Александр Здрогов

Читают

User-icon
743

Записи

254

Каждый год одно и то же!

Каждый год одно и то же! Когда рынок падает толпы перепуганных «инвесторов» строчат сотни сообщений на инвестиционных форумах и на смартлабе. Я наблюдаю это уже много лет. Уже 70 лет назад был известен рецепт от этого. Прочитайте главу 8 из книги Разумный инвестор. Она называется «Инвестор и колебания рынка». Для тех кому лень читать — небольшой отрывок:

Каждый год одно и то же!



Пред­ставь­те се­бе, что за 1000 долл. вы при­об­ре­ли пай в ка­пита­ле не­кой час­тной фир­мы. Один из ва­ших пар­тне­ров по име­ни Гос­по­дин Ры­нок про­яв­ля­ет по от­но­шению к вам ис­клю­читель­ную лю­без­ность. Каж­дый день он со­об­ща­ет, сколь­ко, по его мне­нию, сто­ит ва­ша до­ля, и, бо­лее то­го, пред­ла­га­ет вам ли­бо при­об­рести ва­шу до­лю, ли­бо же про­дать вам до­пол­ни­тель­ные паи по сло­жив­шей­ся на этот мо­мент це­не. Иног­да его оцен­ка пая ка­жет­ся впол­не прав­до­подоб­ной и оп­равдан­ной (ис­хо­дя из ва­ших зна­ний о биз­не­се и прог­но­зах на бу­дущее). Но бы­ва­ет, что в оцен­ках Гос­по­дина Рын­ка час­то пре­вали­ру­ют ли­бо не­оп­равдан­ный оп­ти­мизм, ли­бо из­лишний пес­си­мизм, в ре­зуль­та­те че­го пред­ла­га­емая им оцен­ка пая ка­жет­ся вам смеш­ной или же прос­то глу­пой.



( Читать дальше )

Важнейшее из искусств.

Как кинематограф (по словам В. И. Ленина) является важнейшим из искусств, так оценка является важнейшим навыком инвестора. Хотелось бы приписать эту мысль себе но противный старикашка Баффет опять меня опередил.

Когда вы умеете оценить актив — вы можете заработать. Примеров этому я давал достаточно. И на истории и заранее, когда каждый мог воспользоваться идеей. Так же, зная цену вы понимаете где потолок роста.

Вот так выглядел график Интер РАО на 22 ноября прошлого года, когда я опубликовал пост Интер РАО — все.

Важнейшее из искусств.
Вот так развивались события в следующие месяцы.

Важнейшее из искусств.

( Читать дальше )

Просто, но не легко. Часть 2.

В первой части мы увидели что рынок уравнивает хорошие и плохие компании через цену и вам становиться сложно сделать обоснованный выбор. Вы можете спросить: «Если рынок всех уравнивает не значит ли это что ученые правы и рынок эффективен?» Давайте разберемся. Начнем с определения эффективности.

Просто, но не легко. Часть 2.


Гипотеза эффективного рынка имеет три формы. В слабой форме утверждается, что прошлые цены на акции не дают никакой полезной информации о будущем направлении развития цен на акции. Иными словами, технический анализ (анализ прошлых колебаний цен) не может помочь инвесторам. В средней форме говорится, что опубликованная информация не поможет инвесторам выбирать недооцененные ценные бумаги, так как рынок уже дисконтировал всю публично доступную информацию в цены ценных бумаг. Сильная форма утверждает, что нет никакой информации, государственной или частной, которая поможет выигрывать инвесторам. Смысл обоих полу-и сильной форм является то, что фундаментальный анализ не имеет смысла. Инвесторы могли бы точно также выбрать акции в случайном порядке.



( Читать дальше )

Просто, но не легко. Часть 1.

Инвестировать — это просто, но не легко. Любой, кто считает иначе — идиот.
Чарли Мангер.

Просто, но не легко. Часть 1.



Я уверен, что любой из читающих эту статью с легкостью скажет какой бизнес лучше — Газпром или Новатэк, Сбербанк или ВТБ. Для этого не нужно быть оракулом из Омахи. Достаточно лишь посмотреть на результаты компаний за ряд лет.

Сложности начинаются когда вы решаете что лучше купить. Рынок (через сумму игроков) использует гандикап. Поясню это на примере. Завтра в главной футбольной лиге Испании будет игра Эйбар — Реал Мадрид. Любой, хоть немного знакомый с футболом человек, скажет что Реал абсолютный фаворит. Если вы поставите на победу Реала и угадаете, то на ставку в 1000 рублей получите 1700 (700 руб. прибыли). Если же вы поставите на победу Эйбара и угадаете, то получите уже 5150 рублей при ставке на ту же сумму.

Так же происходит и на рынке. Газпром стоит 0,3 своей балансовой стоимости а Новатэк — 3,5. И теперь вы уже перерд сложным выбором: что выгоднее? Купить дешево плохое или дорого хорошее?

Продолжение следует…

А, Г - какая разница?

Почему-то многие прицепились к букве А. Даже пост по этому поводу был. Начать с нее предложил Баффет. Я же начну с нефтегазовой отрасли.

А, Г - какая разница?
В комментариях меня спрашивали где смотреть отчетность. Конкретно по Газпрому здесь.

А вот и цифры:

А, Г - какая разница?

( Читать дальше )

Начнем с буквы А.

Известный совет Баффета начинающим инвесторам:

Начнем с буквы А.


– Если вы начинаете с маленьких сумм, то я рекомендовал бы поступить так, как я поступил сорок с лишним лет назад, а именно – изучить каждую компанию в Соединенных Штатах, у которой есть публично котируемые ценные бумаги; этот банк знаний со временем сослужит хорошую службу.

– Но ведь публичных компаний 27 000.

– Начните с буквы “А”, – последовал ответ Баффета.

Совет то хороший, да и компаний у нас в сто раз меньше. Но вот как и с чего начать. Это же прорва работы. Покаюсь, я тоже не последовал этому совету. Поэтому буду выполнять его теперь. Изучать компании будем в два этапа:

1. Предварительное знакомство с отчетностью.
2. Изучение бизнес-модели компании.

Сегодня о первом этапе. Обычно, начиная изучать компанию, я смотрю на динамику прибыли на акцию, дивиденда, балансовой стоимости на акцию и рентабельности за десять лет. Обычно этого хватает чтобы понять что покупать не стоит а что стоит изучить поподробнее.

Цель на март — проработать по первому этапу все компании, котирующиеся на ММВБ.


Зачем мне смартлаб? Зачем я смартлабу?

После поста с вопросом: «Какую работу выполняет для вас смартлаб?» Решил ответить для на него сам. Поскольку чукча я в основном не читатель, а писатель то и вопрос немного переформулирую:

Зачем мне смартлаб? Зачем я смартлабу?


Какую работу для меня выполняет написание статей на смарте?

Как мне кажется, люди здесь пишут (те кто постоянно) по трем причинам:

1. Попытка заработать или околорынок.
2. Попытка потешить эго или прославиться.
3. Ну и те для кого это работа где бы они не работали.

Я ничего не продаю и не собираюсь. Мне не платят. Остается вторая категория. От осознания этого публикация на смарте кажется бессмысленной или по крайней мере малоосмысленной. Ведение блога должно приносить пользу.

Поскольку меня читают (на меня подписаны) немало народу, то нужно задать и еще один вопрос:

Какую работу для моих читателей выполняют мои статьи?


( Читать дальше )

Какую работу делает для вас смартлаб?

Этот пост написан в помощь Тимофею Мартынову. И навеян он чтением об изучении CSS и HTML. Есть другой способ понять как развивать сайт. 

В книге Клейтона Кристенсена «Стратегия жизни» (кстати очень рекомендую) Есть история про молочный коктейль. Некая компания пыталась увеличить продажи молочных коктейлей. Они изучили демографические характеристики покупателей и провели фокус группы задавая различные вопросы о том, каким должен быть коктейль. На основе пожеланий был создан коктейль, но продажи не выросли.

Какую работу делает для вас смартлаб?



Затем компания задала вопрос по другому: «какую работу выполняет для покупателей молочный коктейль?» Размышляя над ним маркетологи компании заметили, что половина коктейлей продается рано утром. Потом они опросили покупателей и поняли что коктейли покупали чтобы позавтракать за рулем. Доработав коктейли, чтобы их было удобно пить за рулем компания увеличила продажи.

Исходя из концепции «выполняемой работы» — для какой работы вы нанимаете смартлаб? Как и когда вы читаете или пишете на смартлабе? Какие разделы или темы вас интересуют? Какими сервисами смартлаба вы пользуетесь?

Этот волшебный показатель EBITDA.

Этот показатель так любят аналитики. Теперь и на смарте он представлен.

Этот волшебный показатель EBITDA.



А вот что об нем думает реальный инвестор Чарли Мангер:

Люди, которые используют показатель EBITDA либо пытаются обмануть вас или обманывают сами себя. Проценты и налоги являются реальными издержками. Поэтому когда вы видите словосочетание «прибыль по EBITDA» заменяйте слово прибыль на слово дерьмо.

Когда продавать акции.

Недавно в комментариях мне задали вопрос: есть ли целевые цены на продажу? Ответ — есть. Но смысла просто показывать цены продаж я не вижу. Давайте лучше посмотрим на причины для продаж акций.

Когда продавать акции.



Как говорит старина Баффет — вы покупаете акции отличной компании и держите их пока компания остается отличной. Ну или другой его вариант. Мой (Баффета) любимый срок владения акциями – вечность. На это у него есть ряд причин — от малого количества идей для его размера капитала до налоговых причин (очень высокие налоги на прирост капитала в США).

Мои принципы продаж:

1. Когда что-то меняется в бизнесе компании, в отрасли или в регулировании, вследствие чего компания уже не может показывать прежние результаты. Или проще — бизнес перестал быть хорошим.

2. Вы видите великолепную возможность для инвестиций а свободных средств нет. И естественно, продаете самую слабую компанию или наиболее дорогую относительно справедливой стоимости.

( Читать дальше )

теги блога Александр Здрогов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн