Избранное трейдера БородаИнвест
На фоне уверенно растущей X5 Group и задерживающего выход отчета Магнита, будет интересно взглянуть на нашего любителя гипермаркетов и его отчет за 2022 год. К нам еще подоспели и операционные результаты за 1 квартал, который тоже захватим.
Итак, за 2022 год Ленте удалось нарастить продажи на 11,1% до 537,4 млрд рублей, уступив в динамике своему главному бенчмарку — инфляции. Я не говорю за продуктовую, но даже официальная инфляция составила по итогам года — 12%. Структурная проблема также нашла свое отражение в отчете за 1 кв 23 года, где мы увидели снижение динамики роста выручки до 5,8%.
Вообще ритейлеров стоит оценивать не только по корреляции их выручки с инфляцией, но и посматривать на сопоставимые продажи. Средний чек упал за 2022 год на 3,8%, динамика трафика оставалась отрицательной весь год. В 1 кв 23 года негатив усиливается. Сопоставимые продажи упали на 5,6%.
Может быть онлайн-продажи все вытянут?
Действительно, покупка Утконоса в значительной степени начинает оказывать влияние на сегмент онлайна. За 2022 год бизнес удвоился до 7,5% от общих продаж компании. Но куда делась вся эффективность в первом квартале, остается загадкой. Выручка сегмента выросла всего на 1,1% до 11 ярдов.
Акции компании упорно продолжают игнорировать нотки позитива, доносящиеся из кабинетов и ведомств нашего правительства. С момента публикации отчета по МСФО за 2022 год прошел месяц, и сегодня я хочу взглянуть на отголоски прошлого из отчета.
Итак, выручка компании прибавила 15%. Из года в год Сегеже удается наращивать мощности, скупать предприятия и прирастать в выручке, увеличив ее с 43 млрд рублей в 2017 году до 107 ярдов в 22-ом. Консолидация активов НЛХК и ИФР прошла во второй половине 2021 года, поэтому эффект низкой базы на лицо. В 1 квартале этого года ждать сильного прироста не стоит.
Нарушение логистических цепочек и санкционные ограничения заставили перестраивать структуру продаж. Падение объемов «Фанеры» на 12% удалось переключить на сегмент «Пиломатериалы», который как раз и призваны поддержать новые инициативы правительства. Продажи переориентируют в Китай, увеличив их объем в 2 раза. Большая доля выручки приходится на «Бумажные мешки», продажи которых остались на месте.
Весь 2022 год я не уставал говорить о Белуге, как о перспективной идеи, которая впитывала в себя позитив на рынке алкогольной продукции и двигалась в сторону улучшения взаимоотношений с инвесторами. Так и произошло, за последний год акции компании удвоились, принеся мне отличную прибыль. А что теперь?
Перед тем, как взглянуть на операционные результаты за 1 квартал 2023 год, давайте пробежимся по финансовым метрикам за 2022 год. Итак, выручка компании за отчетный период выросла на 30% до 97,3 млрд рублей. Прибыль при этом составила рекордные 8,5 ярдов, что выше показателей 2022 года на 119%.
Единственный нюанс, на котором хотел акцентировать ваше внимание — это отсутствующая статья доходов от продажи международных прав на бренд Beluga. Компания так и не определила эти 75 млн долларов. Надеюсь в будущем увидим их в отчете, ну а что до 2022 года, то он завершился на высоте.
Теперь давайте окунемся в операционку за 1 квартал. Итак, высокая база 2022 года сыграла против компании. Общие отгрузки продукции снизились на 7,5% до 3,5 млн декалитров. Отгрузки брендов собственного производства вообще упали на 14,2%. Правда они компенсировались ростом отгрузки партнерских брендов на 22,5%.
По данным Ассоциации электронной коммуникации РАЭК, объем интернет-экономики в России в 2022 году увеличился на 24% до 11,8 трлн рублей. Объем же торговли в сегменте e-commerce превысил 5 трлн. Если учесть, что уровень проникновения интернета в нашей стране составляет 89%, а 73% населения хотя бы раз в месяц посещают e-сommerce площадки, то за этим сегментом нужно пристально следить.
Примечательно, что Wildberries впервые потеряла лидерство по доле новых продавцов, уступив пальму первенства Ozon, у которого их доля выросла с 16% до 47%. Его то мы сегодня и разберем, изучив годовой отчет и расставив акценты. Тем более дикие ягоды все еще не публичны и пока заняты «забастовками».
Итак, оборот продаж (GMV) Ozon за отчетный период вырос на 86% до 832,2 млрд рублей. Немного замедляемся, но такова плата за масштабирование. Количество покупателей выросло на 40%, заказы удвоились, а выручка прибавила 55%. Радует, что сегменты доходов от рекламы и сервисов продолжают бурный рост.
На самом деле не очень. Я рад, что вовремя стал их акционером, удвоив свои вложения. Мы без устали разбирали все выходящие отчеты компании, и действительно видели одни сплошные плюсы. Сегодня разберем отчет за 2022 год и постараемся найти минусы, не затрагивая условно-перегретые акций и мультипликаторов в сравнении с зарубежными аналогами😉
Итак, выручка за отчетный период практически удвоилась до 13,8 млрд рублей. Причем компания ввела еще одну метрику — «Отгрузки с НДС». Они прибавили 88%, но интересно, что оплата этих самых отгрузок проходит в 1 квартале текущего года. Это намекает на сохранение повышенных денежных потоков в первой половине 2023 года.
В 2022 году в результате слома привычных шаблонов и схем взаимодействия с зарубежными вендорами, у крупного бизнеса не осталось вариантов, кроме как выбрать высокотехнологичные решения Positive Technologies в сфере кибербеза. В помощь подоспел еще и Указ Президента №250 от 01.05.22 г., по которому запрещается использовать средства защиты информации «недружественных» разработчиков.
Забегая сразу вперед скажу, что оценка самой компании своей деятельности в 2022 году мне видится максимально адекватной, учитывающий текущую непростую конъюнктуру. Однозначных выводов будет сделать трудно, но мы с вами постараемся, а на помощь нам придет отчет по МСФО.
Итак, выручка компании за 2022 год выросла на 16,7% до $14 млрд. Этому способствовал рост цен реализации алюминиевой продукции в среднем на 16,6% год к году. При этом объемы продаж удалось переориентировать на внутренний и азиатские рынки, что позволило нивелировать выпадение европейского экспорта.
В данный момент времени цена на алюминий находится на уровне пиков 2018 года на $2300 за тонну. Аналитики прогнозируют сырьевой супер цикл, который может вернуть котировки на спотовом рынке выше $3000, но я бы не рассчитывал на повторение успехов в 2022 году. Скорее мы снизим показатели в текущем году за счет высокой базы прошлого.
«Русал столкнулся с беспрецедентным давлением и ограничениями в связи с запретом правительства Австралии на экспорт в Россию глинозема и алюминиевых руд, а также с остановкой производства глинозёма на Николаевском глиноземном заводе».
Условная защита сельхоз сектора не всем пошла на руку в 2022 году. Нарушение логистических цепочек и проблемы с импортозамещением — это меньшая проблема. К доходной части отчета у меня вопросов нет. Негатив кроется в расходной его части. Давайте пробежимся по нему и выявим недостатки.
Итак, выручка компании за 2022 год увеличилась на 8% до 240,2 млрд рублей. Единственный просевший сегмент — это Сельскохозяйственный. Остальные сегменты показали прирост, воспользовавшись положительной конъюнктурной динамикой масложировой продукции и на российском рынке сахара.
Цена майских фьючерсов на белый сахар в апреле достигла максимума более чем за 11 лет, составив $705,4 за тонну. Это позволяет рассчитывать на сохранение динамики роста сегмента и в первом квартале текущего года.
Операционку мы уже с вами разбирали, затронув объемы продаж и цены реализации. Сегодня я хочу поговорить о финансовых статьях и критических отклонениях в операционных расходах, ведь себестоимость увеличилась всего на 8,9%.
По сообщениям Всемирного совета по золоту (WGC), в 2022 году центральные банки добавили к своим запасам колоссальные 1136 тонн золота на сумму около $70 ярдов, что намного больше, чем за любой год с 1967 года. При этом банковский кризис в США позволил котировкам драг металла вплотную подобраться к $2000 за унцию, вызвав интерес и к акциям золотодобытчиков. Сегодня у нас на разборе Полюс и его отчет за 2022 год.
Итак, выручка компании за отчетный период снизилась на 19,5% до 294,1 млрд рублей. Причина кроется в падении общих объемов реализации на 11% до 2,4 млн унций в 2022 году. Причем эмбарго на отечественного золота не дало ожидаемый еврокомиссарами эффект. А вот падение промпроизводства на Олимпиаде, Благодатном, Наталке, по заявлениям самой компании, как раз и стали основной причиной.
Ценовая конъюнктура в 2022 году сложилась не в пользу Полюса. Точнее так, если сравнить с каким-нибудь 2019 годом, то средняя цена реализации была выше процентов на 30. Однако за счет высокой базы 2021 года отчет вышел скромным. Тут стоит присмотреться к отчету компании за 1 квартал, который обещает быть куда лучше 2022 года.
Котировки ВТБ сегодня оказались в аутсайдерах после фееричного пампа в прошлые торговые сессии. В чем же причина этих двух событий?
Жадность
Рынок сейчас тонкий и любой неликвид разгоняется в считанные часы. То же самое применительно и к акциям ВТБ. Насмотревшись на рост его «зеленого» собрата, ожидая хороший отчет, представляя перед собой мираж в виде дивидендов и воспользовавшись длительной консолидацией, инвесторы начали скупать акции, разогнав их на 26% за пару дней.
Осознание
После импульса цена ушла в коррекцию. Понимание всей драматичности ситуации пришло к инвесторам уже после публикации отчета по МСФО за 2022 год. ВТБ не стал ходить вокруг да около и сразу списал все кризисные убытки. В итоге чистый убыток составил 612 млрд рублей, откидывая банк на десятилетия назад, аккурат к кризису 2008 года. 612 ярдов — это все, что компания вообще заработала за последние 5 лет.
В отчете я нашел одни сплошные дыры. 300 млрд рублей — расходы по операциям с иностранной валютой, чтобы это не значило. 229 млрд — убыток от выбытия дочерних предприятий. 196 млрд — превышение справедливой стоимости приобретенных чистых активов над затратами. 95 ярдов — создание резерва под судебные иски, блин.
Мы привыкли, что слово «диверсификации» является неотъемлемой частью инвестиций. Именно она призвана снизить риск выбора актива и повысить эффективность работы. Но еще нужнее диверсификация в бизнесе, которая позволяет оставаться компании устойчивой в кризис. Сегодня речь именно о такой компании.
Итак, выручка от реализации (без финансовых услуг) Татнефти за 2022 год составила 1,4 трлн рублей, что выше показателей 2021 года на 18,4%. Как и у всех прочих нефтяников в РФ, санкционное давление было оказано лишь в последний месяц года и существенно не повлияло на результат.
Продажи сырой нефти в страны дальнего зарубежья выросли за период на 30%, однако на внутреннем рынке сократились, что повлияло на общие продажи по сегменту, которые упали на 4,2%. Продажи нефтепродуктов выросли на 39,6% до 797,2 млрд рублей и уже составляют более половины всей выручки. Помогает в этом компании высокоэффективный комплекс ТАНЕКО. Именно этот сегмент оттеняет общий негатив.
Операционные расходы и себестоимость продаж подросли умеренно. Ну разве что транспортные прибавили 42%. Проблемы с логистикой все еще сохраняются. А вот финансовая деятельность компании (напомню, что Татнефть владеет парочкой банков) принесла еще 2 млрд рублей прибыли.