Как бы это странно ни звучало, но в нынешних экономических условиях бедствия наподобие урагана «Харви», скорее, играют за рост экономики, а не за ее падение.
В текущих условиях главным является совокупный спрос, а не совокупное предложение, а экономика зависит именно от спроса, а не от предложения. Такие природные катастрофы как ураган, которые приводят к разрушениям на десятки и даже сотни миллиардов долларов, подстегивают спрос, поскольку разрушенное надо будет восстанавливать. А это значит, что у экономики будет больше работы, будет потребляться больше товаров.
Возникает вопрос, кто оплатит возникший из-за стихии спрос? Оплатят этот спрос страховые компании, для этого они и существуют. Причем, при этом произойдет нужный экономике эффект. Страховые компании перенесут часть своих денег из финансового сектора, где денег избыточно много, в реальную экономику. Так же и граждане США, пострадавшие от стихии, конечно, вынужденно, но будут тратить свои накопления, то есть опять же перемещать деньги из финансового сектора, например, из депозитов, в реальную экономику. Эффект будет растянут во времени, например, на целый год и даже больше. Естественно, в течение первых пары месяцев, экономика будет нести потери из-за остановки экономической деятельности на пострадавшей территории, но из-за этого возникнет отложенный спрос на будущий период. И если, к примеру, американские НПЗ в Техасе сейчас простаивают, не генерируя добавленную стоимость, что, конечно, скажется на статистике по экономике США за 3-й квартал, то впоследствии им придется наверстывать упущенное. Ведь общий спрос на бензин в США сохраняется, поэтому в будущем НПЗ будут работать с большей нагрузкой. В целом за предстоящие 12 месяцев общая переработка нефти в США не уменьшится, просто загруженность НПЗ зимой и весной будет равна 90% вместо 80%. Так же и по другим отраслям. В данном случае опять же главное — это спрос. Если он сохранится, то в конечном счете будет удовлетворен: если сегодня в меньшей степени, то завтра — в большей.
Как можно сейчас прочесть в СМИ – ураган «Харви» продает нефть. Однако это лишь общий настрой, можно даже сказать общественное мнение, и на мой взгляд не верное. Смысл общего мнения такой. Ураган привел остановке работы многих НПЗ в США, и из-за этого спрос на нефть со стороны перерабатывающих заводов уменьшился, и от того запасы будут расти. Но рыночное мнение, почему то не учитывает тот факт, что не только НПЗ остановились, частично остановилась и добыча нефти. На территории США остановилось 15% мощностей по переработке нефти и 22% мощностей по добыче нефти в Мексиканском заливе.
Как по мне, так для нефти важен уровень добычи и уровень конечного потребления. Все что между потребителем и добычей, является деталями. И если посмотреть с такой стороны, то можно ведь сказать, что ураган Харви значительно снизил добычу нефти в США, в объеме не менее 500 тысяч баррелей в сутки, а по самым пессимистичным оценкам до 1,4 млн. баррелей в сутки. При этом, потери общего спроса на нефть в США из-за урагана, даже близко не могут сравниться с потерями в добыче. Техас и Луизина в целом, потребляют нефти меньше, чем объем падения добычи в США, поэтому даже если в Техасе, условно, из-за урагана вообще перестали бы потреблять топливо, то это все равно было бы меньше потерь по добыче.
Большинство участников финансовых рынков в мире, сейчас смотрит вниз по рынку. Такая на сегодняшний день сложилась атмосфера, мнение большинства, тенденция, мода. Но с 2011 года, рынок потерял логику. Индекс S&P500 своим ростом сломал множество здравых, логичных мнений, относительно того, почему финансовые рынки должны пойти вниз. Если взглянуть на котировки компании Amazon c соотношением прибыли к стоимости в сотни единиц, то такое положение вещей можно определить как «пузырь». И таких пузырей сейчас множество и они не лопаются.
Причина всем понятна – в мире напечатали много денег. Центральные банки мира, выкупили государственные облигации в США, в ЕС, в Японии, вытеснив от туда банки. В то же время, с 2008 года ужесточилось банковское регулирование. И инвестиции в рисковые активы, такие как недвижимость, нефть, необеспеченные кредиты, сейчас затруднены. В итоге у нормальных здоровых банков, денег сейчас очень много. Но они зажаты, рынок облигаций не дает прибыли, поскольку там правят балом Центробанки, а инвестировать в реальную экономику они зачастую не могут, поэтому банки порой не знают, куда девать деньги.
Многие наверно заметили, что в мире сложилась уникальная ситуация. Финансовый сектор экономики мира, пухнет от денег и надувает финансовые пузыри. С другой стороны, реальная экономика сидит на сухом денежном пайке. В частности из-за этого, рынки сырья и развивающихся рынки в последние годы, в основном падали в цене, а рынки стран Запада росли и в особенности рынки облигаций.
Причина появления пузырей понятна, это беспрецедентная в истории накачка мировой экономики деньгами. Но возникает вопрос, а почему рынки сырья, не надули финансовые пузыри, и почему развивающимся странам, ничего не перепало от «праздника избытка денег»? Ответ на этот вопрос может быть очень неожиданным.
После кризиса 2008 года, в мире заговорили о необходимости ужесточения требований к уровню достаточности капитала банков. Позже к 2010-11 годам, эти разговоры привели к появлению документа под названием «Базель -3», как усовершенствование «Базельских соглашений», которые регулируют банковскую деятельность. Так вот по новым правилам, «Базель-3» ужесточил требования к достаточности капитала банков и требования по достаточности ликвидности. И с началом 2013 года, новый документ стал внедряться в жизнь. Если вспомнить те годы, то тогда и ФРС и ЕЦБ и другие регуляторы, очень часто проводили так называемые стресс тесты банковской системы. Они как раз и касались изменений, внесенных документом «Базель-3».
По бюджету России и внешнему долгу — мол отрезали от рынка капитала и многие думают ну вот все банкротство и капут — а не капут!
Объединенные Резервы у Минфина 5-6 трлн. руб. — но это не все — Минфин может занимать — и будет занимать — долг щас вроде типа 12 трлн. где то 15% от ВВП. И по внешнему долгу у страны 500 с хвостом млрд. долл. - тоже можно занимать. Офшоры никто не отменял и нет такого преступления, на которое капиталист, не пошел бы ради профита! Цена санкций это просто лишние 2-3% доходностей. Если раньше можно было занять под 4-6% в валюте то теперь будет 8-9% и всего делов.
Чтоб концы с концами сводить, по бюджету надо занимать то не так много до 30-50 млрд. долл. в год для. По внешнему, 20 будет достаточно в среднем внешнего. И так можно лет 10 прожить запросто. Но долги учитывая высокий % будут просто расти быстро. И году к 30-му да будет капут. балансы придут к тупику.
При 10% доходности, при дефиците бюджета 2% в год. Гос-долг через 10 лет придет где то к 40%. И там да будет уже напряг. Внешний будет типа 700-800 млрд. долл.
По нефти — есть такая инфа — у России запасов нефти 14 млрд. тонн на 2016 год. из них 60% трудноизвлекаемы и малорентабельны. ТО есть нефти с прибылью при темпе добычи как щас в 500 млн. тонн, в год хватит лет на 12. А далее к 30 му году усе тупик — нефть то будет токо профита от нее не будет. Есть конечно Арктика и битумные пески и с учетом этого нефти больше. Но опять же они не рентабельны. И санкции как раз и нацелены на то, чтобы они оставались не рентабельны и не освоены.
Санкции направлены на то чтобы сломать будущее и подвести страну под банкротство но не быстро — а к 30-му году. С санкциями не будет возможности развивать нефтянку и инвестировать достаточно, чтоб было что добывать после 30 го года. Фондирование тоже бьет по будущему. Тк приведет к росту долга и опять же к 30му году.
Плюс стоит вспомнить о словах Голиковой из счетной палаты в прошлом году. о том что для восполнения износа основных фондов не хватает 4 трлн руб. в год и износ растет из года в год. И опять же к 30-му образно говоря хрущевки сгниют.
И приедем мы к разбитому корыту. К 30-му – но не сейчас
В данный момент в мире активно спорят, по поводу эффективности, рентабельности и соответственно целесообразности солнечной энергии. Одни говорят, что солнечные электростанции, еще не могут конкурировать с генерацией энергии на обычных видах топлива. Другие напротив, говорят, что солнечная энергетика уже выходит на новый уровень — массового, коммерческого использования.
Для понимания проблемы, следует разобрать ситуацию на конкретном примере.
В Калифорнии в 2014 году, была возведена солнечная электростанция «Ivanpah Solar». Ее мощность составляет 390 Мвт., ее строительство обошлось 2,2 млрд. долларов, она в среднем вырабатывает около 1 млрд. квт, при средней наработке 2800 квт/часов в год на единицу установленной мощности. Себестоимость возведения станции, в перерасчете на 1 квт мощности, составила 5 640 долларов. В то же время, строительство электростанций на обычном топливе, обходиться в 500-2000 долларов. Такая арифметика, с первого взгляда, говорит не в пользу солнечной энергии, и разница кажется еще очень большой, но в расчете главное не себестоимость строительства, а цена произведённого киловатта.
Трамп в мае месяце предоставил свой бюджет на 2018 год. В нем были предусмотрены огромные сокращения расходов на социальную сферу, в том числе и здравоохранение. В общем, за 10 лет, сокращение расходов должно было составить 3,6 трлн. долларов, то есть 360 млрд. долларов в год. Но все инициативы Дональда Трампа по реформе здравоохранения потерпели неудачу. Сенаторы отклонили поправки Трампа. А это означает, что на здравоохранении Трамп сэкономить не сможет и так же не сможет сэкономить и по другим социальным статьям. И тут возникает вопрос: за счет чего теперь, возмещать выпадающие доходы по снижению налога на прибыль в США? Напомню, Трамп инициировал снижение налога на прибыль с 35% до 15%.
Бюджетная политика США на следующий финансовый год теперь кажется совершенно непонятной. Снижение налога на прибыль приведет к потере доходов бюджета примерно на 200 млрд. долларов в год. Никакой рост экономики не сможет возместить эти потери в ближайшие несколько лет. Плюс к этому, с октября по май дефицит бюджета США уже составил 796 млрд. долларов. В прошлом 2016 финансовом году (с октября 2015 по сентябрь 2016 года) дефицит бюджета США составил 587 млрд. долларов. То есть дефицит этого финансового года за 8 месяцев уже превысил весь дефицит прошлого года. И такими темпами по итогам финансового года, который закончится в конце сентября, общий дефицит бюджета, скорее всего, превысит триллион долларов.