- BBB+ от АКРА 11.09.24
- купон ΣКС + 375, ежемесячный
- 3 года, 3 млрд. Сбор 8.10
Группа компаний, работает в сегменте автомобильных грузоперевозок. Ключевые собственники – частные лица, они же основатели, они же занимаются управлением. В числе совладельцев – фонд Baring Vostok
⏳
История любопытная: начинали в 2006 году как посредник, в 2010-х сформировали собственный парк авто. А с 2018 запустили цифровую платформу, объединяющую широкий круг поставщиков и заказчиков, – с этого момента началась и ускоряется трансформация бизнес-модели, Монополия превращается в айти-компанию
План такой, что основная ее деятельность будет в дальнейшем сфокусирована не на самостоятельном проведении перевозок, а на их организации и предоставлении сопутствующих сервисов
Прямо сейчас Монополия все еще сидит на двух стульях, у них есть:
- та самая цифровая платформа,
- собственный парк техники (его постепенно сокращают),
- привлеченный парк (авто в лизинге, которые передают водителям-ИП, при условии работы в цифровой экосистеме Монополии – этот сегмент активно наращивают)
- трейдинг топливом
В 2023 Монополия купила 75% акций ПАО Глобалтрак, который тоже и грузы сам возил и собственную цифровую платформу разрабатывал – рассчитывают на сильную синергию
Что по финансам:
- Выручка: 2023 – 52,4 млрд. (+71,2%) 1п’24: 29,6 млрд. (+41,8%)
- EBITDA: 2023 – 3,5 млрд. (+173,9%) 1п’24: 1,3 млрд. (+39%)
- Прибыль: 2023 – 3,9 млрд. (был убыток) 1п’24: убыток 1,3 млрд.
- Долг общий: 14,2 млрд. (+132%), ЧД/EBITDA LTM: 3.5х (-1.3)
⚠️На фоне всей этой трансформации компания работает в убыток (прибыль 2023 года – разовая переоценка, связанная с покупкой Глобалтрака). ОДП стабильно отрицательный – компенсируют постепенной продажей собственного автопарка в рамках планового перехода к привлеченному, и наращиванием долгового портфеля
💰Долг по итогам 2023 существенно вырос, тоже из-за покупки Глобалтрака.
Раcходы на обслуживание за 1п’24 – 1,6 млрд., уже превышают ебитду. И во 2 полугодии однозначно увеличатся еще
✅ АКРА считает, что запас прочности на период трансформации бизнеса пока есть: у Монополии имеется и техника на продажу, не в залоге, и большие невыбранные лимиты по кредитным линиям/факторингу
Важно, чтобы сама трансформация дала затем ожидаемую отдачу в виде роста как общей выручки, так и рентабельности. Насколько оно получится, предварительно станет понятно не раньше следующего года, а окончательно – ближе к 2027
И еще,
в 2025 году Монополия планирует IPO, что тоже позволит поддержать ликвидность
📊
Параметры выпуска в таких обстоятельствах – хотелось бы видеть получше. Для сравнения есть:
- Хайтэк RU000A104TM1 (BBB+, КС+400, торгуется 100,5%),
- Легенда RU000A108PC1 (BBB, КС+375, номинал)
- и уже довольно большой пул А-, где рынок явно ждет спредов чуть выше КС+300
- а рядом на неделе выходит АБЗ-1, тоже BBB+, тоже со своими нюансами, но со спредом 400
👉
Итого: небольшая премия за неоднозначное финансовое положение компании вроде как есть, но не более того, причин для повышенного спроса, ажиотажа вокруг выпуска я не вижу
Спекулятивно не кажется интересным (разве что известность на рынке и «фактор IPO» сыграют?). В холд приемлемо. В первичку не планирую, думаю при желании в стакане будет возможность набрать в районе номинала, а если вдруг нет – ну невелика потеря
✅Мой телеграм, где много интересного: https://t.me/mozginvest
(пишу про облигации и акции РФ, ЦФА)