Блог им. EdanAltz
Главный авиаперевозчик страны тяжело справляется с кризисами. С начала пандемия, затем СВО – санкции, убытки, высокие риски – делают инвестиционный кейс Аэрофлота мало привлекательным. О целесообразности покупки акций компании рассказали в статье.
Аэрофлот – авиационный гигант России, один из лучших мировых представителей на международных авиалиниях. В ГК входят: Аэрофлот, Россия, лоукостер Победа, а также профильные сервисные предприятия. В парке авиаперевозчика на начало 2024 года насчитывалось 349 машин: 65.5% Airbus и 34.5% Boeing. Средний возраст флота составляет восемь лет. На 01.03.2024 года 17 единиц техники оставались припаркованными.
Аэрофлот улучшил показатели по сравнению с 2022 годом, чему способствовал возросший пассажиропоток и, как следствие, удвоение выручки. При этом компания со II квартала прошлого года не получает отраслевые субсидии. Убытки перевозчика сократились в 3.6 раз. На показатель повлияло страховое урегулирование по авиапарку, но мера носит разовый характер. Тем не менее Аэрофлот впервые за три года смог показать скорректированную (бумажную) прибыль в размере ₽10.3 млрд против убытка в ₽41.4 млрд годом ранее.
Дивполитикой предусмотрена выплата дивидендов в размере 25% от чистой прибыли по МСФО. Но с 2018 года компания их не платит, а учитывая убытки и отрицательный капитал, видимо, еще не скоро к ним вернется.
С максимумов 2017 года котировки к октябрю 2022 года упали на 87.56%. Затем тренд развернулся. За последний год акции выросли на 50.41%, это выше средней по сектору (16.85%).
Показатели в сравнении: компания/по сектору/по рынку
По мультипликаторам компания оценена близко к справедливым значениям. Но из-за убытков и отрицательного капитала мультипликаторный метод не совсем рационален.
1. Компания работает над восстановлением международных перевозок без риска ареста самолетов. На начало IV квартала 2023 года в парке Аэрофлота значилось 137 воздушных судов, на которые не распространялись требования западных лизингодателей.
2. В прошлом году Аэрофлот стал крупнейшим заказчиком отечественных самолетов, подписав соглашение на поставку SSJ New, МС-21, Ту-214 в количестве 339 единиц до 2030 года.
3. В 2023 году показатель занятости кресел обновил исторический максимум (87.5%). Менеджмент ожидает, что позитивные тренды сохранятся и в 2024 году, а высокий спрос и загрузка авиапарка превысят прошлогодние уровни.
4. С 2022 года техобслуживание самолетов проводят иранские компании. Однако дочка Аэрофлота – компания Аэрофлот-техникс – в конце октября прошлого года открыла в Шереметьево сертифицированный цех по ремонту стоек шасси для самолетов Airbus. В будущем Аэрофлот планирует заниматься полноценным ТО не только своего флота, но и машин других авиаперевозчиков. Для этого Группа создала департамент разработки конструкторских решений.
1. При формировании портфеля следует учитывать, что акции Аэрофлота высоковолатильны.
2. Деятельность транспортной отрасли, в том числе и авиаперевозчиков, зависит от локдаунов, геополитики, санкций.
3. У компании сильно выросли расходы на обслуживание самолетов и топливо. Переложить издержки на клиентов Аэрофлот не может. Кроме того, государство активно вмешивается в тарифную политику авиаперевозчика. В результате текущая эффективность компании отрицательная (ROE=-12%).
4. Увеличение затрат в связи с техническими неисправностями, сложности с поддержанием летной годности авиапарка, рост количества простаивающих самолетов, будут давить на прибыльность Группы.
5. Девальвация рубля негативна для Аэрофлота, поскольку за аренду флота компания платит в инвалюте. На сегодняшний день программа хеджирования приостановлена, поэтому ослабление курса рубля приводит к убыткам перевозчика.
6. У компании растут долги, а учитывая операционные убытки, встает вопрос, за счет каких средств будет погашаться задолженность. В прошлом Аэрофлот привлекал капитал, проводя допэмиссии. Доля акционеров за последние пять лет размылась в 3.6 раз. Рост долгов и невозможность их обслуживания, скорее всего, вынудят компанию провести очередную допэмиссию.
На данный момент стоит подождать когда цена нащупает “фундамент”, от которого в дальнейшем можно будет оттолкнуться.
Как я это вижу.
Первый вариант — боковик плюс \ минус на текущих значениях;
Второй вариант — т.к. движение от зоны 41 прошло без каких либо проторговок, это значит что цена под собственным весом, может постепенно снижаться, пока не нащупает какой-то значимый уровень, как раз таки до уровня 41.
– Почему?
Потому что в этом диапазоне пустота, его защищать никто не будет.
На долгосрочном горизонте Аэрофлот интересен как крупнейший авиаперевозчик отечественного рынка. Но нельзя забывать и о рисках.
В настоящее время у авиакомпании турбулентный период. В краткосрочной перспективе инвестиционный риск выше среднего.
Если компания для привлечения финансирования опять проведет допэмиссию, то ни пассажиропоток, ни урегулирование проблем с лизингом, не помогут сделать инвестиционный кейс Аэрофлота привлекательным.
*не ИИР
_______
🟢 Смотрите идеи по рынку в нашем telegram-канале
👍 Если было полезно, поставьте, пожалуйста, лайк)