пишет
t.me/borodainvest/458
Яндекс отчитался за 3 квартал 2020 года по МСФО. Красивые заголовки пресс релизов должны были вызвать у инвесторов ажиотаж и слюноотделение. (В принципе так и произошло. На фоне всеобщего апокалипсиса в среду котировки держались бодрячком) Но если смотреть на показатели пристально, то окажется, что не все так замечательно. Я бы даже сказал, что все НЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.
Итак, сразу пропускаем рост выручки и прибыли. (+30% и + 356%) Рост прибыли это консолидация Яндекс Маркета и продажа Яндекс денег. Выручка… Обо всем по порядку. Мы не будем смотреть консолидированные данные, а разберем показатели сегментов и их влияние на прибыль:
1) Реклама — ключевой и самый рентабельный сегмент бизнеса, который приносит — ВНИМАНИЕ — 110% от общей EBITDA!!! Вся фантастика Яндекса, весь успех компании и ее стабильный денежный поток зарабатывается именно здесь. И именно рост рекламного рынка в предыдущем десятилетии позволял стабильно наращивать показатели. Надеюсь вы поняли — выручка это хорошо, но реальную прибыль компания зарабатывает на рекламе.
Итак, что там в 3 квартале? Выручка выросла на фантастические… 2%!!! А если взять выручку с учетом вознаграждения третьим сторонам (которая в общем-то и не должна попадать в отчет), то она не выросла вообще!!! Из успехов стоит отметить рост EBITDA сегмента на 8%. То есть компания поработала над эффективностью, но темпы никак не назовешь фантастическими.
2) Такси — самое быстрорастущий сегмент. Выручка выросла на 50% (+6 млрд), EBITDA выросла в 3 раза. Казалось бы вот он — успех! Но:
— у такси низкая рентабельность (меньше 10%), которая вряд ли сможет сильно вырасти в будущем;
— рынок стремительно приближающийся к насыщению. Где еще нет Яндекс-такси? В будущем рост не будет идти прежними темпами.
— конкуренция. В сектор пришло еще несколько технологических гигантов, которые готовы навязать Яндексу борьбу.
То есть в прошлом мы сделали совершенно верный прогноз, когда ожидали роста консолидированных показателей за счет выхода такси в плюс. Теперь этот драйвер реализовался и высокие темпы вскоре снизятся. (а EBITDA Такси все еще меньше 10% от общего показателя)
3) Драйв — очень странные цифры. Выручка выросла на 500 млн рублей, а EBITDA каким-то фантастическим образом выросла на те же 500 млн и даже вышла в плюс! Для сравнения, при аналогичной выручке в 1 квартале, EBITDA была минус 900 млн. Скорее всего это какие-то особенности учета.
4) Маркет — 5 млрд выручки в квартал и минус 1 млрд EBITDA. Даже смешно обсуждать. На фоне Wildberries, Ozon и Алибаба Яндекс маркет это маленький котенок в окружении матерых тигров. Да что там, у Детского мира выручка от онлайна выше чем у Яндекс маркета.
Менеджмент самой технологической компании компании в стране просрал революцию в потреблении населения. Что бы догнать уходящий поезд понадобятся фантастические ресурсы, которые компании придется вкладывать в развитие. Причем на каком-то этапе (в ближайшие 3-5 лет если Яндекс все таки решится) рост выручки будет сопровождаться все большим убытком!
5) Classifieds — выручка + 16%, EBITDA выросла в 10 раз. Неплохой результат, но снова не фантастический!
6) Медиа сервисы — выручка +94%, убыток +70%, рентабельность -50%. У меня нет понимания зачем компания вообще занимается производством контента. Пока сплошные убытки.
7) Другое — выручка растет вместе с убытками.
Итого: Реклама не растет или растет очень медленно. Такси — растет, но размер рынка ограничен, а маржинальность низкая. Не единорог. Драйв — вроде растет, но перспективы туманные. Маркет — хочет очень много денег. Классифайд — растет, но не очень быстро, мизерный относительно других сегментов. Медиа — вырвите мне глаза и закройте их.
То есть у компании много сегментов бизнеса, они как-то растут и развиваются, в целом тенденция положительная. Но стоит Яндекс так, как будто рост идет не на 15 — 20 — 0%, а на все 30%, причем уаждый стартап это чуть ли не новый Майкрософт! Мультипликаторы заоблачные для как для нашего рынка, так и для средних исторических оценок компании: EV\EBITDA = 28,5!!! P\E = 65 P\S = 8
Фантастический разгон под включение в индекс и сделку с Тинькоф (не состоявшуюся сделку) на фоне умеренно позитивных результатов выглядит какой-то дикой ошибкой и несуразностью.
Поймите, сама по себе компания Яндекс — отличная. Но ее темпы роста и сегменты бизнеса никак не тянут на оценку в 30 EBITDA. (выше чем у Гугл!!) Я уверен, что еще 2-3 слабых квартала и рынок сам собой исправит эту аномалию. Думаю, что мы еще увидим котировки Яндекса ниже 3000 рублей и достаточно скоро.
П.С. Но шортить я бы все равно не рекомендовал.
Не является индивидуальной рекомендацией