Ипотека сегодня – не просто драйвер спрос на жилье, это единственный фактор спроса (почему этот так, писал тут). Именно поэтому сводки от ЦБ становятся очень важной и определяющей информацией, если мы хотим понимать, что будет дальше с ценами на жилье.
Напомню, что лучше всего смотреть цифры в годовой динамике, так мы устраняем сезонность (а в кредитах сезонность есть и довольно выраженная).
Итак, за август выдано 107 тыс. кредитов (-15% г/г) на сумму 236 млрд. руб (-10% г/г). Средневзвешенная ставка — 9,92%, против 9,42% год назад.
Портфель достиг уровня 7,13 трлн. руб. В целом: несмотря на снижение ставки не удается даже повторить прошлогодней динамики (что не удивительно, учитывая рекордные объемы 2018 года). Цены пока держатся выше прошлогодних, но только за счет инерции. На этом фоне повышенная активность банков (очередные анонсы снижения ставок и даже снижения первоначального взноса) понятны: цены грозят пойти вниз, что может вызвать цепную реакцию по рынку, поэтому вновь будут пытаться залить провал деньгами. Обратите внимание на пики октябрь, ноябрь и декабрь 2018 на рисунке выше, вот где раздавали бабло, теперь скорее всего будут по конец года делать то же самое — иначе годовая динамика и в ценах рискует уйти в минус в начале следующего года (на забываем про инерцию).
Вы никогда не задумывались, зачем застройщики информируют покупателей о скором повышении цен? С чего вдруг эта благотворительность от застройщика? Действительно, если через несколько дней будет рост цены, то застройщику нет резона информировать об этом покупателя, ведь продав объект по более высокой стоимости, он больше заработает!
Подумайте об этом, когда видите картинку с «часиками». Или увидите рекламу, что «через три дня рост цены». Типа, все бросай и беги покупай.
Бывает действительно выгодно купить недвижимость, но тогда застройщики, да и никто другой вам об этом не скажут (а купят сами, либо продадут тихо по более высокой цене и все). Забота о благе потребителя не в традициях российского бизнеса.
Конечно, эта старая уловка девелоперов, ее даже и хитростью сложно назвать, настолько это тупой маркетинговый прием. Строго говоря, приемчик можно встретить при продаже многих товаров и услуг, но только в недвижимости его по-настоящему поставили на поток.