Неутешительные новости принесла статистика по ДТП по итогам самого велосипедно-самокатного сезона. Аварий в стране по их вине по-прежнему тысячи, погибших — сотни, стоимость акций разочаровывает инвесторов по полной программе, так ещё впереди и голодная зима, во время которой только и остаётся надеяться что на скудный денежный ручеёк из-за рубежа. Весь вопрос, смоет ли он все печали и тревоги?
Научный центр безопасности дорожного движения МВД России подготовил информационно-аналитический обзор
Дорожно-транспортная аварийность в РФ за 9 месяцев 2024года. Точку в споре, кто опаснее для россиян — велосипеды или электросамокаты ставит статистика. За 9 месяцев 2024г. зафиксированы почти 4,5 тысячи аварий с велосипедистам, в которых погибло 235 человек, тогда как средства индивидуальной защиты попадали в ДТП около 4 тыс., и летальный исход был зафиксирован лишь в 44 случаях. Проблема в том, что учитывая постоянно растущую кривую травматизма с участием электросамокатов — этот сезон, скорее всего, был последним, когда статистика выступила против педального транспорта.
Итак, что происходило в велосипедном сообществе этим летом (плюс весна и осень, но это чисто в довесок). Кривая ДТП пошла вниз, по сравнению с прошлым годом число аварий с участием велосипедистов сократилось на 4,4%. Уменьшилось на 8,2% и число погибших в этих ДТП — 235 — это минимум за последние пять лет.
И очень важный момент — в эти цифры попали 920 аварий с участием электровелосипедов, которые по своим характеристикам больше подходят для категории средств индивидуальной мобильности. То есть если по уму считать — статистика была бы сильно в пользу великов, а не как сейчас. 25 погибших именно на счету этих бесшумных, но очень шустрых повозок. Почти в половине случаев за рулём сидели работники сервисов доставки. На счету курьеров 5 смертей и 402 ранения. Так что за неостывший бургер к обеду в РФ регулярно платят в лучшем случае кровью.
И даже несмотря на мрачную ноту от электровелосипедов, статистика демонстрирует нисходящий тренд. Тут, правда, большой вопрос — велосипедисты смогли научиться вести себя более корректно на дороге, или они просто устали крутить педали и массово пересели на электросамокаты? Потому что у последних стата прямо-таки неутешительная. За год аварийность среди пользователей средств индивидуальной мобильности скаканула в полтора раза: с 2647 ДТП в прошлом сезоне до 3897 в этом. При этом, если велоаварии обычно печально заканчивается только для самого водителя (ну для автомобильного бампера ещё), то тут страдают и прохожие. В 3987 ДТП травмы получили 4052 человека, 44 погибли, среди них шестеро детей. В 2018г. смертей на счету самокатов не было в принципе, в 202г. — только 4, сейчас — на порядок больше.
Лидер по авариям с СИМ, естественно Москва — 1178, Красноярский край на втором месте — 350. Далее идут Нижегородская область (216), Санкт-Петербург (171, сюрприз-сюрприз, мы жали большего, здесь, вероятно, на руку сыграли карательные меры против кикшеринга), Тюменская область (151) и Краснодарский край (136).
Из всех погибших в ДТП с участием СИМ, 41 являлись лицами, передвигающимися на СИМ, два погибших — сбитые пешеходы. Наезды на пешеходов совершают на тротуаре — это к вопросу, насколько полезно делить с самокатчиками узкую полоску асфальта. В одном происшествии СИМ врезался в велосипедиста при движении обоих по проезжей части (СИМ двигалось по краю полосы встречного направления, велосипед – попутного), в результате погиб велосипедист. В одном ДТП погибший передвигался на моноколесе по дороге с 6 полосами движения, на которой разрешено движение со скоростью до 80 км/ч. Вот вроде всегда мысль мелькает, когда видишь проносящегося человека в шлеме на колесе, что недолго ему осталось. А смертельный случай за сезон всего один за сезон.
В 29 ДТП с погибшими участвующие СИМ являлись личными, в 15 происшествиях – прокатными и принадлежали сервисам краткосрочной аренды, в том числе в двух случаях, когда совершен наезд на пешехода, который впоследствии погиб. Тут уж, как водится, никто из представителей кикшеринга не спешит себя рекламировать, рассказывая, что что имеют к этому хоть какое-то отношение. И смерти -смертями, а бизнес-бизнесом. Если в начале сезона частенько говорили о том, что электросамокаты хорошо бы запретить, сейчас эти голоса поутихли. Выручка Вуша за 9 мес. 2024 составила 12,51 млрд руб. Шансы, что незначительное число погибших склонят законодателей к запрету бизнеса с миллиардными прибылями выглядят не слишком значительными. Хотя пошли в какой-то момент слухи о продаже желтых самокатов. Пришлось представителям компании выступать с опровержением.
— Whoosh — быстрорастущая технологическая компания. Наша доля на рынке в РФ — 50%, а маржинальность по EBITDA за 9м2024 — 52,1%. Периодически у инвесторов возникает интерес к покупке крупного пакета в компании. В настоящее время ни основатели, ни менеджмент компании не ведут переговоры о продаже бизнеса или его части. Основатели Whoosh, как и прежде, владеют 63,1% акций*, а остальные бумаги находятся в свободном обращении. Наш приоритет — дальнейшее развитие: будем наращивать плотность покрытия в городах, открывать новые локации, сохранять высокую рентабельность, улучшать пользовательский опыт, оптимизировать уже существующие процессы, — отметил Whoosh.
ну, на счёт быстрорастущей — это, конечно так, но уже совсем не так бодро как раньше. Темпы роста выручки за 9 мес. = +32%, с 2022 на 2023 росли на 51%. Рынок, последние полгода, конечно, заваливался целиком и полностью, но Вуш и здесь смог отличиться, продемонстрировав рекордные лои — 139руб. Шансов вернуться к весенним максимумам практически нет (тогда акции стоили за 330 руб.), тут уж никакой статистикой по ДТП картину не исправишь.
Наверное, какие-то надежды руководство закладывает на передислокацию самокатов на зимний период в страны Латинской Америки — весной Whoosh рассказывал, как в пилотном режиме работает в трех странах региона — Бразилии, Чили и Перу.
— У нас очень позитивный взгляд на этот пилот с точки зрения его экономики, с точки зрения рынка в целом, потому что нам кажется, что этот рынок — в целом рынок всей Южной Америки — сопоставим с рынком России и может быть очень большим. Хороший adoption (принятие — ИФ) с точки зрения пользователей относительно продукта. Продукт им нравится, и они его используют. Мы видим схожие показатели с точки зрения оборачиваемости самокатов, схожие с Россией, —
рассказывал генеральный директор компании Дмитрий Чуйко.
Как раз наступает сезон посмотреть, насколько был оправдан оптимизм главы Вуша. Ну, а для простых пешеходов зима — прекрасная возможность ходить по тротуарам, не оглядываясь, как бы в них кто быстроедущий не врезался. Хотя курьеры в Москве и Питере на электровеликах, судя по всему, ни на какой перерыв не собираются.
идешь по тротуару, как по полю боя...
если энто норма, то что — то то не то с нашей страной...
а куда скажите смотрит наш Президент?...©
Инфраструктуру создавать нужно. А не выгонять людей под колеса машин.
Если велосепедисты и самокатчики сядут в машины. Сильно удивишься проблемам перемещения.
Так вот по тротуару и пешеходной дорожке движение допускается, при отсутствии велосипедной и велодорожки, а также ОТСУТСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ двигаться по ним, а так же по краю проезжей части. Что описывает практически 90% потенциального маршрута велосипедиста в городах. :))
Варианты реагирования:
— Взять на вооружение подход стран с бОльшим опытом и историей решения этих проблем; создание инфраструктуры для разделения потоков с авто и пешеходами; успокоение трафика авто через снижение не штрафуемого порога и снижение порога скорости на некоторых участках; настройка режимов работы светофоров и т.п? Пффф! Дааанеее! Кому это нужно?!
— Хайповать из каждого утюга про самокатчиков, неся бред даже на уровне трибун ГД; навтыкать везде знаков запрета для передвижения СИМ и вело, запретя им двигаться даже на территориях парков и рекреационных зон; ввести и увеличить штрафы для СИМ и вело на уровне и порой больше ответственности для водителя авто!? Оооодааа! Это мы любим!
Ссылочка на статистику в тексте имеется, хочется покопать глубже — велком
У нас в стране только ДТП с пешеходами и авто, в которых виновниками являются водители в более чем 85% случаев, происходит до 70 тысяч ежегодно. Примерно каждый третий из наездов на пешехода происходит на пешеходном переходе. До 9-10 тысяч пешеходов гибнет, ещё примерно столько же становится инвалидами. Но обсуждать конечно депутатики будут электросамокаты.