Блог им. imabrain

ГК Самолет: разбор полета, переходящего в пике

    • 08 ноября 2024, 17:39
    • |
    • Mozg
  • Еще
ГК Самолет: разбор полета, переходящего в пике

Впечатляющее падение что акций, что бондов Самолета + всякий разноплановый негатив в инфополе быстро убрали очарование «топ-1 застройщика» и заставили таки посмотреть внимательнее на цифры

Цифры не особо свежие, у нас есть только финотчет за 1п 2024, и отталкиваться придется от него – квартального не будет, а годовой еще очень нескоро

  • Выручка: 170,8 млрд. (+68,5%)
  • EBITDA: 43,1 млрд. (+61,7%) LTM: 88,6 млрд.
  • Прибыль: 4,7 млрд. (-49%)
  • Долг чистый без эскроу: 610,7 млрд.
  • Долг/EBITDA LTM: 6.9х
  • Фин.расходы чистые: 36,5 млрд. (х2.6)
Тут вполне достойный рост на верхних уровнях, но ниже подключаются долги. По ним есть несколько нюансов:

🔹Самолет в своих отчетах корректирует ебитду на штрафы за задержку ввода проектов – но это не разовый фактор, такая задержка имеет место и сейчас (по данным Дом.РФ – порядка 30% / по данным ЕРЗ – 43%, в любом случае – как минимум на уровне, а возможно и сильно выше средней для компании)

Штрафы существенные, в 1п’24 заплатили почти 8 млрд., и это деньги, которые могли пойти на обслуживание долга

🔹Средства на эскроу в нынешней ситуации не слишком показательны, т.к. их нельзя моментально использовать для оптимизации портфеля, и они не приносят фин.дохода

🔹Вместе с тем, ~2/3 заемных денег получены по проектному финансированию, обслуживаются под льготную ставку 0,5-5,8%, что сильно снижает общую нагрузку. Без них модель Самолета нежизнеспособна совсем ни в каком виде, ну это у многих так

🔹Все это я к тому, что часто считают по Самолету долг к ебитде с учетом эскроу, или проценты к ебитде, скорректированной на штрафы, – для понимания ситуации сейчас такое не очень правильно. Для грубой прикидки считаю вполне корректно смотреть на чистые финрасходы

За 1п’24 эти расходы выросли кратно, съели большую часть прибыли и утроили минус по ОДП. Для активно масштабирующегося бизнеса это не так, чтобы совсем нормально, но еще приемлемо

‼️Проблема, что ждать от Самолета сравнимых темпов роста после сворачивания льготной ипотеки – было излишне оптимистично. Недавняя операционка подтвердила: объемы продаж в 3 квартале снизились г/г на 45% в метрах и 37% в деньгах

Динамика опер.результатов хорошо кореллирует с выручкой Самолета. Отсюда можно предположить, что в некоем не самом хорошем, но и далеко не самом плохом сценарии:

  • финрез 2 полугодия г/г тоже ухудшится, до ~100-120 млрд.
  • Расходы по долгу вырастут до ~40 млрд. (как минимум добавятся августовские бонды, плюс возможные рефинансы по банкам)
  • И ебитда в этом случае уже никак не позволит их перекрыть, там хорошо, если 35 млрд. наберется

💰 Это не выглядит моментальным дефолтом/банкротством: на сейчас у компании есть 25 млрд. кэша на счетах и процесс можно растянуть по времени. Но на дистанции еще в год-полтора в нынешних условиях – дорога однозначно туда

✈️ Задача Самолета – дожить до смягчения ДКП и быстро вернуть свое на том отложенном спросе, который формируется сейчас

Вывод из пикирования начинается на определенной высоте, гарантирующей безопасность полёта, и скорости, меньшей, чем предельная скорость пикирования

Что можно сделать для этого – навскидку:

  • самое очевидное и наименее реалистичное: ускорить стройку (допустим, были какие-то разовые задержки в 3 квартале, или еще как, давайте думать, подсказывайте © 😁) и соответственно высвобождение денег с эскроу + нормализовать темпы ввода, чтобы снизить нагрузку по штрафам
  • сократить темпы запуска новых проектов
  • где-то что-то еще дозанять
  • допэмиссию в рынок или привлечь инвестора на докапитализацию (возможно, то что они сейчас и пытаются сделать, если верить «анонимным источникам» Форбса?)

Для облигационеров – все варианты в целом норм, для акционеров большинство неинтересные. Запас по времени пока *вроде как* есть

👉Общий вывод: если твой бизнес это брать денег из тумбочки (льготные кредиты), превращать их в товар, а потом брать еще денег из той же тумбочки (льготная ипотека), чтобы свой товар продать, – то стоит иметь хоть какой-то план на случай, когда хозяин тумбочки закроет ее на ключ. Был ли такой план у Самолета – скоро узнаем (говорят, что был)

Важные чекпоинты:

  • оферта по крупному выпуску RU000A104JQ3 на 20 млрд. уже в начале февраля 2025, и дальше 2 оферты в мае по RU000A0ZZZZ2 и RU000A0JWYJ0 суммарно на 22,5 млрд.
  • обновление кредитных рейтингов – начало января у АКРА и начало февраля у НКР (здесь без всяких вопросов надо снижать, интерес даже не в буковках, а в том, как именно увидят всю ситуацию и тайминги по ней агентства)
  • годовой финотчет (ориентир – апрель-2025)
✅Мой телеграм, где много интересного: https://t.me/mozginvest
(пишу про облигации и акции РФ, ЦФА)

★3
16 комментариев
Облигации уже нащупали дно, похоже
Дюша Метелкин, да их чот совсем несправедливо, у нас и в реальном техдефолте не всё ниже 80% торговалось бывало что)
avatar
Скоро уж год будет как самолёт падает. Но заговорили об этом только сейчас..)
avatar
Михаил Шварц, так то акции падали, с ними понятнее было…
avatar
Mozg, 
✅Мой телеграм, где много интересного: https://t.me/mozginvest
(пишу про облигации и акции РФ, ЦФА)
скоро за это станут брать деньги
Александр Сережкин, кому заносить?)
avatar
Mozg, тебе сообщат
Читаешь и диву даешься. А с чего должен быть дефолт? Почему не должны снова дать деньги? Почему должно прекратится проектное со финансирование? (которое продолжается).
Алекс Москинс, проектное не должно прекратиться, проблема что даже с ним уже на грани вывозят, хватило что льготку обрубили
avatar
Mozg, Любая структура это все пирамиды. Но в этой деньги есть и будут. ТАк как за счет этого двигается экономика а не разворовывается как пример с нац проектами. Которые по ощущения в лучшем случаи на процентов 20 % выполнены. Зато были освоены все 100% денег ( как буд -то все сделано — в реальности нет).
Далее строители ВСЕ не успевают. так как нет работников. Все уходят на сво. А квартиры есть. Программы различные есть. Все правильно цб делает. А то цену скоро увидим и 500 К за квадрат. Опять же. Выровняется спрос — уравновесится экономика. Что бы посмотреть где перекосы. А там и ставка вниз. ( тем европа и америка уже снижают ставки)
Пс
Вот будет смех если ставку поднимут всего на процент. Или вобще оставят. А то так бурно акции растут.
Алекс Москинс, что ЦБ прав — тоже поддерживаю, хоть это и не принято сейчас)) Самолет то пока прям спасать не надо, у него еще есть варианты самому себя спасти — но с другой стороны весь гос.проект не на Самолете держится, а наоборот, Самолет на проекте, т.е. если надо будет спасать то вопрос встанет — а надо ли спасать Самолет? Или кому другому передать, там вон очередь из желающих до горизонта… Но тут уже гадать смысла нет кмк, да и не стоит так вопрос покачт
avatar
Mozg, все верно это это будущие и не завтра… а через год… 2-… а то 3. А что там будет. У страха глаза широки. Но тем самым люди только и прибыль пропустят. Я вот начал подкупать с прошлого месяца.
Пс я так то любитель облигаций. Но время антракта пришло. Украина уже всем наскучала. А дальше сильно впрягаться не охота. Особенно с реальной возможностью получить пару мощных зарядов назад.А не как сейчас все украине.
Меня интересует другой вопрос, кто их посое ipo разгонял, чтобы слить по хаям. Запампили раздали, а сейчас естественно они будут падать. Но от Шорта я неплохо на нём прокатился
avatar
Мой господин, ну так цикличность в рынке. Смотри тот же пик. был позитив. сам и разогнался.
У всех застройщиков когда спрашивали, что они будут делать в случае прикрытия краника с ипотекой, они все отвечали, что прекратят продажи ))
Их спрашивают, как они будут выживать, а они рассказывают, что будут держать цены на недвижимость. Клоуны, пусть все банкротятся.
avatar
Посмотрел цены с учетом скидки и что-то не увидел дешевых квартир. Цена оказалось такой же как у других застройщиков без скидок. Развод как в черную пятницу
avatar

теги блога Mozg

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн