Если несколько лет назад многие инвесторы ожидали, что компании сырьевых товаров уходят в прошлое, а за технологическими компаниями из сферы услуг будущее, то за последний год что-то резко изменилось.
Посмотрите на изменение цен на нефть, газ, сталь, уголь, никель, медь, удобрения, продукты питания, строительные материалы, недвижимость и заметите, что они резко подорожали в 2 и более раза за 1 год и продолжают расти в цене. В тоже время услуги не только не дорожают, но иногда даже дешевеют. Например, насколько больше в своем бюджете вы стали тратить на интернет, мобильную связь, подписку на ТВ, платные приложения в телефоне и т.д.? Если даже и стали, то явно не в 2 раза больше за последний год.
Это означает передел и в геоэкономическом уровне. Если западные страны представляют собой большей частью именно технологические компании с низкой прибылью и огромными ожиданиями, котировки которых за последний год перешли к стагнации. То Россия – это большей частью страна, которая извлекает всю выгоду из роста цен на все сырьевые товары и состоящая из сырьевых компаний с высокими дивидендами и прибылью. Фактически если текущие котировки всех этих сырьевых товаров останутся на текущих уровнях, то запланированный бюджет РФ в 21 трлн руб. с ожидаемой ценой нефти почти в 2 раза ниже текущей, а газа в 3-5 раза ниже, будет уж слишком скромным и может без проблем удвоится в размере.
Некоторые инвесторы думаю, что если какие-то акции быстро выросли на 50-100% или больше – это пузырь, который рано или поздно лопнет. Ведь это одна и та же компания, почему она должна стоит дороже. Но так ли это всегда?
Сначала такой пример. Цена на новые автомобили за несколько лет выросли на 50% в рублях. Вы лично верите, что их стоимость вернется обратно и будет стоить на 50% дешевле или вернется в 2010 год, когда эта стоимость была в 2 раза ниже? Со стоимостью компаний еще более сложно. Не только стоимость их продукции может расти, но они могут увеличивать органически объем продукции/услуг, увеличивать эффективность, снижать издержки, открывать новые направления и платить в будущем больше дивидендов.
Однако, стоит признать, что иногда инвесторы могут искусственно раздувать стоимость акций, хотя структурно в компании так сильно ничего не меняется. Рассмотрим три разных примера.
В конкурентной борьбе каждая составляющая успеха является важной. В девелоперском бизнес важным элементом является маркетинг, ведь это продажа недвижимости и дальнейших услуг клиентам. Результатом маркетинга является быстрота продажи квартир, цена, за которую эти квартиры проданы, и будущие дополнительные услуги тех, кто будет жить в квартире. Давайте наглядно посмотрим, как маркетинг бизнеса позволил акциям ПИК и Самолет сильно обогнать других конкурентов.
Если посмотрите на приложенные графики официальных данных ЕИС Жилищного Строительства, то заметите, что ПИК и Самолет уже продали почти все квартиры, которые будут построены до конца года. ПИК продал уже 73% квартир, которые будут построены в 2022 году, Самолет 55%, а ЛСР только 46% и у ЛСР много непроданных квартир 2021 года.
Если полтора года назад кто-то думал, что эпоха нефти и газа уходит, то сейчас резко всё изменилось. Фактически из-за экологической повестки в развитых странах и тотального недофинансирования нефтегазовой отрасли цены на нефть выросли до прежних высоких значений, а на газ стали ставить новые рекорды. Многие эксперты предрекают, что высокие цены могут расти дальше, и наступает эра высоких цен на энергоносители.
Что делать? Покупать акции Газпрома и нефтяных компаний? Это нужно было делать год назад, когда цены на газ и нефть упали, что я в принципе и делал. Сейчас их акции стоят опять дорого. Причем в случае Газпрома еще можно понять, что компания является полным бенефициаром высоких цен на газ, и можно видеть еще дальнейший потенциал роста. А нефтяным компаниям после цены в 45 долларов мало что достается – почти всё забирает государство после этой цены.
Кто же является более скрытым бенефициаром высоких цен на энергоносители, цена акций которых еще не отразила повышение цен на нефть и газ?
Если вы долгосрочный инвестор в акции и в вашем портфеле большой набор различных крупных компаний, то придется привыкнуть к одной неизбежной вещи. Именно про ваши компании в желтой прессе с непредсказуемой периодичностью будут появляться разные статьи. Почему именно про ваши компании? Заказ конкурентов? Чаще всего даже не по этой причине. А потому что писать желтые заметки с громкими заголовками про незнакомые компании никому не интересно. Да и у крупной компании чаще что-то может произойти и просто больше клиентов, в том числе даже и недовольных.
Рассмотрим несколько примеров подобных периодически появляющихся «статей» и репортажей, чтобы понять, как на это реагировать:
1. «Дочка Газпрома в Удмуртии признана банкротом».
Это еще самый легкий вариант подобного заголовка. Другая желтая газета может еще добавить размер долга самого Газпрома, вырвать из контекста цифры из отчетности и сказать, что долг растет. Ну вы поняли. Суть в том, что к бизнесу Газпрома это конечно не имеет никакого отношения. Если вы прочитаете более полную версию, то окажется, что у Газпрома маленькая доля этой компании, которая досталась в нагрузку с каким-то другим имуществом и речь идет о какой-то мелкой компании.
2. «Изучив показатели работы «группы ПИК», эксперты пришли к выводу, что её подразделения буквально скользят на грани банкротства».
Многие ожидали, что после отмены части льготной ипотеки и ажиотажного роста цен скоро должно наступить падение цен. Кто-то даже рисует возможные сценарии, что у застройщиков скопятся излишки готовых квартир и они начнут демпинговать.
Какое же реальное положение дел спустя 3 месяца после 1 июля? Этот вопрос актуален как для оценки перспектив акций девелоперов, так и для понимания будущего рынка недвижимости, не говоря уже о перспективах Сбера и ВТБ, как лидеров рынка ипотеки.
Акции МТС уже многие годы выступают как облигации с плавно растущими дивидендами с текущей доходностью 11% годовых. Основные изменения цены происходили ко времени выплаты дивидендов и после, а долгосрочно цена держалась примерно на одном и том же уровне.
В этом отношении МТС выгодна для консервативных инвесторов, которых устраивают стабильные дивиденды в 11% без резких изменений цены акции. Однако МТС последний год прилагает большие усилия, чтобы попытаться стать акцией роста. Удастся ли это?
Вначале основные плюсы акций МТС:
1. Высокая дивидендная доходность 11%, которая плавно растет.
2. Положение лидера на рынке мобильной связи.
Последние годы Теле2 как четвертый новый игрок на этом рынке отбирал долю рынка у Билайна и Мегафона, МТС еще больше укрепил свое положение лидера. У МТС самый низкий отток абонентов.
3. Выкуп акций с рынка.
Какое будущее у ипотеки в России и куда пойдут цены на недвижимость? Мнение Сбера. Какие акции в связи с этим могут выиграть?
В отношении моей статьи о будущем цен на недвижимость и ипотеки в России, я слышал мнение, что быть такого не может, у ипотечников большая просрочка, скоро банки начнут продавать заложенную недвижимость и рынок недвижимости, а вместе с ним акции девелоперов, обрушатся. Такое мнение, не подкрепленное никакими данными и фактами, может кого-то напугать, но явно не тех, кто в курсе, какое реальное положение. В этой связи было очень интересно посмотреть вчера конференцию Сбера в отношении будущего ипотеки и рынка недвижимости. Конечно Сбер, как главный игрок на рынке ипотеки с долей более 50%, обладает гораздо большей информацией и о недвижимости, и о просрочках и о текущих продажах жилья, чем любой, кто пытается обсуждать эту тему на обывательском уровне.
Поэтому интересны были следующие факты от Сбера, представленные в презентации:
Еще одним эмитентом высокодоходных облигаций с доходностью до 11% годовых является Евроопт (Ритейл Бел Финанс). Может быть название этой компании не говорит вам о многом, но если бы вы жили в соседней стране Беларусь, то это название для вас звучало, как Магнит и Пятерочка и Ozon, вместе взятые. Почему? Потому что это единственно популярная сеть супермаркетов/гипермаркетов в Беларуси, интернет-магазин продуктов и других товаров, почта и банк.
Факторы в пользу надежности облигаций Евроопт:
1. Лидирующее положение на рынке.
У Евроопт 987 супермаркетов и гипермаркетов и самый популярный интернет-магазин в Беларуси. Если в РФ есть две крупные сети – Магнит и X5 Retail Group, а также много конкурентов типа Лента, Ашан и еще больше конкуренция среди интернет-магазинов. То у Евроопт достойных конкурентов практически нет. У ближайшего конкурента в 5 раз меньше магазинов и еще больше разница в выручке, рентабельности и финансовой устойчивости. При этом Евроторг еще и продолжает расти быстрее этих небольших конкурентов. Фактически Евроторг отображает собой просто основную часть современной розницы Беларуси. Сложно представить сценарий, что придет новый крупный игрок и сможет отобрать рынок у Евроторг.
Продолжится ли рост рынка ипотеки? В какие акции инвестировать и как на этом заработать?
Если несколько лет назад ставки по ипотеке были больше 10% и ипотека в условиях отсутствия роста цен на недвижимость была не нужна, то за последние годы ситуация изменилась.