Блог им. moneyforstartup
Привет, это Андрей Резинкин, венчурный инвестор, автор Telegram-блога Money For Startup и основатель клуба для фаундеров стартапов MFS. Я вкладываюсь в стартапы на ранних стадиях, которые нацелены на зарубежные рынки. Запитчить мне стартап легко ― отправить письмо на moneyforstartup@gmail.com.
Сегодня мы вместе будем разбираться, что же особенного в фандрейзинге на стадии сид-раунда и как с этим вообще работать. В работе над этой статьей мне помог материал Терренса Рохана и Джека Альтмана и собственный опыт участия в сидах моих портфельных компаний Educate Online, EBAC, XOR, aitomatic. Также внутри вы найдёте рекомендации от CEO крупных игроков рынка, например, Notion и Figma.
Что такое сид-раунд (и почему это важно)?Сид-раунд — это возможность привлечь стартовый капитал для стартапа. Проще говоря, тот самый этап, который даёт возможность перейти от идеи к продукту. Он позволяет собрать команду, разработать MVP и протестировать рыночную гипотезу — в общем, доказать, что идея существует не только в мечтах фаундера, но и в реальном мире.
В сделках с моими портфельными компаниями сид-раунд варьируется от $1 млн до $4 млн, но суммы могут сильно отличаться в зависимости от индустрии и рынка. Важно помнить, что это не конец, а самое начало пути как для проекта, так и для инвестиций в него. По сути, сид-раунд — это деньги, которые нужны, чтобы потом привлечь ещё больше денег.
Кто-то может решить, что привлечение венчурного капитала на старте — это слишком рискованная затея. Но возникает логичный вопрос: а на что тогда расти и развиваться? И, что важнее, как фаундеру вообще вовлекаться в выстраивание жизнеспособного продукта, если голова забита мыслями о недостатке денег? В этом плане мне близка позиция Ивана Чжао, CEO Notion:
Вы можете сами решать, как распределять свою энергию между продажами и созданием продукта. По крайней мере, в случае с Notion, я считаю, что если вы создадите что-то великое, сеть контактов появится сама, и инвесторы скажут 'да'. Поэтому мы посвятили большую часть своей энергии второму, а не стратегиям для первого
Иван Чжао, CEO Notion
Простая формула — собрать столько, чтобы хватило на 24–36 месяцев, добавив к этому 25% на непредвиденные расходы.
Почему именно такой срок? Обычно за 2-3 года стартапу удаётся достичь product-market fit и/или поднять серию А. По данным Carta, медианное время от сид-раунда до серии А составляет 23 месяца. И всё это время проекту нужно на что-то жить и развиваться. И форс-мажоры тоже никто не отменял (к сожалению), поэтому буфер точно не будет лишним.
Большинство сид-раундов сегодня составляют от $2 млн до $4 млн. Но средняя температура по больнице может сильно отличаться от реальных потребностей отдельно взятого стартапа. Кому-то хватит $500 тысяч, кому-то нужно в десять раз больше. Поэтому важно оценить и просчитать всё ещё до старта раунда. На сегодняшний день типичная post-money оценка в Сан-Франциско и окрестностях составляет около $20 млн. В Европе оценки редко превышают $10 млн. В сид-раунде обычно продают около 15% доли компании.
Теперь представим, что по примерным подсчётам на сиде стоило бы поднять «2-3 миллиона». Какую сумму будем заявлять?
Минутка на размышления началась…
…и закончилась.
Правильный ответ — 2 миллиона. Потому что лучше перевыполнить план и порадоваться, чем провалиться в депрессию из-за того, что до верхней планки дотянуть не получилось.
Типичные сценарии размывания долей на стадии сид-раунда можно увидеть в таблице.
Часто сид-раунд включает несколько типов инвесторов, каждый из которых привносит свои преимущества. Оптимальный состав — это комбинация капитала и грамотного подхода, в котором деньги приходят с ценными контактами и экспертностью.
А как понять, что состав — оптимальный? Можно воспользоваться советом Дилана Филда, основателя Figma:
Воспринимайте это как начало долгосрочных отношений, а не разовой сделки или задачи на оптимизацию. Найдите людей, с которыми вам приятно проводить время и у которых вы хотите учиться
Дилан Филд, фаундер и CEO FigmaКак максимизировать шансы на успешный сид-раунд?Оптимальной формулы, конечно, не существует. Но есть несколько советов, которые помогут увеличить шансы на успешный фандрейзинг.
Если всё происходит логично и последовательно — всё идёт хорошо.
Касар Юнис, CEO Applied Intuition
Спросите себя: каковы три самых больших вызова для компании в данный момент? Если анонс раунда и проекта поможет решить хотя бы один из них, действуйте. Если нет, это будет только отвлекать.
Джош Миллер, CEO The Browser CompanyЗаключение
Сид-раунд — это важный этап в жизни стартапа, но важно помнить, что это только начало. Будьте готовы к сложностям и новому опыту, пусть и не всегда удачному. Самое важное — сохранять гибкость, учиться на ошибках и не бояться делать следующие шаги.
И помните: фандрейзинг — это не просто про деньги. Это процесс, который помогает построить сеть контактов, получить поддержку и заручиться поддержкой людей, которые верят в вашу идею. Ну а если вы не привлекли деньги за 6 месяцев, возможно, просто пришло время подумать, как прожить на дошираках.
***
Напоминаю, чем могу быть полезен: инвестирую в стартапы ранней стадии в онлайн-образовании, HR-тех, финтех и искусственный интеллект.
Пишу в telegram-канал Money For Startup о привлечении инвестиций в стартапы.
Если ваша цель ― показать стартап инвесторам, выйти на рынок, выстроить маркетинг и продажи, разработать продукт ― приходите в MFS CLUB.