Блог им. thefinansist
Весной 2024 года мы решили поехать куда-нибудь, куда не нужна виза. Рассмотрев несколько вариантов, мы выбрали Марокко и не пожалели. Сроки очень сжатые, а впечатлений хочется много и сразу — поэтому мы поставили себе цель посмотреть ВСЁ за 8 дней. Спойлер: у нас получилось, и вот наш полный маршрут — а в конце поста ещё и стоимость.
Есть прямые рейсы, но выгоднее лететь из Москвы с пересадкой через Стамбул, плюс там всегда есть что поделать. Поэтому первая точка маршрута — Стамбул.
Базовая программа в Стамбуле — поесть большой турецкий завтрак в кафешке с видом на Босфор:
И покататься на маршрутном пароме:
Про то, что в Турции когда-то всё стоило копейки уже можно забыть: большой турецкий завтрак по текущему курсу стоит 4000 рублей и при этом 4000 рублей он совершенно не стоит.
Рационализирую это тем, что завтрак стоил 1000 и 3000 доплата за локацию.
После прогулки улетаем в Касабланку — деловой центр Марокко.
После прохождения контроля сразу покупаем симки, потому что интернет нужен сразу для навигатора. Каждая обошлась в 500 дирхам (5200 рублей) на человека.
Принимаем машину. Я брал юркий новенький Volkswagen T-Roc в полной комплектации и с CarPlay:
Машина хорошо подошла и для езды по городу и по трассам и по горам. Нас было двое, поэтому места хватало. С детьми скорее всего было бы тесновато.
Раньше я всегда бронировал авто с кредитной карты, чтобы в случае неожиданных списаний рисковать не своими деньгами, а деньгами банка. После отключения наших кредиток за рубежом забронировать машину стало проблемой.
Во-первых, приходися арендовать машину у частников — я нахожу их через сервис getrentacar.com. Лайфхак — оплачивайте на сайте самую простую дешевую машину без страховки — дальше вам дадут контакты арендодателя и можно договориться на нормальную машину и нормальную страховку без участия сервиса.
Во-вторых, теперь нужно либо оставлять залог наличкой и всю дорогу нервничать, а вернут ли тебе твою драгоценную валюту обратно. Либо арендовать машину с максимальной страховкой. Я выбираю максимальную страховку, поэтому аренда машины вышла на треть всего бюджета поездки.
Обязательно фотографируем машину со всех сторон и записываем все повреждения, чтобы потом не было конфликтов:
Едем до центра Касабланки и заселяемся в отель.
На следующий день начинается программа!
Ни в Касабланке, ни в Марракеше нет ничего такого из-за чего стоило бы там задерживаться надолго. Поэтому совмещаем два города в один день.
Касабланка — обычный деловой портовый город:
Обычные развалины в исторической части:
Главная достопримечательность — мечеть Хасана II. Её стоит увидеть по трём причинам:
Во-первых, мечеть находится на самом берегу Атлантического океана.
Во-вторых, в Марокко своя уникальная архитектура мечетей.
И, в-третьих, марокканские интерьеры. Стиль и умение комбинировать цвета и материалы восхищают:
Каждый час тут проводится экскурсия на английском, можно походить с гидом и послушать.
В районе обеда прыгаем в машину и едем в Марракеш. Сам обед можно взять в McDonald's на трассе — пробовать фаст-фуд в разных странах для меня важная часть любой поездки.
Дорога хорошая — Марокко готовится в 2030 году принимать Чемпионат Мира по футболу вместе с Португалией и Испанией. Поэтому вся инфраструктура в виде заправок, кафешек и магазинов на трассах между основными городами есть.
В Марракеше важно две вещи: во-первых, найти парковку так, чтобы недалеко от отеля.
Во-вторых, найти отель в центре в риаде — это домики с открытым двориком в центре, типа такого:
Интерьер в нашем отеле! Светильники и комод хотелось забрать с собой, жаль не влезли в чемодан:
Делать в Марракеше также особо нечего — рынки, толпы туристов, бомжи, попрошайки. Но интерьеры!
Можно сходить в музей Ив-Сен Лорана, но в день нашего приезда он был закрыт (да, Ив-Сен Лоран родился в Африке).
На ужин нужно найти хороший ресторан местной кухни и с винной картой. Я был удивлён но да, в этой арабской стране делают вино!
Национальное блюдо — пирог с мясом голубя, но я не решился — при желании голубя можно поймать и в Москве. Поэтому мы брали разные тажины. Это блюда, приготовленные в таком сосуде:
Вердикт — на Даниловском рынке как минимум не хуже)))
Везде обязательно пьём марокканский чай с мятой — просто бомба.
После заката ходить по Марракешу (как и везде в Марокко) крайне неприятно, поэтому ложимся спать — завтра длинная дорога.
Просыпаемся пораньше — нам предстоит провести в дороге почти 9 часов!
Мы едем из Марракеша вглубь, где начинается пустыня Сахара, в городок Мерзуга на границе с Алжиром. Там мы проведем две ночи, поэтому можно будет восстановиться после дороги.
При выезде обязательно заправляем полный бак и закупаемся впрок едой, водой и снеками — вторая половина маршрута будет по пустыне.
По дороге вокруг неописуемая красота: горы и марсианские пейзажи. Это те виды, которые не передаёт ни одна камера, поэтому фотографий нет.
Достопримечательности по пути есть и, помимо красивых видов, их две.
Первая — древний город Айт-Бен-Хадду. Там снимали Гладиатора и Игру Престолов:
Вторая — киностудия Atlas. Самая большая съемочная площадка в мире, которая сейчас заброшена. Однако декорации сохранились и по ней водят экскурсии:
Но на студию Атлас мы не попали — пробили колесо при выезде из Марракеша!
И нам просто фантастически повезло найти настоящую шиномонтажку в деревне!
Местные плохо говорят на английском, их родные языки — арабский и французкий. Впрочем, объяснить, что «я пробил колесо и надо сделать заплатку», оказалось просто и на языке жестов.
В Мерзуге мы заранее забронировали глэмпинг в пустыне.
Девять часов по трассе и прокол колеса показалось нам недостаточно жёстким испытанием, поэтому в 10 вечера владелец глэмпинга полчаса везет нас на крузаке с магнитолой по барханам пустыни Сахара:
При заезде нас неожиданно угостили ужином и позвали в зону чилл-аута, где местные берберы (не путать с барберами) играют берберские мелодии у костра.
Главная достопримечательнось здесь — НЕБО! Ты понимаешь, что ни одна камера не передаст, но машинально тянешься к телефону и пытаешься сфотографировать:
Утром завтракаем и наконец-то видим где находимся (ночью в пустыне кромешная тьма). Оказывается в пустыне есть своя эстетика:
Палатки очень комфортные — с кинг-сайз кроватями, туалетом и душем. В глэмпингах на Камчатке туалеты общие а ценник х3!
Май месяц считается тут «прохладным» — всего каких-то там плюс 32 градуса:
Местные придумали кучу способов развлечь туристов за деньги. Ничего бронировать заранее не нужно, обо всём можно договориться прямо с утра.
Наша программа была такая:
Квадрик — оказалось что пустыня его стихия! Я часто катаюсь на квадроцикле по нашим лесам и полям, но в пустыне это целое новое измерение. Ралли по барханам, дрифт на песке. Я ожидал легкой прогулки, в итоге пару раз даже сел в песке. Это стоит попробовать:
Самые жаркие часы пережидаем в одном из отелей с бассейном и дегустируем местное пиво:
Возвращаемся в глэмпинг в составе каравана на верблюдах. Ездить на верблюдах физически тяжело — полноценный воркаут на попу и пресс. Поэтому отрабатываем калораж от пива:
Вечер — катаемся на сноуборде на барханах (надоедает уже на середине первого спуска) и фотосессия в пустыне:
Провожаем один из тех закатов, ради которых живём:
Ужин и спать — завтра снова в дорогу.
Ехать 7 часов:
Я бы с радостью туда не ездил. Но там понимаете ли снимали сериал Клон, а дядя Жади по сюжету жил в Фесе. Поэтому ехали ради такой же фоточки как у Жади:
По пути наблюдаем удивительную трансформацию — в один момент пустыня резко сменяется на зелёные плантации тех самых марокканских мандаринов, апельсинов и яблок!
По дороге периодически попадаются торгаши фруктами и свежевыжатым соком.
Ловим по дороге штраф на 150 дирхам (1500 рублей). Платить штраф тут надо сразу наличкой, поэтому в дорогу берите с запасом.
За что штраф — написано на квитанции. Жаль что она на арабском (наверное за превышение):
Главная достопричемательность любого города Марокко — медина, центральная историческая часть, где ничего не меняется уже несколько тысяч лет. Поэтому находим отель с парковкой поближе к медине и едем туда.
Кто-то находит в мединах Марокко романтику. Но я романтики в этом не разглядел — как говорится, древние развалины они и в Африке древние развалины. Вокруг — суета, толпы народа, лавочники, бомжи, вонь. На фоне всего этого тебя пристально разглядывают местные как будто пытаясь понять, быстро ли ты бегаешь и умеешь ли драться, а рядом чумазые дети гоняют мяч.
Из эмоций это вызывает чувство небезопасности, жалость и желание поскорее оттуда уйти и никогда не возвращаться.
Google карты в мединах не работают — слишком много улиц, и самостоятельно здесь ничего не найти (проверено).
Поэтому секрет успеха — найти местного гида-паренька, который за 10 евро проведёт часовую экскурсию по самым интересным местам, покажет всё что нужно увидеть, поможет найти тот самый балкон Жади, расскажет про секретные места, проведёт на холм над мединой и покажет на горизонте поле где выращивают коноплю для всей Европы («кстати, вам надо?»). А после экскурсии будет агрессивно просить 20 евро вместо 10, потому что он старался.
Ночевать в Фесе нет никакого смысла — лучше погулять пару часов и уехать за 120 км на винодельни в районе города Мекнес.
Но мы про винодельню на момент поездки не знали, поэтому остались в Фесе.
Зато нашли ресторан Duplex Steakhouse — один из лучших стейков которые я ел в жизни, да ещё и ценник х0.5 от московского.
Да, я люблю ездить за рулём:
Шэфшауэн — тот самый знаменитый голубой город, который вы много раз видели в запрещённой соцсети.
Сюда ездят за красивыми фоточками. Здесь нужно обязательно нанимать гида: так вы сэкономите время на поиск самых красивых фототочек и бонусом получите личного фотографа.
Классного гида нам посоветовала пара из США, с которыми мы вместе отдыхали в Мерзуге. А они нашли его через getyourguide.com.
Здесь голубые улицы:
Голубые лестницы:
Голубые арки:
Есть миф о том, что Шэфшауэн красят в голубой цвет по какой-то религиозной причине.
Наш гид утверждал, что это фейк, а покраска города в голубой цвет — это просто флешмоб от местных жителей, чтобы привлекать больше европейских туристов!
Голубая краска — это дешёвая побелка, в которую добавляют самый дешёвый голубой краситель. Периодически она смывается, и жители красят свой фасад в голубой заново по 3-4 раза в год:
После волшебной прогулки переезжаем в Танжер — и вот тут мы задержимся на несколько дней.
Наконец-то, отдых! Уставшие и счастливые, мы в Танжере, на берегу Гибралтарского пролива.
Находим хороший отель, обязательно seaview и чтобы окна выходили на запад:
Видите другой берег? Это Испания!
В Танжере есть 9 вещей, которые обязательно нужно сделать.
1. Отдохнуть с дороги:
2. Пройти всю набережную с востока на запад, наблюдая за паромами которые как маршрутки курсируют между Африкой и Европой:
3. Пофоткаться в медине — здесь в качестве основного цвета выбран белый и это уже выглядит опрятно:
4. Прицениться к яхтам в марине и снова пообещать себе записаться на курсы шкиппера IYT:
5. Увидеть первое в мире посольство США. Марокко — первая в мире страна, которая признала независимость США! Поэтому США им покровительствуют, а Марокко позволяет себе (борзеть) отстаивать свои интересы, регулируя поток мигрантов в Европу, объявляя торговую блокаду Испании и, не стесняясь, покупая российскую нефть:
6. Пообедать в кафе Hafa, которое работает на одном месте с 1921 года и где любили бывать The Rolling Stone и The Beatles:
7. Съездить на пляж! Лучшие пляжи находятся в 20-25 минутах езды от города. От Атлантического океана веет холодный бриз — поэтому за два часа на солнце я незаметно для себя обгорел до состояния well done. Не забываем мазаться солнцезащитным кремом.
8. Пить местное вино и есть европейский сыр на закате!
9. Закупаться сувенирами! Мы покупали марокканскую посуду и вино с местных виноделен. Если хотите впечатлить друзей — привезите им «серое» вино, визитная карточка марокканских виноделов. Вино нужно покупать в больших супермаркетах в торговых центрах — так как Марокко арабская страна, продажа алкоголя тут строго ограничена. Местное вино стоит дёшево — от 300-400 рублей за бутылку.
Единственное, чего хочется после такого отдыха — это отдохнуть. Но сначала ещё 4 часа за рулём:
Едем обратно в Касабланку. По пути проезжаем столицу Марокко Рабат. Проехались вдоль королевского дворца, пообедали в торговом центре, выяснили, что цены в Заре и H&M тут 2-3х от турецких и поехали в аэропорт.
Из примечательного в этот день — пришлось дать взятку местному гаишнику за то, что не включил поворотник перестраиваясь в аэропорту. Сил и желания торговаться уже не было, а переговорная позиция с учётом скорого вылета была слабой — поэтому оставшиеся в кошельке наличные дирхамы в эквиваленте 3000 рублей ушли местному менту в карман.
В общем и целом у нас в копилке: сутки за рулём, фантастические виды, невероятное небо в пустыне, волшебные интерьеры, красивейший голубой город и обалденные закаты — и право начинать разговоры с людьми с фразы «Мы, кстати, проехали 2000 км по Марокко». Поэтому, можно считать, что мы взяли от поездки всё!
Спустя 8 часов перелетов и один турецкий дьюти-фри, уставшие и довольные мы едем на такси домой.
Общая стоимость вышла в районе 500 тысяч рублей — и, мой вердикт, что с учётом билетов и аренды машины это одно из самых привлекательных направлений по соотношению цена/впечатления.
Кстати, это мой дебют в качестве автора на СмартЛабе — ранее посты выкладовали редакторы СЛ, за что им огромный респект!
НЕБАФФЕТТ в тг: t.me/thefinansist
НЕБАФФЕТТ на бусти boosty.to/thefinansist
Шутка про «Касабланка… Маракеш!» уже была?
Олды тут ?