Блог им. superdet
Большая часть бизнесов на фондовом рынке и вне его являются малоэффективными и низкорентабельными, тем не менее они существуют и приносят прибыль не только своему хозяину, но и инвесторам. Каким образом такой бизнес выживает и почему работает, в сегодняшней статье.
Если проанализировать компании торгующиеся на Московской бирже, то можно нарисовать обобщённый портрет эмитента. Как правило, это низкомаржинальный, неэффективный и порой нерентабельный бизнес. Какой-то бизнес выживает в современных экономических условиях, какой-то идёт на дно и объявляет себя несостоятельным. Давайте разберёмся, что надо для того, чтобы бизнес работал и приносил прибыль.
Для начала и как минимум нужен стартовый капитал. Он может быть как собственным, так и заёмным. На эти деньги формируются активы конторы, которые впоследствии и генерируют прибыль. Вроде всё просто. Но если делать из года в год одно и тоже, не прилагая усилий к развитию бизнеса, то рано или поздно всё закончится плачевно. Хотя бы потому, что прибыль показанная во второй год, не будет эквивалентна по покупательской способности прибыли показанной в первый год. Поэтому…
Заработанная прибыль должна расти из года в год и большей частью реинвестироваться в бизнес, что приведёт в итоге к росту активов и, как следствие, к росту выручки и чистой прибыли. Вроде всё просто и понятно, но это в идеале.
Что будет, если что-то пойдёт не так? Например, снизится покупательская способность и упадут продажи эмитента, или контрагенты начнут подводить и не погашать дебиторскую задолженность, или ещё куча разных причин, по которым чистая прибыль начнёт снижаться. Снижение чистой прибыли приведёт к снижению темпов роста активов, или вообще к прекращению их роста. В итоге контору ждёт финансовое падение.
Теперь, когда мы выяснили, какую роль играет рост активов и поняли, что активы должны всё время расти, возникает закономерный вопрос о том, что делать, если чистая прибыль не растёт и пополнять активы нечем? Ответ очевиден. Надо деньги занять, прокрутить их и по возможности, когда-нибудь отдать. Или не отдавать из своих, а взять новый заём, погасить предыдущий, а на остаток увеличить активы.
Так эмитенты и делают, что позволяет им выживать. (Не факт, что процветать, но выживать точно.) Хочу заметить, что эмитент не думает, или не знает, или неохотно думает о том, как увеличить маржинальность продукта, как поднять эффективность бизнеса, как нарастить темпы роста доходов. Он думает о том, где бы занять денег и подешевле для наращивания активов. Мы же знаем, что чем больше активов, тем выше доходы и выше способность бизнеса покрывать хотя бы инфляцию. Согласитесь, это куда проще, чем повышать рентабельность бизнеса.
Поскольку бизнес низкомаржинальный и нерентабельный, а активы надо постоянно наращивать, то с каждым займом, темпы роста доходов эмитента будут отставать от темпов роста долгов. В итоге долги наберут критическую массу, долговая нагрузка станет обременительна и от чистой прибыли ничего не останется. В таких случаях контора начнёт сбрасывать с себя активы (если конечно они кому-нибудь нужны), на вырученные средства начнёт погашать долги и тем самым начнёт копать себе могилу. Дефолт — дело времени. (нужен пример? Обувь России!)
Справедливости ради стоит отметить, что по этой схеме работают не все эмитенты, но их большинство, точнее чуть более 80% и только 5% эмитентов рентабельные и высокоэффективные компании. Остальные компании — середнячки, так, ни рыба ни мясо, но заработать и на них можно.
Будьте бдительны и избирательны, господа инвесторы. Не суйте свои деньги туда, куда кобель свой … (ну вы знаете) не совал.
fapvdo.ru — самый правдивый сайт об эмитентах