Блог им. svoiinvestor

На рынке недвижимости наступил идеальный шторм? Изучаем предпосылки!⁠⁠

На рынке недвижимости наступил идеальный шторм? Изучаем предпосылки!⁠⁠

Я, конечно, не мамкин-инвестор и не воротил студиями/однушками за мат. капитал, но всё же соглашусь с мнением irn.ru про идеальный шторм на рынке жилья (он сейчас просматривается в статистических данных ЦБ, банков и застройщиков). Конечно, многие потирают ручки и ждут, когда пузырь лопнет, поэтому давайте изучим главные предпосылки жилищного апокалипсиса:

🏗 Впервые в истории рынок недвижимости так долго живет в условиях высокой ключевой ставки, и сейчас уже больше года ключевая ставка только растёт. Ещё сюда добавим возможность повышения ставки на +20% в октябре из-за инфляционного давления, то получим совсем «идеальные» условия для рыночной ипотеки. По сути нам ещё около 2 лет жить с двухзначной ключевой ставкой, это если верить словам регулятора.

🏗 В период недоступной рыночной ипотеки в 2015 г. и 2022 г. застройщики получали мощную поддержку со стороны государства в виде льготных ставок, то сейчас льготной ипотеки практически нет. Напомню вам, что ипоте ку с господдержкой с 1 июля власти свернули, из IT-ипотеки исключили столичные агломерации, что свело на нет весь смысл этой программы, а условия семейной ипотеки видоизменились (приобрести жильё по договору уступки прав теперь нельзя и главное, что одна льготная ипотека в одни руки, но для семейной ипотеки сделали исключение, 2 льготный кредит можно оформить при выполнении 2 условий), кроме того, по ней заканчиваются лимиты и не факт, что до конца года выделят новые. Несколько фактов: у ЛСР доля заключённых контрактов с участием ипотечных средств составила 88% во II квартале 2024 г. по сравнению с 76% во II квартале 2023 г. и Сбер в сентябре выдал 222₽ млрд ипотечных кредитов (-60,4% г/г, месяцем ранее 231₽ млрд).

🏗 Субсидирование ставок обходится бюджету в астрономические суммы. По данным СП, только в 2021-2023 гг. на субсидирование льготных кредитов из казны было израсходовано 568,1₽ млрд. А всего за 6 лет (с 2021 по 2026 гг.) на эти цели планируется направить более 1,6₽ трлн. Причём значительная часть этих денег пойдёт в карманы инвесторам. Как выяснила СП, почти 115 000 граждан с 2021 по 2023 г. включительно оформили 2 или более льготных ипотечных кредита на общую сумму 1,11₽ трлн. По подсчётам ЦБ, если заемщики будут равномерно погашать кредиты в течение 10 лет, бюджет может потратить на субсидирование ставок по ним еще до 1,2₽ трлн. В общем, при таком раскладе рынку вряд ли стоит рассчитывать на расширение ипотечной господдержки. А вот её снижение вполне возможно – с целью сокращения льготных программ до 25% от общего объёма выдач, как считает необходимым Минфин. Например, обсуждалось, но пока не было реализовано предложение исключить из семейной ипотеки маленькие квартиры.

🏗 С января 2025 г. вступит в силу разработанный ЦБ ипотечный стандарт, который должен положить конец таким популярным на первичном рынке маркетинговым предложениям, как субсидированная ипотека от застройщика, траншевая ипотека, ипотека с кэшбэком и т.п. (ставку по ипотеке снижают на 3-4 года, но зато завышают стоимость квартиры) То есть всем тем схемам, с помощью которых застройщики сейчас пытаются поддерживать продажи. По данным ЦБ, выдача рыночной ипотеки растёт 2 месяц подряд — 180₽ млрд (170₽ млрд в июле) из-за перетока из льготной ипотеки некоторых клиентов и схем застройщиков.

🏗 Введение запрета на проектирование квартир площадью менее 28 кв. м также усугубляет ситуацию с продажами. Малогабаритные студии, будучи самым дешёвым предложением на рынке, в последние годы пользовались бешеным спросом — в основном со стороны инвесторов. Доля таких квартир в общем количестве ДДУ в Москве достигала 18%.

📌 Ваше мнение, инвесторы в бетон, смогут ли застройщики ужаться в своих аппетитах? Смогут ли продавать квартиры нормальных площадей и без ипотеки?

С уважением, Владислав Кофанов

Телеграмм-канал: t.me/svoiinvestor

★4
191 комментарий
Государство одной рукой раздаёт бабки кому попало, а другой ставку КС повышает. Зачем? Хотите помочь нуждающимся сделайте эти ипотеки адресными.
avatar
kuzbass_oleg, Как в СССР работникам завода, гос. служащим и в погонах за отработанные года?
Тогда государство должно себе на баланс данные квартиры выкупить
Владислав Кофанов, Да что ж вас всё раздать то несёт? Нужно тебе квартиру, подходишь под условия, пришёл написал заявление, проверили если есть лимиты выделили. Нет лимитов жди когда будут. А не так как было, у тебя уже есть 2 хаты, а ты в льготку ещё 3 купил. Как ты под условия то подошёл?
avatar
kuzbass_oleg, Так понятное дело, что 1 квартиру в 1 руки, если нет жилья и т.д.
Владислав Кофанов, Ну а сейчас? Бери сколько хочешь, государство тебе субсидирует, не смешно. Кому помогли, тому у кого денех и так много. Ну и застройщики поднялись.
avatar
kuzbass_oleg, Сейчас же тоже льготку ограничили 1 льготка в одни руки и всё
Владислав Кофанов, Сейчас. Вот самое главное. Только всё уже случилось, хотя у нас так всегда. Думать некому, одни дебилы.
avatar
kuzbass_oleg, Тут спорить не буду)
kuzbass_oleg, так и было задумано изначально - помогли застройщикам и банкам.
avatar
Сергей Щ., Помогли с лихвой)
Владислав Кофанов, пусть так отбирает, как нецелевое использование.
kuzbass_oleg, так гос-во и помогает особо нуждающимся — застройщикам и энвесторам)
avatar
kuzbass_oleg, Вы прямо как Эльвира Сахипзадовна рассуждаете, она об этом уже много лет говорит. Жаль только, что воз и ныне там.
avatar
Dmitry Bachtiarov, Ну она тоже умная.
avatar
kuzbass_oleg, вас просто ведут к тому, что купить квартиру и вообще нормально жить смогут только участники сами знаете чего
avatar
Добрый Енот, Это вас ведут, у меня уже всё есть. Даже с лишком, запасная так сказать.  И кстати про «участников», это наброс. Кто хотел тот с20 по 23 понакупил. А остальным нужно подождать годика 3-4 пока устаканится. Хотя мне тоже не нравится что квартиры дорогие, но уж как есть.
avatar
давно уже пора оздоровить рынок — слезть с иглы субсидий
avatar
На рынке недвижимости в России нет пузыря, вы видели что в мире с ценами?
Недвижимость недооценена +- так же как и фондовый рынок по тем же самым причинам. Причины эти в ближайшем будущем будут и уже меняются в благоприятную для России сторону и одновременно за этим начнется восстановление фондового рынка и рост на рынке недвижимости.
avatar
Ratio_, Как потянуть квартиру среднему человеку с зп 40-50к? У нас таких большинство населения процентов 70)
Владислав Кофанов, боюсь, рынку недвижимости все равно, сколько получают 70%
avatar
Ratio_, Спроса то не будет
Владислав Кофанов, предложение уже уменьшилось, а спрос никуда не денется. 
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, Точно спрос никуда не делся? То-то я вижу по покупкам, взятию ипотеки)
Владислав Кофанов, 50 триллионов с депозитов еще есть ))
avatar
Владислав Кофанов, в моем доме 2 подьезда раскупили как горячие пирожки. без ипотек. за наличку и сертификаты.
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, спрос упал ещё два года назад, у нас новостройка рядом уже два года дом стоит, половина окон как не светилась так и не светится, квартиры просто стоят пустые. С ключевой под 20% они тем более никому не нужны
avatar
Добрый Енот, 
ну вот поэтому денежки к нам и перетекают в регионы.
и повторюсь, квартиры могут быть выкуплены, но пустые потому, что денег нет на ремонт. это частая беда. сама так постоянно вляпываюсь. вроде рассчитаешь все. но нет. не хватает. и ремонт растягивается на 2 года. и заехать вышло только через 2,5 года.
а кто то и этого предусмотреть не может. в итоге делает ремонт годами. и 5 лет видала ремонт
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, это обычное дело, все кредитное же а не свое, а там еще дофига денег которые уже под совсем конские % никто брать не хочет, делают постепенно и неспеша сами. В квартирах еще это +- понятно, а вот загородные дома могут и десятилетия постоять без найденных денег на инженерку и ремонт и уйти новым владельцам или под снос. 
avatar
Константин Р, ну да. там ремонт примерно такой: электричество провели, окна и двери входные воткнули, печку поставили и в сарае этом живут годами. знакомый так заехал. дом строил сам — нанимал конечно, но без подрядчика строил
я ему свой сарай показала и пожиловалась, он фотки своего сарая показал. сказал, что у меня хоть штукатурка есть. у него только кирпичная стена и провода
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, обычные дела. Сейчас раздали кредитов на коробки, а за ценой коробки стоит еще столько-же х2 и очень много будет просто так стоять годами. 
avatar
Константин Р, 
ну да.
а элька все внутренний спрос хочет тормозить. дурында наивная.
тут уже вопрос минимального выживания, а не лишнего потребления
avatar
Ratio_, чем меньше покупателей, тем хуже рынку. Он же рынок, такой же как фондовый и любой другой. 
avatar
Ratio_, это не рынок. рынок был до 2020.
avatar
Ratio_, ага, как же. Главная нужда застройщика — продать.
avatar
Владислав Кофанов, опять из Вас попер социализм. Если не считать доходы помимо зарплаты, если не считать того, что в семье очень часто один зарабатывает много больше другого супруга, если не считать, что у большинства населения жилье уже есть, то сферический конь в вакууме средний человек квартиру не купит в ипотеку. 
И много таких «средних», которые, на самом деле или в сложной жизненной ситуации (мать низкой квалификации без мужа и реальных алиментов), абсолютный лентяй, ну, еще кто-то. То есть проявляя фальшивую заботу о небольшой, в общем-то категории людей, Вы призываете давать льготы кому ни попадя. Или просто бла-бла-бла в адрес нехороших властей. 
Вы бездомных в Калифорнии или в Париже наблюдали? Бичей в СССР помните? Что-то я в Москве, кроме небольшой группы профессиональных попрошает у станций метро, ничего и близко  не наблюдаю
avatar
SergeyJu, Да почему социализм, вопрос в спросе и его можно отследить сейчас без льготной поддержки)
Да понятно, что можно разделить на подкатегории и т.д. Но я много встречал людей живущих именно на такие зарплаты, а с учетом сегодняшних цен, это только на поесть.

Владислав Кофанов, Вы же в Москве живете, откуда там такие зарплаты? 
Вот, например. У меня приятель электрик. 100 км от Москвы. У него и у жены примерно такие зарплаты и есть. Только его левый доход в разы больше белого дохода семьи. Поинтересуйтесь, сколько стоит поменять электрику в квартире или развести в доме систему электропроводки. 
На днях приезжал специалист по остеклению, мелкий ремонт + вызов итого 5 тыр за час, включая время в пути. Уверен, что у него зарплата мизерная тоже. А на остеклении лоджий он с лихвой ипотеку потянет. 
avatar
SergeyJu, Я живу в Мурманске) У нас тут на Севере 30-40 тыс. зп у половины населения)
Владислав Кофанов, жена медсестра, муж полгода в море. У неё именно такая зарплата, как Вы и считаете. 
avatar
SergeyJu, Хорошо получают военные, моряки и строители, работники объектов, это область) остальным с барского плеча накидывают по 30-50к, а цены сами знаете какие)
Владислав Кофанов, опять забыли самозанятых и ИП. Маникюр-педикюр-массаж- парикмахер. Если не криворучко, то очень нехило поднимает. Причем все почти будет не зарплата. Кто-то сдает недвигу в аренду. Тоже мимо Вашей средней зарплаты. Ну и так далее. Людям свойственно прибедняться, если речь идет о зарплате, хрен кто упомянет левак, премии, бонусы. 
В России более 10 млн самозанятых и более 4 млн. ИП. Ну и в полной тени нехило доходов проходит. 
avatar
SergeyJu, ну да у нас же все 140 миллионов ногти делают и квартиры сдают. Не видел таких среди своих знакомых, либо ногти для них основное место работы
avatar
SergeyJu, В московском климате бездомные скорее всего долго не живут.
«В 2022 году в российской столице умерли 5915 бездомных»
www.kommersant.ru/doc/6366926?ysclid=m252oe92ig507164325

avatar
Владислав Кофанов, надо добавить еще обязательно в Москве. никак ее ни купить что вчера, что сегодня что завтра на эту зарплату и на куда более большую. так всегда было. 
avatar
Ratio_, Нет пузыря? А с чего это жильё за 7 лет удвоилось? Причём совпало, наверное случайно, что в это же время государство решило " помочь гражданам" льготной ипотекой. И кто заработал? Застройщики.
avatar
kuzbass_oleg, общемировой тренд, мы ведь еще не на Марсе живем, хотя, конечно есть свои особенности, но они как раз-таки влияли негативно, как и на фондовый рынок.
Через несколько лет увидите своими глазами рост еще в 2 раза.
avatar
Ratio_, в еще один рост я не верю, видно по другим странам, что с начала 2023 года недвижка отстает от инфляции. Но факт, что недвижка выросла по всему миру, разными ДКП, со льготами и без, в странах с разным уровнем развития и разной демографической ситуацией. Льготка просто была не нужна — и так брали бы. Думаю сейчас недвижка очень долго простоит на месте, пока доходы населения не подтянутся. Рост недвижки был основан на психологии толпы — люди испугались того, что увидели во время ковида, испугались напечатанных денег и дружно побежали в самый псилогически комфортный актив.
avatar
R🐼G, мы вступаем в новую реальность дорогой рабочей силы. Это, с одной стороны повышает существенно себестоимость строительства, с другой рост доходов отражается на рынке недвижимости в первую очередь.
Средний коэфф. в мире для приличных стран 2-4 нетто зарплаты за 1м2.
avatar
Ratio_, 2-4 зарплаты за метр это пузырь. Вы правы, зарплаты будут расти опережающими темпам до комфортных 1 зарплата за метр. Это не значит, что недвижка упадет, это значит что зарплаты будут расти быстрее. Я нахожу много параллелей с ситуацией в США в начале 70х. Тогда жилье сначала резко подорожало до пика в 80х, а потом относительно зарплаты падало 20+ лет.
avatar
R🐼G, как только ставку понизят квартиры вырастут, ну не в два конечно, но все же
avatar
Добрый Енот, посмотрите 2015 и далее. Там тоже был резкий рост цен на недвижимость, и тоже очень высокая ставка. Потом ставка снижалась, но и цены тоже снижались 3-4 года
avatar
Ratio_, Рост стоимости жилья? Да хоть в три, мне всё равно. Только вот например у нас стоимость домов личных встала и потихоньку едет вниз.
avatar
kuzbass_oleg, Это где?)
Владислав Кофанов, Кузбасс, Кемерово.
avatar
Владислав Кофанов, в Подмосковье тоже дома медленно и печально дешевеют. Я отслеживаю, очень долго дома стоят в продаже, периодически снимают и переставляют, меняя агентства недвижимости. Медленно, но потихоньку снижают цены. Очень много домов продаются дешевле, чем затраты на землю, строительство и обустройство дома и участка.
avatar
R🐼G, Просто особо за домами не слежу) Позитив для покупателей получается намечается
R🐼G, в Подмосковье много несуразно построенных по неудобьям поселков и СНТ. Или воткнули дом посреди поля на 500 квадратов, довести до ума не могут, продать не могут. После кризиса 2008 года такое добро аж до самого ковида в рублях дешевело. Сейчас тоже успели понастроить в расчете на всегда растущий спрос. Думаю, что в этот раз навес избыточных домов  рассосется поскорее.  
avatar
kuzbass_oleg, там прайс до небес задрали. а себестоимость в разы меньше. просто изи мани строители делали
avatar
kuzbass_oleg, еще надо подождать, там на рынке просто абсурд цен был. Осмечивали объект март 7м,  июль — 11м. заказчик отказался,  и правильно сделал — сейчас и на материалы цены припадут и апетиты работников на фоне кризиса поедут вниз. За первоначальный прайс все можно будет сделать. 
avatar
Ratio_, в рублях 'рост'? Это как раз немудрено, печатный станок работает.
avatar
kuzbass_oleg, ну так и вклад в банке удвоился в общем…
avatar
业主, А вклад перекрывает инфляцию?) Удвоился он за последние 2 года?)
Владислав Кофанов, ну так у вас ЗА 2 года и цены НЕ удвоились ( все считаем в среднем, кто что потребляет) с 18-19 года вклад точно компенсировал рост стоимость бетона ( опять же в среднем, опять же надо разбираться в недвижимости, там 50% неликвидного говна людям втюхали) Сейчас Вклад удвоится за 4 года, удвоится ли бетон… ну хрен знает…
avatar
业主, Ну если высчитывать свою инфляцию) То у меня вклад не перекрывает её к сожалению, россатовская инфляция рассчитана на товары и услуги низкого качества)
Владислав Кофанов, ну не знаю какого " качества " товары вы потребляете… мой любимый пример- бутылка вдова клико в дьюти фри стоит 50евро уже 12 лет точно))… тут, конечно, кто как и что потребляет… лично мои наблюдения — если брать определенные отрезки времени, вклад почти полностью перекрывает инфляцию… а вклад-доллар-золото — биткоин точно… недвижимость тоже хорошо, но тут надо разбираться, можно годами потом  по рынку пытаться продать, а люди будут в это время 20% годовых без нервов иметь…
avatar
业主, Квартплата у нас на севере взлетела на ~40% просто платил я 6к условно в 2022 г., сейчас 8к

Ремонтировал я машину, детали просто 100%, у меня Фольцваген.

Делал ремонт в комнате тоже порядка 30-50% на всё.

Да таже операция на коррекцию взлет)
Владислав Кофанов,  согласен, слишком много печатается денег  по понятным причинам в последние годы, и направляется людям которые их не откладывают а по причине своей необразованности и бедности сразу несут на рынок, получается «финансовый инсулиновый всплеск». Но я все равно считаю что учитывая ставку цб за большие отрезки времени вклад инфляцию догоняет, и люди деньги +- сохраняют. Именно по этому действия ЦБ, в целом, верные!! 
avatar
Владислав Кофанов, а что, инфляция за 2 года дала +100%? 
avatar
SergeyJu, процентов 50 она дала)
Если исходить из моей корзины)
Владислав Кофанов, даже если не удивляться на Вашу корзину, удивление вызывает то, что инфляцию за 2 года Вы числите в 50%, а с депозита хотите 100%. 
avatar
SergeyJu, У меня была операция, ремонт и машина) Так что да, взлёт)
Я не хочу, я просто спрашиваю про взлет квартир и того же депозита, что их не нужно сравнивать)
Владислав Кофанов, ну если по правде, то вообще ничего не нужно сравнивать, сравнивать -это глупо в принципе… всегда можно подогнать под ответ, плюс ты не имеешь достаточной выборки объектвных данных, все считают как им выгодно в моменте… чем меньше сравниваешь тем спокойнее живешь)…
avatar
Владислав Кофанов, в среднем долгосрочном квартиры проигрывают фонде, но это очень долгосрочном. Рейты в США в среднем долгосрочном  имеют плюс к депозитам. 
avatar
kuzbass_oleg, так же удвоились и доходы. вам надо чтобы доходы росли быстрей цен на метры — этого не будет
avatar
Константин Р, Почему не будет? У меня растут быстрей.
avatar
kuzbass_oleg, быстрей чем дорожает метр? вы точно уверены? сравнивать надо себя с условно таким же собой, а не с тем который все это время повышал квалификацию и рос в должностях. так то и у меня растет, а у условно шахтера40 уровня все ровно
avatar
Константин Р, Точно, точно. Я сейчас на хороший уровень вышел. Правда и потребности практически все уже закрыты. Вот только Гелик стал хотеть что то.  С определённого момента, «сложный процент» начинает зарабатывать значительно больше чем нужно для жизни. Ну и бизнес тоже несёт своё.
А должность у меня и не растёт уже лет тридцать. Как был хозяином, так и остался.
avatar
kuzbass_oleg, из-за отложенного спроса накопилось слишком много ждунов с прошлого цикла.
и расти цены начали еще в 2019. не было льготной ипотеки под ковидлу и в помине
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, Льготную ипотеку ввели в апреле 20го. Примерно тогда и попёрло всё в гору.
avatar
kuzbass_oleg, нет. примерно в 2019 поперло. я летом брала хату по тишине. по обычной ипотеке за 10%, а уже в ноябре поперло. по 10% брали. льготной не было.
поэтому запомнила.
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, в 2019 пошел разгон на эскроу-счетах. Потом когда тема подутихла и намечался корректоз, влили на рынок бабла в виде льготки
avatar
Принцип Парето, а причем тут счета? на них где сел там и остановка. они покупателю ничего почти не дают.
долгострои уже везде достраивали за счет бюджета. это страховка для бюджета скорее.
разгон был на отложенном спросе. все ждали когда упадет. ну и дождались.
тем более, что разгоняли вообще вторичку
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, до эскроу люди на котловане покупали сильно дешевле. Ввод эскроу эту неэффективность убирал. Продавали уже по цене готового, а банк забирал себе эту плюшку. Переоценка стартов с эскроу и ажиотаж в попытке заскочить в проект до эскроу и был разгоном
avatar
Принцип Парето, Тут плюсую, на котловане ещё можно было нехило прогореть или встрять на лет 10
Принцип Парето, 
ты будешь удивлен, но наши застройщики продают сильно дешевле в начале и намного дороже в конце даже при наличии эскроу счета.
это не теория. это практика
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, я удивлен слышать это, когда наблюдаю абсолютно обратную картину в Москве.
avatar
Принцип Парето, я в регионе. я не в москве. это я всегда пишу. может местное ноу хау. но так у них было всегда
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, это актуально для домов которые сдаются через два года к примеру
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, Ну поперло там сначала не очень, появились программы разные, ставка опять же снизилась. Вот и надо было так и оставить, оно само бы выстроилось. А государство влезло как всегда, как слон.
avatar

Ratio_, а что в мире с ценами?

Инфляция 10+ только в России.

avatar
да нихрена они не снижают цены. Однушка в Москве чуть больше 30 кв- от 8,5 млн. Где эта паника, где желание окэшиться, скидосы?
avatar
Григорий, Я бы сказал это конура, как там жить то возможно с такой квадратурой то…
Владислав Кофанов, не, это дворец  по сравнению с 18 м. студиями.
avatar
Григорий, Студии это вообще какой-то маразм от которого надо освобождаться…
Владислав Кофанов, 30 кв/м это ещё нормально если для одного, есть и реально оч мелкие, скворечники. 
avatar
Артур Грос, Люди семьями живут в этих однушках, с детьми…
Владислав Кофанов, увы. Героические люди. То что сумели купить, даже такое по таким ценам с учётом что расходы на семью имеют. То что сумели там жить. 30 кв/м можно оставить, ведь «семей» из одного человека 45%
avatar
Артур Грос, Благодаря чему люди отказываются от семей?)
Владислав Кофанов, Не краткий ответ, но искренний. Кмк, ключевое — атомизация общества. Людям не получается ладить. Не то что М/Ж, а все со всеми. Дело не в деньгах, я когда был совсем бедным и юным, у меня были неплохие отношения. Да отсутствие финансов добавляло стресс. Но отношения были лучом света.

Всё как в песне — что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной.
Это бесплатно, даже импортозамещать не надо. Качественные соц отношения — по ощущениям, это краеугольный камень. Такой же как богатство, здоровье, самореализация.

Просто что случилось?
Скверна проникла в отношения. Глаз стал дурным, оценивающим. И потеряли ценность настоящей дружбы, без купюр, время начали считать, богатеть. А пришли к тому от чего бежали — пустота. Эта пустота образовалась посреди радости дружбы.

Я не сугубо личную ситуацию описываю, не чью-то конкретную… это что-то меж строк и наблюдений.

А финансовый вопрос, блин ну не так уж много надо. Все эти тачки, бренды, статусы. Зачем? Чтоб вернуть то внимание, принятие что уже было в юности.

Кто выигрывает? Экономика) Ветер дует, лопасти крутятся. Из области высокого давления в низкое. Но надо создать это давление внутри людей. На ровном месте. Только почему то девушки всё менее красивые, но тюнингованные. Парни богаче, но здоровье и кругозор меньше. Нас развели) и жить теперь в этом.

Сорос кричал на страницах своих книг — вы сума сошли, пускать капитализм туда где ему не место? Мы так всё обрушим.

Ну чтож — Еб%(ес теперь) да и то не по настоящему)

Вот… немного опус получился. 
avatar
Артур Грос, Когда ты без средств и вначале пути, по сути все твои начальные отношения более искренние. Когда есть статус, деньги, на тебя уже по другому смотря и оценивают, особенно твой кошелёк…
Владислав Кофанов, и как по мне, это в прошивке дело. В базовых ценностях. Ведь есть примеры, когда коллективы общаются/общались без купюр. Идёт перекос в сторону финансов. Люди до сих пор с голодными глазами. Когда человек «голоден» (не буквально а до денег), он ещё не наигрался и считает сможет вскрыть этот мир через бабло. Типа нашёл Грааль.

Ложная идея. Переоценивают. А любой дисбаланс рано или поздно наказывается. НО, увы, всему своё время — пару поколений в трубу. Только во времени дело… а так то всё ок будет.

Не богатыми не хотят быть, потому что в такой парадигме их презирают. А если просто живущего чела будут воспринимать цельно, не только как носитель успеха, а как личность. В общем общество выиграет только. Мир людей интереснее станет. Начнут раскрываться люди. Меньше масок будет и больше подлинных чувств. Сейчас сурротные, посредством дрочерства на порядок, стиль, всё чтоб идеально. Крутых тачек и зависти. Громадные фасады имени себя в соцсетях. Это всё дурное топливо, отрава. Это как мыши в эксперименте — поколение красивых. Их шёрстки блестели как пи%:*дец  
avatar
Артур Грос, Думаю это прекрасное далеко уже нас не коснётся
Артур Грос, не сталкивались Вы с конфликтами в коммуналках.  А то бы таких глупостей про всеобщую любовь и дружбу в СССР не писали бы. Не сталкивались, видимо, и с подковерной борьбой на службе, включая доносы в органы. С битвами при распределении жилья. Дают 3 квартиры, а в очереди 10 льготников + еще интересы руководства, + общая очередь на 100 семей. Вот тут то «лучшие» качества человечества прям вспыхивали ярким светом.
avatar
SergeyJu, да, понимаю. Роль отдельной личности там возрастала многократно. Эт сейчас можно уйти на другую работу, там как-то всё завязано было на отношении, коллективе.

Однако, я детскими глазами видел как общалась родня, как большими группами, много семей собирались. И простые рабочие и начальники. В подъездах домов все хорошо знали друг друга. Праздники даже порой отмечали, ходя к соседям.

Да даже на заре ВК, люди не знакомые начинали общение и знакомились там. Куда более открыты были люди и это не смотря близость ужасных 90ых

В целом, были понятия о жизни более менее общие и неплохие. Да, 90ые сильно подпорчены бандитизмом. Ужасным переходным периодом. И чёта никуда не шагнули после.

Судя по всему, на уровне прошивки, ценностей, нет единства. Даже смотря на общение и отношения в состоятельных кругах — странностей там тож хватает (астрология, дыхание маткой, причудливые образы себя). Каждый сходит с ума в меру своих сил.

С другой стороны, вроде как идёт общественный диалог. Люди ищут верные роли в новых условиях. Может это период такой, лет на 20. Но пока так…
avatar
Артур Грос, 

«В целом, были понятия о жизни более менее общие и неплохие. Да, 90ые сильно подпорчены бандитизмом. Ужасным переходным периодом. И чёта никуда не шагнули после.»

_____

я в целом согласен. Только вот эта мысль про бандитизм… Думаю, вряд ли в этом дело.
Ведь наверняка после ВОВ бандитизма было не меньше, а всё получилось иначе.
avatar
Tomm, думаю дело в морали. После ВОВ была идея, помимо бандитизма как явления. После 90ых, идеи тоже были, но не ведущие к общему благу. Озлобленность, закрытость, человек человеку волк.

Истории быстрых взлётов испортили ум. Отучили трудиться. Да и в целом, нравы и мораль которая была видна в поведении, мыслях, словах — деструктивная. 

И ведь ожидания были у многих, что идёт к лучшему. А оно проседать начало (в деньгах ли, в ощущении радости). И каждый замкнулся в своём мире, ощущая неуспех. Возможно, поэтому несоответствия в ожиданиях не только от себя, но и от других.

Возможно так же инстаграм работает — когда люди увидев топовые проявления жизни людей, приняли за норму. А потом оглянулись, оказывается все стрёмные)

Вещи вроде разного порядка, но всё капает в ту же чашу мозга. А он инертный ппц у общественного сознания. Пока опомнятся, многие уже постареют) И жили оказывается в плену ложных огорчений.
avatar
Артур Грос, не всем это дано увидеть ((
avatar
Владислав Кофанов, особенно в Японии.

avatar
Владислав Кофанов, так живут много людей ((
avatar
Так можно просто меньше строить же, а цены не снижать.
avatar
vodorosl, Там вроде итак пустует большинство недвижки)
Владислав Кофанов, где пустует?
как вы это определили? вы пробовали жить в жилье без ремонта и мебели?
у многих новоселов нет денег на ремонт ибо элька кредиты зажала.
а то бы заселяли быстрее.
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, Нераспроданного и т.д. 
Владислав Кофанов, у нас нет нераспроданного у застройщиков. была очередь.
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, Это у вас город может такой) а так была статистика 40% нераспроданного жилья
Владислав Кофанов, в регионах цены еще не задрали так как в вашей нерезиновой. и если не могут купить в столицах, то покупают в регионах
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, Я с региона) Меня всегда почему то хотят определить в Москву))
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, если обратить внимание на окна вечером давно введенных в эксплуатацию ЖК, то там большинство не светятся.
avatar
Григорий, я тоже через полгода только заехала причем не доделав ремонт.
и окна у меня не особо светятся. я ж не включаю илюминацию по всей хате. тихо сидю и смотрю телек.
кстати у соседей блекаут шторы — тоже не светятся
avatar
vodorosl, так и застройщики до этого додумались ))
а цены они повысили
ведь построили меньше. на 30% в моей деревне. если еще не меньше
avatar
Шторм будет, если и когда поддержка не устоит:

Но тогда это произойдет не только в недвиге и будет уже не до неё.
avatar
Dangerous Assumption, 4-5 тыс$ это примерный ориентир в Москве, который установится через год-два после завершения СВО
avatar
Ratio_, с какого перепугу это произойдет?
avatar
Ratio_, а курс какой будет при этом и сколько месяцев средней зарплаты на кв метр? если только $ обвалиться к остальным валютам раза в 2
avatar
Dangerous Assumption, 5к баксов сильно ...)
Владислав Кофанов, это больше говорит о будущем обесценении доллара, чем о цене недвижимости
avatar
Владислав Кофанов, смотря какой курс будет. Если 60 то вполне возможно
avatar
Dangerous Assumption, судя по вашему графику норм цена сейчас
avatar
Константин, да, в баксах или золоте в недвиге нет пузыря.
А вот что будет впереди через год-два-три и.т.д. — ХЗ…
avatar
Dangerous Assumption, Только вот обычный рабочий не измеряет в золоте) А с баксом у нас сами знаете, что творится…
Dangerous Assumption, было такое раньше цены в рублях стояли лет 5-7
avatar
Константин, на этом сайте большинство очень любит давать прогнозы.
Я только посмеиваюсь над этим 
И троллю периодически…
avatar
Больше зарабатывайте, а не нойте…
avatar
Я думаю цена будет стоять на месте, а в долларах упадет
avatar
Константин, Девальвация происходит на наших глазах)
 Мо мнение программы будут поднимать. Да не ослышались, по мере снижения ставок будут адресные программы ипотечные для военных, там ещё каких категорий государство решит. И правильно сделает. Так вот, а пока этот год или больше ну будет снижение некоторое цен и что? Потом наверстает. Как шёл рост примерно в инфляцию в среднем на квадраты, так и будет. Больше точно не взять. Это в среднем и по жилой, коммерческую не беру, там может и поболее выйдет. Но опять же на крупных объектах, не мелочевке. 
avatar
вы сударь практик или теоретик?
avatar
Я жду навеса продаж от инвесторов, которые входили по льготкам на этапах котлована 2-3 года назад. У них сейчас какие варианты: вложиться еще и в ремонт и сдавать с доходностью в 5% годовых (да и то не факт) или выйти из бетона со скидкой и залезть в депозит по 20%. Но выйти совсем не просто, особенно по дорогим объектам.
avatar
John Doe, ну жэдите.
они по 5-6% брали.
еще пиятилетку могут ждать, в отличие от тех кто не успел и щас ноет
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, и что, что по 5-6%? Текущий кэшфлоу в лучшем случае нулевой, а в реале отрицательный. Или все думают про прекрасное далеко :)))
avatar
John Doe, иполека была по 5%. кто продал сливок сняли по миллиону в год сдачи, кто не продал в первый год на второй цена еще на миллион выросла. это без ремонта.
а кто не продал — просто живет и радуется
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, продать вторичку по цене новостроя ?)
Владислав Кофанов, аха )) но только немного дороже. год же прошел. дом сдан.
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, Что-то у моих знакомых этого не получается) Краснодар)
Владислав Кофанов, краснодар и нерезиновая данный этап уже прошли. там может и не получится.
я смотрела ваш район в 2023 году. хотела переехать, но не успела. беспилотники прилетели раньше.
и еще много людей передумали к вам заезжать.
в краснодаре теперь обьективные причины застоя
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, Не, я с Мурманска сам) У нас новострои вот только пару лет назад появились) и то ценники от 8 млн за однухи)
Владислав Кофанов, ну вы там вроде почти возле маасквы 
у вас арктическая же ипотека есть.
мы же деревня в сибири ))
avatar
John Doe, 
Но выйти совсем не просто, особенно по дорогим объектам.
многие пересмотрят стратегию в стороны аренды. А куда выходить? на полгода на вклад?
avatar
Константин Р, аренда возможно подойдет для пеналов по 20 кв м, которые можно быстро отделать дешманскими материалами и сдавать за 50-70 т.р. А если квартира в бизнесе с метражом > 80 квадратов, то только ремонт выйдет под 4-5 миллионов и найти потом арендатора за 180-200 штук уже не так просто. Стоит ли мучаться с арендой совсем не очевидно.
avatar
John Doe, Москва что уж нам провинциалам )
John Doe, ну с такими размерами да в топе — берут жить а не спекулировать, либо пока зарплата конская — а как выпрут продают. Смысла действительно мало
avatar
А те кто входил по льготкам начиная с 2023 года рискуют к моменту сдачи дома быть в убытках, тогда только вкладываться в ремонт, сдавать и ждать лучших времен.
avatar
John Doe, если на ремонт есть деньги)
Владислав Кофанов, если нет денег на ремонт видимо просто ждать. Но иногда вижу продажи черновых квартир по текущим рыночным ценам в домах сданных более 10 лет назад. Это апогей жадности или я чего то не понимаю в таком инвестировании.
avatar
John Doe,
1. текущие рыночные сейчас больше тех что были 10 лет назад.
2. возможно это лохотрон от риэлтеров. они таким балуются. это объявление для заманухи. потом скажут, что вот вчера уже это купили осталось чуть подороже.

avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, в чем выше, в деревянных, который девальвировался и погрызан инфляцией? Такие квартиры это пассив, который просто сосал деньги 10 лет, а если еще и в ипотеку то вообще труба.
avatar
John Doe, за 10 лет этот пассив наверняка сдавали.
10 лет назад цена однушки была 1.0-1.3 млн в моей деревне.
за десять лет ее наверняка сдавали как минимум за 10-12к рублей, или посуточно за 30к рублей. сейчас цена такого пассива 3,5-3,7 млн.
или жил в ней. жить где-то надо.
есть конечно идиоты, что не жил и не сдавал. но таких не много. они вымерли, ибо мамонты.
avatar
John Doe, это денег так дохера что менеджерить все не успевают люди, очередь из дел и таких квартир-замков. 
avatar
Владислав Кофанов, поэтому все осваивают ремонт своими руками и из дешманских материалов.
например штукатурка крашенная вместо плитки в санузлы, и вместо обоев. мебель с авито или озона.
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, Жить в таком конечно ещё то удовольствие )
Владислав Кофанов, ну тут уж как сделаешь сам. сделаешь хорошо и жить будет комфортно.
avatar
John Doe, мама дарахая. все пропало. гипс снимают, клиент отъезжает!
те кто входил в  2023, уже сейчас в плюсе на (4750-3100)/3100*100=53,2%.
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, это что за цифры?
avatar
John Doe, это моя хата, купленная в 2023. 50метров
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, если это цены, то мы просто смотрим объекты разных классов.
Я мониторю в Москве бизнес класс хорошего метража. По 3 объектам в середине 2023 года продажи по ДДУ были ~ 400 т.р./м, сейчас по переуступке отдают почти готовые квартиры за ~ 350-370 т.р./м  Роста не вижу, значит продают те кто входил раньше, а остальные пока в пролете.
avatar
John Doe, да. это не в москве.
это моя деревня на 70к персон.
жилье кирпич. почти первичка. кирпич. дома не старше 10 лет. все целое не гнилое.
хрущи у нас конечно подешевле, но там ремонтировать замаешся и ЖКХ конское. как ипотека
avatar
John Doe, обьявления могут быть фейковыми. надо звонить уточнять наличие. риэлтеры такое практикуют. 
avatar
Пока к власти не придут либералы и не начнут наводить порядок на рынке недвижки налогами и отменой льгот в ЖКХ, не дождетесь вы существенного снижения цены. :)
avatar
drow, нет никаких льгот в жкх. уже давно. где вы живете все
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, У учителей\медработников есть)
Владислав Кофанов, чето у подруги паталогоанатома нет льгот особо.
да и какой % учителей и медработников? мизер
avatar
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, На севере 50% ЖКХ им оплачивают, а ещё 25% работникам дет. садов
Владислав Кофанов, ну круто. не слышала чтоб у нас такое было. у нас ветеранам труда есть льготы вроде. но сколько их. да и воспитателей, училок и врачей тоже не полгорода.
avatar
Владислав Кофанов, и где вы про 'льготы на ЖКХ у учителей' прочитали? Нет никаких льгот, платят как все.
avatar
Ив Ив, Выше ответил у нас на севере 50% оплачивают, приносишь платежку в организацию и к зп возвращают) но это в зато. область.
drow, наивный фантазер 
Индекс доступности плохо читается по графикам.
Как с точки зрения индекса доступности могут поменяться цены?
Если посмотреть две крайние даты, с января 2021 по сентябрь 2024 года, то стоимость недвижимости упала с 0,44 до 0,56 кв.м на одну среднемесячную московскую зп. Доступность выросла на 27%, примерно на четверть. Для тех кто копил на недвижимость в финансовых инструментах опережающих инфляцию и успел накопил стало проще купить квартиру без использования заёмных средств. Льготное ипотечное кредитование не смогло разогнать цены, жильё стало доступнее. Возможно, рост цен на жилую недвижимость ещё впереди!
Высокие заградительные ставки позволяют текущую разницу между наймом и ипотечным платежом накапливать на первоначальный взнос. При понижении ключевой ставки и снижении ставки ипотечного кредитования люди накопившие средства на первоначальный взнос выйдут на рынок жилья и реальные цены могут заметно вырасти по сравнению с текущими недорогими относительными ценами.
avatar
я вот никак не могу понять зачем застройщику снижать цену или банкротиться? закончил стройку, всех разогнал, сидишь продаешь по 1-2 квартиры в месяц (можно даже с дисконтом), ну или сколько там нужно, чтобы погасить текущие платежи, текущие расходы (проценты банковские, свет, тепло в офисе). а через 2-3 года придумают/продавят новую программу и всё будет окей. Тогда уже и продавать весь основной объем, все 140 тысяч квартир так сказать
avatar
Анатолий Ермак, это так не работает. Фондирование строительства дорогое + текущие расходы\налоги на готовые квартиры еще больше ухудшают ситуацию. А еще нужна оборотка на новые стройки. Идеальная картина застройщика — это полностью проданный дом к моменту сдачи в эксплуатацию, чтобы сразу обкэшить эскроу счета.
avatar
Анатолий Ермак, есно, все ждут СВО-ипотеку после победы.
avatar
Анатолий Ермак, аббревиатура ДСК как бы намекает. Завод не просто остановить.
avatar
Идеальный шторм случится только в том случае, если бетоноинвесторы (физики) побегуть кешиться в наличную валюту. Гиперок + девальвация, например, могут к такому привести. Правда, государство, сдается мне, не допустит выхода хомячков из рублевого контура.

Консервативный сценарий московской недвиги — стагнация. Инфоцыгане и прочие ЦИАНы будут разгонять про вечнорастущую доходность, когда в реальности, дай бог, будете оставаться при своих.
avatar
BobbyKotick, 
Гиперок + девальвация
в этом кейсе в бетоне как то спокойней. 
avatar
Константин Р, в этом кейсе спокойнее всего в голде.
avatar
Ив Ив, с государством нашим спокойствия не будет. Франки в швейцарском банке. На крайняк интерактив, но они русских не очень.
avatar
В Нижнем Новгороде в нормальных новых ЖК сейчас просто нет в продаже однушек. Остались или варианты по 300тр+ за квадрат, либо 2-3 комнатные с большими площадями и ценником 13млн+, которые уже льготники-инвесторы не тянут. А ну ещё варианты на выселках в пригороде
avatar
Наивные. Они надеются, что народ за 10 лет погасит досрочно и не будет тянуть 30 лет.
Дураков нет. Деньги на депозит и никаких досроков. Государство кровавыми слезами умоется от компенсаций по ипотеке.
avatar
Евсей Иванов, При высокой ставке, так и надо поступать)
Не переживайте за девелоперов:
1. Их хорошо поддержали в последние годы, очень неплохой жирок накоплен.
2. Их и сейчас поддерживают: семейка, военка, Ит и прочие субсидии от банков и государства.
avatar
Sianuk, судя по размерам долгов у Самолёта, жирок не такой уж и большой. Опять же, нет никакого смысла сжигать накопленный жирок «чтобы пересидеть». Это просто глупо
avatar

теги блога Владислав Кофанов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн