Блог им. Sergeyzzz
В этой заметке попробую упорядочить разрозненные мысли по возможному перетоку денег со вкладов в акции и сложностями с этим связанные. Буду рад если кто-то найдёт для себя интересные мысли или сможет их развить.
Итак, в силу большого количества негативных факторов, начавшихся ещё до СВО, в России сейчас имеется клубок из взаимосвязанных проблем, таких как:
— высокие ставки ЦБ;
— высокая инфляция;
— снижение экономической активности (кроме сферы ВПК и около неё);
— необходимостью высоких бюджетных расходов в сфере обороны и соцобеспечения (уже явно как минимум в среднесрочной перспективе);
— затруднение в привлечении большого кредитного плеча/инвестиций в производство и инфраструктуру;
— ухудшение людских ресурсов;
— необходимость больших вложений в поддержание и развитие действующих инфраструктуры и производств;
— торговые и технологические ограничения;
— необходимость качественного развития научного, производственного, людского потенциала;
-и т.д. и т.п.
«Безболезне нная» возможность решения, а скорее отсрочки, данных проблем действующими подходами к системе управления, повышению/перераспределению налогов и сборов, пенсионному и соцобеспечению, регуляцией экономической активности, по большей части через ставку ЦБ, и не менее интересными бюджетными и межбюджетными правилами уже довольно ограничена с моей точки зрения. Под ограничениями подразумевается возможность сохранения действующих подходов организации деятельности государства без необходимости полной перестройки налоговой, политической, социальной сфер.
Остающимся не задействованном в полной мере резервом остаются резко поднявшиеся доходы «отдельных групп населения» и вклады, которые вместо текущего проедания можно предложить перенести в прекрасное будущее путём инвестирования в финансовые рынки, да ещё и заработать что-нибудь на этом (возможно так появился рабочий термин «заморозка вкладов», позднее просочившийся в широкие паникёрские массы). Т.е. по сути инвестиции в себя. Попутно решаем:
— проблемы привлечения длинных денег, которые можно вовсе не возвращать;
— несоответствие предложения товаров и наличия денег у потребителей;
— проблема «навеса» вкладов, в результате одни берут задорого, другие дают задёшево, по итогу все в пролёте;
— переносим соцобязательства дальше на население (формируем «ответственность за своё будущее»);
— поддерживаем на плаву «проблемные» активы, продолжая доить в текущих объемах собирать налоги или не устранять последствия сильного налогообложения;
— напрямую получаем деньги в казну от (до)приватизации;
— разблокируем активы иностранцев у нас (забываем про головняк с «заложниками», заморозка заграницей — это инвестриски в конце концов);
— получаем больше возможности войти/выйти из активов как государству, так и внутренним, и внешним участникам;
— а вдруг реально «в коня корм» получится, так вообще супер.
Получается довольно большое поле возможностей и простор для творчества. И, естественно, со стороны властей нельзя было пройти мимо. Не совсем и не всем там тупиз глупенькие.
Работа в данном направлении началась не вчера. Уже много лет идёт сотрясение воздуха, но, по моему мнению, именно в 24 году началось активные телодвижения. Например, явно в срочном порядке допинывали ИИС-3, не доделав половину регламентов. Лично самому пришлось проходить в этом году пару «добровольных» опросов по ПДС в рамках «просветительских мероприятий», направленных в рамках «поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 21.02.2024». Т.е.к делу была привлечена к делу отнюдь не проходная личность. Кто реально руководил процессами и кто отвечает за них сейчас конкретных данных нет.
Какие инициативы предлагаются и какие инструменты для стимулирования инвестирования введены за последнее время (с горизонтами инвестирования):
Параллельно от первых лиц слышим призывы к компаниям привлекать капитал через фондовый рынок, обещания льгот в процессе размещения. Самая последняя озвученная инициатива, одновременно и самая привлекательная, и довольно жёсткая (в зависимости как повернётся регулирование), прозвучала от Путина — увязать выдачу льготных кредитов компаниям с их выходом на биржу.
А если не хочется сразу на рынок, страшно и неуютно, но льготного кредита очень хочется, тогда что? Поезд РФПИ стоит на запасном пути. Глава фонда Кирилл Дмитриев: «Мы сейчас будем предлагать ряд продуктов, которые позволят бизнесу рефинансировать кредиты, которые были взяты по довольно высоким ставкам, заходя к ним в акционерный капитал, но таким образом снижая ту долговую нагрузку, которая у многих бизнесов отбирает фактически всю прибыль сейчас и фактически отбирает все возможные инвестиции в дальнейший рост»
Вроде бы и желание, и возможности есть, но что-то не хватает… И нет, не волшебного снижения ставки. Бредни о том, что как только ставка вниз пойдёт, то это прям чуть ли не иксы даст по рынку уже изрядно поднадоели и не хочется совсем останавливаться на данном вопросе. Не хватает непосредственно крупных эмитентов для размещения и развития регуляторки в части прав и возможностей миноритарных инвесторов! Но и тут не всё однозначно.
С цифрами по наличию эмитентов обратимся к последним заявлениям на форуме ВТБ «Россия зовёт». Минфин, заместитель министра финансов Иван Чебесков: «Сейчас мы отобрали порядка семи компаний для вывода на рынок. Понятно, что компании должны быть готовы к размещению. И порядка 20 компаний, для которых предлагаем установить KPI вознаграждения менеджмента в привязке к капитализации на рынке» (видимо речь идёт про горизонт до 2030 года). ЦБ ещё оптимистичнее: «Мы, когда обсуждали тему капитализации, проанализировали компании, которые сегодня более-менее заметны в нашей экономике и могут быть интересны для инвесторов. И мы увидели, что потенциально компаний, которые могут выходить на рынок капитала, около 500. Из них около 30 — это компании с госучастием».
Из текущих анонсов в наличии две крупных компании – Дом.РФ и Сибур. Если в случае с первой могу допустить, что государство не особо имеет желание и/или ресурсы по направлению очередных траншей на поддержание деятельности через госпрограммы или проведения докапитализации напрямую, то выход второй создаёт лично у меня больше вопросов. Выход/вход зарубежных инвесторов ли это? Организация золотого парашюта? Обмен доли взамен трансфера технологий или размен на долю в зарубежном активе? Всё одновременно?
Думаю на Дом.РФ и Сибуре пойдёт отработка привлечения капитала и организации перетоков (именно крупняка). Затем перейдут к следующим размещениям, уверен найдут кого вывести. В конце концов, кто мешает снова вывести Квадру на рынок снова? Почти Росатом!!.. «Очищенный» Русгидро можно доразместить. Можно дать ВТБ шанс, преобразовав префы в обычку.
Наконец дошли до самого сложного нюанса – регуляторка и корпоративное управление. Прежде всего мне видятся проблемы с защитой интересов миноритарных инвесторов. Ни один серьёзный инвестор не захочет оказаться понём на радуге Позитива, не будет счастлив мотивационными выплатами за успешный успех на растущем рынке топ-менеджменту ЛСР и Самолёта, немного прифигеет от лаконичной отчётности на нескольких страницах, не говоря от многовариативности креатива в формировании показателей. Ну и вишенка — в любой момент ты можешь стать практически похитителем акций, чем нанесешь государству (и/или будущему владельцу твоей доли) непоправимый урон и останешься ещё должен. Как будут решать эти проблемы совсем не понятно.
Да, можно добавить в список злободневную тему с инсайдерской информацией, но на «объемном» рынке с большими фондами колебания более сглаженные, да и полное искоренение проблемы сродни победы над коррупцией. Если ты крупный минор, то возможностей по получению информации и её корректному анализу у тебя всё равно будет больше, чем даже у богатого Васи с несколькими десятками миллионов рублей на счетах. Но и выйти крупняку на больших объёмах сложнее, может быть сродни разводу. Так что эта проблема не ключевая.
Если вы дочитали всё до этого места, то поздравляю! У вас хорошая выдержка, имеющаяся не более чем у 5 процентов пользователей Смарт Лаба.
Какие мысли по итогу:
Хейтеры, люблю Вас ♥♥♥