остальные:
«Известно много случаев, когда путешественники возвращались из этого зеленого лабиринта и становились пациентами психиатрических лечебниц, а то и вовсе не возвращались. Из всех возможных смертей, которые поджидают человека в джунглях, самая страшная — та, которая возникает, когда вы заблудились».
Эта история имеет удивительные параллели с тем, как инвесторы думают о будущем фондового рынка — мы так же движемся по его руслу и не знаем, что нас ждет впереди. Любой поворот может стать для нашего портфеля последним — рыночные «пираньи» представляют для нас ту же опасность, что и для участников экспедиции Рузвельта.
Жадность начинается с невинной идеи — вы правы, вы заслуживаете быть правыми, и вам обязательно что-то должны за ваши усилия. И это разумное чувство.
Мир финансов обладает тремя важными качествами: конкуренцией, адаптацией и социальным сравнением.
Конкуренция означает, что жизнь трудна. Бизнес — это сложно. Инвестировать — сложно. Не каждый получает приз, даже если он считает, что прав и этого заслуживает.
Адаптация означает, что даже те, кто получают призы, быстро к ним привыкают. Таким образом, планка адекватных вознаграждений постоянно увеличивается.
Сравнение означает, что любой приз оценивается только по сравнению с призами, заработанными другими людьми, которые стараются так же усердно, как и вы.
Чувство, что вы заслуживаете приза, даже когда добиться успеха было очень тяжело, удовлетворяется всего лишь на мгновение. Это подпитывает как стремление к большему, что очень хорошо, так и отсутствие удовлетворения, что потенциально очень опасно.
Как только люди почувствуют вкус награды, особенно если эта награда выше среднего, то в них закрадывается заблуждение — они начинают воспринимать свою удачу за мастерство или за профессионализм. Это ведет к чрезмерной уверенности в своей способности получить еще большую награду.
Каждая книга о фондовом рынке пропитана духом того времени, когда она была написана — поэтому изыскания Бенджамина Грэма так отличаются от изысканий Асвата Дамодарана, а взгляды Эдвина Лефевра — от взглядов Майкла Льюиса.
Однако это не значит, что кто-то из них ошибается — рынок постоянно движется вперед, что сказывается и на его особенностях. В этой статье я хочу поделиться с вами книгами, которые описывают каждый рыночный цикл за последние восемь десятилетий.
1940-е годы: Фред Швед — «Где же яхты клиентов?» Эту книгу можно смело назвать самым забавным произведением о фондовом рынке — времена тогда были непростые, и чтобы не впасть в отчаяние подобный юмор был просто необходим.
Швед проделал отличную работу и показал, как брокеры с Уолл-стрит вместе со своими клиентами зашли слишком далеко в преддверие Великой депрессии:
«Спекшийся клиент, безусловно, предпочитает верить, что его ограбили, а не что он оказался в дураках по совету дураков».
Долгое время лучшей эволюционной стратегией было стать как можно больше — крупные животные намного сильнее и их сложнее убить, чем их более мелких сородичей.
Однако появление homo sapiens изменило правила игры — благодаря своей изобретательности люди стали хорошими охотниками, и именно крупных животные стали их главной целью. С тех пор их размер стал их недостатком, который к тому же не позволил им быстро восстановить свою популяцию.
При этом если животные эволюционировали вместе с сапиенсами, то они адаптировались и сумели выжить — именно поэтому в Африке, которая с давних пор заселена людьми, сохранились слоны, жирафы и бегемоты.
Сравните это с континентами, куда человек пришел уже после того, как стал универсальным охотником — в Северной Америке и Австралии практически все крупные животные были истреблены.
Лучшая эволюционная стратегия в какой-то момент перестала работать — ее ключевые преимущества превратились в недостатки, поэтому у дронтов, моа и морской коровы не было никаких шансов.
Уолли Джей считается одним из величайших тренеров по дзюдо в истории. Несмотря на то, что сам он ни разу не участвовал в соревнованиях по этому виду спорта, его ученики регулярно становились чемпионами.
Секрет Джея был прост — при обучении он учитывал индивидуальные особенности каждого ребенка:
«Самая большая ошибка инструктора заключается в том, что он преподает именно так, как его когда-то учили. Однажды один тренер сказал мне: «Все мои мальчики дерутся, как я». Когда мы вышли на мат, ни один из его учеников не сумел победить ни одного из моих.
Ни одного! Когда он спросил меня, в чем мой секрет, я ответил, что он должен подходить к каждому из ребят индивидуально».
Этот урок упускается многими финансовыми консультантами и блогерами, которые делятся своими советами, основанными на их личном опыте. При этом их опыт частенько выходит за рамки нормы и является исключением, поэтому он вряд ли может помочь кому-то из их подписчиков.
Принято считать, что «историю пишут победители», и к сфере финансов это имеет самое прямое отношение — мы никогда не услышим о тех, кто играл в лотерею и не выигрывал, или о тех, кто следовал определенному набору финансовых советов и так и не смог разбогатеть.
Успех в инвестициях невозможен без теоретических знаний — я понял эту истину сразу же, как только пришел на фондовый рынок.
Чтобы заполнить пробелы в своей финансовой подготовке, я взялся за чтение книг — первой из них стал «Разумный инвестор», которого рекомендовали практически все блогеры и эксперты. Наверное, я ждал от нее слишком многого — комментарии Джейсона Цвейга показались мне полезнее, чем сама работа Бенджамина Грэма.
Все дело в том, что последний раз она редактировалась ровно полвека назад — некоторые вещи в ней безнадежно устарели и скорее запутают начинающего инвестора, чем помогут ему.
При кое-что меня все-таки впечатлило — так метафора о Мистере Рынке стала одной из моих любимых, а концепцию запаса прочности можно применить ко многим сферам современной жизни.
Следующим шагом после Бенджамина Грэма стали книги о его гениальном ученике — «Уоррен Баффет: простые правила великого инвестора», «Правила инвестирования Уоррена Баффета» и «Уоррен Баффет — лучший инвестор мира».
Принято считать, что инвестирование — это снижение потребления сегодня ради увеличения потребления завтра.
Если исходить из этого определения, то первыми инвестициями в истории человечества стали вяленое мясо, сушеная рыба и различные виды солонины. К сожалению, горизонт подобных «вложений» был небольшим — максимальный срок их хранения составлял лишь несколько месяцев.
По мере развития сельского хозяйства у людей появлялось все больше излишков продовольствия, поэтому продуктовое инвестирование приобретало все более широкий размах. В той же Римской Империи существовали общественные склады «horreum», в которых любой гражданин мог хранить свое зерно или другие продукты.
В то время большая часть сбережений принадлежала правящей элите, однако в Средние века ситуация начала стремительно меняться — инвестированием стали заниматься торговцы, ремесленники и даже зажиточные крестьяне.
Представьте себя на месте венецианского купца 16 века — вы живете в богатом портовом городе, в который каждый день прибывают десятки торговых кораблей. Вы бы хотели отправить морскую экспедицию за партией экзотических товаров, но у вас не хватает на это денег… Что же делать?
Гай Фиери с детства любил готовить — свой первый ресторанный бизнес он открыл в возрасте десяти лет, когда приделал к своему велосипеду тележку с солеными крендельками.
Всю свою прибыль юный ресторатор откладывал, чтобы поехать на стажировку во Францию — в итоге через шесть он переехал в небольшой французский городок, где в течение года совершенствовал свои кулинарные навыки.
После окончания университета Фиери вместе со своим другом открыл итальянскую закусочную, которая через несколько лет превратилась в необычный ресторан — его кухня совмещала в себе американский барбекю и японские суши.
В какой-то момент друзья уговорили Гая отправить свое видео-резюме на кулинарное реалити-шоу «Food Network» — его девиз «жить по-крупному, громко смеяться и дико готовить» понравился жюри, поэтому он попал в список участников.
С первых же выпусков Фиери стал звездой этого шоу — вокруг его фигуры поднялась настоящая волна хайпа, и он никого не мог оставить равнодушными. Некоторые зрители его искренне обожали, но большинство смеялось над ним и считало каким-то фриком.