Блог им. KDvinsky
Акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) являлись (и являются) одними из моих любимых активов. Понятный бизнес, хорошие финансовые результаты, отличные перспективы дальнейшего развития. Тем не менее, в конце апреля я продал акции ДВМП после того, как держал их три года.
Средняя цена покупки составляла 34,35 рублей, продал по 87,82, сделав х2,55. Продал по двум причинам.
Во-первых, вышел не самый хороший (хоть и неплохой) отчет за второе полугодие 2023 года. На мой взгляд, рынок совсем не правильно оценивает ДВМП, привязываясь исключительно к финансовым показателям. Поэтому была высокая вероятность того, что котировки снизятся. Так оно и получилось. Сейчас цена акции составляет 77,41 рубль (минус 13,4% от моей продажи).
Во-вторых, было необходимо заходить в другие позиции, которые я посчитал более перспективными.
Одна из этих идей, «Совкомфлот», не сработала так, как я предполагал. Покупал бумаги по 133 рубля, после выхода отчета решил продать по 133,42 рубля. Ничего не потерял, и хорошо. Впрочем, если бы «сидел» в ДВМП, то потери бы как раз были. Поэтому хорошо, что переложился.
При этом я считаю Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) достаточно перспективной компанией и планирую постепенно возвращать позицию. Судя по приходящей информации, правительство предполагает сделать ДВМП основным оператором на маршруте МТК «Север — Юг». Решение логичное, так как сугубо «рыночными» методами раскатать маршрут не представляется возможным, необходимо прямое государственное участие, которое как раз будет осуществляться через Fesco (ДВМП).
С этой целью президентом компании стал помощник Владимира Путина Игорь Левитин. Усиление серьезное. Левитин является профессионалом своего дела и одним из лучших специалистов по транспорту в России. При его участии Fesco ожидает новый этап своего развития. Компания перестает быть оператором, ведущим свою деятельность исключительно на Дальнем Востоке, и становится по-настоящему глобальным игроком.
Через покупку акций ДВМП как раз можно отыграть интенсивное развитие коридора «Север — Юг».
Однако давайте вернемся к отчету за 2023 год. Что же так напугало инвестиционное сообщество? За второе полугодие выручка выросла всего лишь на 2,55% (г/г) до 80,3 млрд рублей, а чистая прибыль сократилась в 3,65 (!) раз до 6,62 млрд. EPS (прибыль на акцию) составил всего 2,24 рубля при котировках в 87 рублей на момент выхода отчета. Обратили внимание и на чистый долг, который вырос с околонулевого на конец 2022 года до 21,9 млрд рублей.
В общем, вывод был сделан однозначный: ставки на фрахт упали, расходы на оплату услуг РЖД выросли на 38% до 82 млрд рублей. Компания больше не дешевая, надо продавать.
Но такой анализ и такие выводы являются глубоким заблуждением. Первое, что необходимо понимать — ДВМП находится в активной инвестиционной фазе. CAPEX за второе полугодие составил 31,3 млрд рублей — это рекорд и на 33,7% больше, чем годом ранее. Этим и обусловлен отрицательный FCF в 18,4 млрд рублей, но для компании роста — абсолютно нормально. Чистый долг, конечно, вырос сильно, но я не вижу смысла в данном конкретном случае обращать внимание на данный показатель. Общий же долг составил 26,5 млрд, сократившись за год на 4,1 млрд рублей.
Но самое главное даже не это. Посмотрим на операционные показатели. Они следующие:
Везде двузначный рост. При том, что сильно сдерживающим фактором являются ограниченные пропускные способности Восточного полигона, мощности которого продолжают расширяться. При этом благодаря активным инвестициям флот FESCO вырос на восемь новых судов, контейнерный парк увеличился на 22% до 101,75 тыс единиц, а парк фитинговых платформ вырос на 25% до 13 тыс единиц.
При этом рост контейнерного рынка продолжается. Так за январь-апрель 2024 года мы имеем еще плюс 11% до 2,17 TEU.
Перевалка контейнеров конкретно в ВМТП в первом полугодии выросла еще на 23% до 196,5 тыс TEU. Ну и вишенка на торте — ставки на фрахт, которые в связи с ситуацией в Красном море показывают рост с начала года:
Обратим внимание на 2023 год. Даже при относительно низких ставках и значительном росте тарифа РЖД Fesco не просто оставалась прибыльной, но и вкладывала рекордный объем финансовых ресурсов в собственное развитие. В 2024 году ставки выросли, поэтому высока вероятность сильной отчетности за первое полугодие. Но суть совсем не в ней, даже если она будет такой же, как и за второе полугодие 2023 года.
«Белый лебедь» — конечно развитие МТК «Север-Юг». Но здесь необходимо понимать, что это долгосрочная инвестиция. Подробностей мы пока не знаем, однако назначение Левитина говорит об амбициозных планах. Поэтому я лично начинаю набирать позицию. На промежуточные отчеты внимания обращать не буду.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Возвращаясь туда, гипотетически, могли бы вы вложиться в ту компанию на все депо?
Риск, конечно, был. Но и перспективы уже тогда выглядели существенными. Как и сейчас