Еще больше разборов и постов читайте на моем канале.
⚙️
Как работает бизнес
Европлан по итогам 2023 года занял 6 место на рынке лизинга вообще (уступив, в основном, лизинговым подразделениям крупных банков) и 3 место на
рынке автолизинга, на котором он и специализируется. Компания — уже далеко не хрен с горы, а крупный бизнес имеющий вес, историю (начиная с 99 года) и экспертизу в своей нише.
👉 Суть бизнес-модели Европлана следующая:
✔️ Сначала приобретается автомобиль со скидкой 5-15% от рыночной стоимости, ибо покупатель крупный и ему можно.
✔️ Заключается договор с клиентом и получается аванс в размере 10-20% стоимости автомобиля.
✔️ Клиент платит ежемесячные платежи, в процессе Европлан может оказывать доп. услуги (страхование, программы помощи на дорогах, тех. обслуживание и прочее), зарабатывая на этом комиссионный доход.
✔️ После окончания договора лизинга (обычно это 3 года) клиент либо выкупает автомобиль по остаточной стоимости, либо возвращает Европлану (который его потом продает).
📈 Клиентская база Европлана хорошо диверсифицирована (около 146 тысяч клиентов на конец 23 года). При этом, нет перекоса в сторону отдельных крупных клиентов.
Более 80% портфеля составляют малые (с годовой выручкой менее 800 млн. рублей) лизингополучатели.
📈
Чем бизнес интересен для инвесторов?
Если кратко, то
темпами роста в сочетании с высокой эффективностью бизнеса и адекватной оценкой.
📈
Начиная с 2015 года лизинговый портфель растет в среднем на 31% в год. Причем рост этот идет плавно из года в год без провалов и рывков. Капитал, процентные и прочие доходы, а также чистая прибыль растут вслед за лизинговым портфелем.
🔣 Чистая процентная маржа маржа в последние три года припала с 10-15% до 8-9%, а вот маржа прочих доходов, наоборот, выросла с 3% до 5-6%. ROE, начиная с 19 года стабильно держится на высоком уровне в 37-40%.
🧮 Так как дивидендная политика Европлана подразумевает выплату не менее 50% от ЧП МСФО, а сам показатель относительно НЕволатилен, то в оценке мы будем отталкиваться от него. Текущая капитализация составляет примерно 121 млрд. рублей. А значит
P/E выходит 7,6x. Учитывая что средний темп роста прибыли с 2019 года составлял 32,5%, считаю такую оценку более чем адекватной.
💪 Кстати, в 1 квартале этого года Европлан подтвердил свои амбиции на дальнейший рост, увеличив чистую прибыль на 33% г/г. Ювелирная точность!
🏎
Драйверы на будущее
Темпы роста в прошлом — это хорошо, но у инвестора должна быть уверенность в сохранении драйверов на будущее.
Оценка в 7,6 прибылей невелика с учетом сохранения (пусть даже некоторого снижения) темпов роста, но никак не их обнуления.
🚀 Итак, драйвер номер 1 — это рост стоимости авто. Частично он уже реализовался, но если вы верите в продолжение тренда — велком ту лизинг. Это самый простой и очевидный способ для бизнеса сэкономить на приобретении транспорта.
💸Новые налоговые реформы могут подстегнуть спрос на лизинг, ибо его применение позволяет снижать налоговую базу.
🚗 Рост популярности шеринговой экономики. Сервисы каршеринга и такси используют автомобили, взятые в лизинг.
⚠️
Риски
📉 Замедление темпов роста. Если оно будет достаточно серьезным, мультипликаторы компании могут быть пересмотрены рынком. Почему оно может случиться? Да откуда я знаю, причин и реализовавшихся рисков можно придумать массу,
давайте не будем заниматься казуистикой.
🏴☠️ Крупнейший и единственный мажоритарий Европлана с долей 87,5% — это холдинг SFI, приятно порадовавший акционеров ростом акций в этом году. Но давайте не будем забывать, кто его основной бенефициар.
Господин Гуцериев — для многих инвесторов на российском рынке его фамилия звучит как черная метка и вызывает флешбеки у всех, кто столкнулся с кейсами КТК, Мвидео и Сафмара (нынешний SFI так-то!) в прошлом.
💼 В
моем портфеле акции Европлана после всех покупок и ребалансировок занимают долю около 6%. Пожалуй, на этом пока и остановлюсь.
Идея фундаментально сильная и долгосрочная, но с перчинкой рисков, главный из которых — фамилия бенефициара.