Чтобы защитить инвесторов ЦБ может ввести типовой брокерский договор
Investing.com — Розничный инвестор, подписывая договор с брокером, остается слабой стороной, поскольку документ защищает исключительно права брокера. Чтобы защитить инвесторов Банк России думает о введении типового договора брокерского обслуживания, пишет Forbes.
К выводу о фактической незащищенности «физиков» при заключении брокерских договоров пришли исследователи ВШЭ, которые проанализировали договоры 20 крупнейших брокеров и банков. Анализ проводил заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования Антон Селивановский совместно со студентами и выпускниками магистерской программы «юрист мирового финансового рынка» Высшей школы экономики (ВШЭ).
Исследователи также установили, что брокеры слишком агрессивно завлекают новых игроков рынка, используя вводящие в заблуждение формулировки, вроде «инвестиции — это просто».
«Лозунг „инвестиции — это просто“ очень провокативный, потому что просто стало со своего смартфона перевести деньги на брокерский счет и купить акции Facebook (NASDAQ:FB) или Amazon (NASDAQ:AMZN), но заработать на этом совсем не просто, большинство людей теряют свои деньги», — заявил изданию финансовый консультант FCP Financial Management Исаак Беккер.
Сам брокерский договор составлен в сложной форме, понять его суть не всегда сходу может даже подготовленный инвестор. У 12 из 20 брокеров договор занимает более 50 страниц, у двоих — более 200 страниц, декларация о рисках состоит обычно из 12 страниц.
«Я уверен, что 99% розничных инвесторов не читают договор полностью, они просто ставят галочку и заходят на рынок практически беспомощными, а потом расплачиваются за любые ошибки своими деньгами», — сказал Беккер.
В договорах всегда предусматривается право брокера в одностороннем порядке изменить правила обслуживания и тарифы, или расторгнуть договор и прекратить обслуживание клиента без объяснения причин. У некоторых брокеров автоматически подключена маржинальная торговля, а брокер в ряде случаев вправе продать бумаги клиента, служащие обеспечением займа, не спрашивая самого клиента.
Среди самых распространенных жалоб клиентов — сбои в работе инвестиционных приложений, мисселинг (когда клиенту предлагают получить высокую доходность, не указывая, что она не гарантирована, и не объясняя риски), навязывание дополнительных услуг, изменение комиссий, отказ в срабатывании стоп-лоссов.
Утверждение Центробанком типового договора помогло бы защитить инвесторов и заставить брокера исправлять свои промахи, считает Беккер.
В Центробанке с этим фактически согласились, заявив Forbes, что изучают вопрос установления стандартных требований к договору брокерского обслуживания.
Там напомнили, что Госдума 19 мая приняла закон, который предусматривает право регулятора устанавливать требования к объему и содержанию договора. Кроме того, все финансовые организации теперь обязаны перед подписанием документа понятно объяснять потребителю ключевые особенности и риски финансовых продуктов, в которые те инвестируют.