Ниже несколько пояснений
В видео я, кажется, ни разу не упомянул MMT. Что за зря бросать красную тряпку тем, для кого эти три буквы важнее аргументов. Но здесь можно и нужно. К слову, MMT – это больше способ макроэкономического мышления, а не какая-то политика, которой надо следовать.
По MMT, в реалиях современной денежной системы ЦБ и Правительство одинаково отвечают за инфляцию, какими бы полномочиями не были наделены и как бы чувствительно не относились к своей независимости. Эффективность бюджетной политики выше, чем ДКП от ЦБ, но это нюансы, которые могут отличаться от страны к стране.
Процесс как ЦБ с помощью одной ставки добивается цели по инфляции, наверное, важен не только с точки зрения результата. Но и с точки зрения побочных эффектов. Например, мощный рост кредитования и дисбалансы на рынке недвижимости стали следствием повышения КС.
Бюджетная политика, реализуемая без координации с ЦБ, здесь тоже создает проблемы. Так, высокие расходы бюджета в начале 2023 и недостаточные продажи валюты способствовали перелёту валютного курса и инфляции. Их ДКП не смогла бы купировать, даже если бы ставку начали повышать раньше.
▶️ Инфляция в развитых странах практически побеждена. А точнее – сама снизилась в отсутствие мощных стимулов 2020-21гг. Кто думает, что инфляция «временная» только из-за ставок, скорее потеряет деньги. Посмотрите на Японию, где ставку никто не повышал, но инфляция сама снижается после прекращения валютного шока. В Европе было два шока – энергетический и цен на еду. С их прекращением инфляция идёт вниз – дефляция даже в услугах с июля, несмотря на рост зарплат 5%+ г/г.
В России драйверы инфляции могут быть дольше. Кроме внешних ограничений, курса и бюджетных стимулов (они в основном в прошлом), играют роль двузначные темпы роста корпоративного кредита и зарплат. Повышение ставок до сих пор было проинфляционным фактором.
Тем не менее, одной из очевидных идей остаются длинные облигации. Потенциал 25-30% в длинных ОФЗ за год при снижении ключевой до 12% и доходности к погашению до 10%.
▶️ Акции российские могут показать доходность не меньше, если регуляторы справятся с навесом от редомициляции. На пользу всем будут ограничения на продажу разблокированных активов, которые были куплены у нерезидентов ради арбитражной прибыли. Её минимизация – задача регулятора.
▪️По объему торгов рынок восстановился до уровней октября 2021 ~100 млрд руб. в день по 100 самым ликвидным акциям. Тогда были максимумы не только по объему торгов, но и по индексам акций.
▪️Сейчас рынок на 25% ниже максимума по индексу Мосбиржи (3200 vs 4300), и на 13% с учетом выплаченных дивидендов по индексу MCFTRR (6500 vs 7500). От минимумов рынок вырос на 70%.
▪️Отдельные акции выросли от минимумов в разы – преимущественно акции за пределами самых ликвидных и капитализированных. Акции с большой капитализацией и долей в индексах, наоборот, преимущественно отстали. Более чем в 2 раза ниже максимумов GAZP, ALRS, VTBR, YNDX, TCSG – в целом справедливо с учетом всех рисков.
▪️Объем торгов акциями меньшей капитализации увеличился в разы. Если раньше топ-20 акций представляли ~80% капитализации FF и ~80% объема торгов, то сейчас топ-20 – это 77% капитализации и только 50% объема торгов.
▪️Капитализация рынка ~58 трлн руб.
А сценарии актуальны и сейчас. Лучший выход — вернуть деньги акционерам. Текущая цена уже ниже суммы ликвидных активов на балансе. Жаль, что год назад СПБ Биржа не воспользовалась одним из предложенных вариантов — начать скупку акций конкурента. Акции Мосбиржи тогда стоили ниже 90 руб., а сейчас 205 руб.
💬 После IPO достаточность собственных средств СПБ Биржи и ее дочерних обществ в 5–6 раз превышает минимальные нормативные уровни. В условиях сокращения объема бизнеса было бы логичным использовать капитал с большей отдачей для акционеров – либо вернуть средства акционерам, либо инвестировать в более доходные инструменты. Например, по текущим ценам СПБ Биржа могла бы купить до 7% всех акций МосБиржи, потратив 15 млрд руб. избыточного капитала (или даже стать крупнейшим акционером МосБиржи, если покупать у нерезидентов с дисконтом). В условиях построения суверенной финансовой системы и отказа от недружественных ценных бумаг, лучше не конкурировать, а стать участником более сильного игрока и вместе искать выходы на рынки дружественных стран.