Внушительные цифры продемонстрировало тестирование беспилотных автомобилей, которое длилось два года и семь месяцев. За это время роботы выезжали на дороги в Москве, Сочи и Казани почти 100тыс.раз и умудрились попасть всего в 36 дорожно-транспортных происшествия. И самое важное — только в двух авариях виноват сам беспилотник, а пострадавших в ДТП не было.
Ещё в 2022г. началось тестирование высокоавтоматизированных транспортных средств от компаний Яндекс.Испытания, Сбер Автомотив Технологии, Газпромнефть-Снабжение и НПО СтарЛайн, в котором смотрели на работу беспилотных автомобилей с водителем-испытателем (он сидел за рулем или на переднем пассажирском сиденье и следил как едет тачка) и автомобилей, мчащихся без водителя-испытателя, но под контролем удаленного оператора. Экспериментальный правовой режим для такой чудо-техники внедрили в столице Татарстана, Сочи и чуть-чуть перепало Москве.
Будучи в прошлом году
в Казани на конференции Смартлаба, беспилотных автомобилей на дорогах не встречал. А жаль. Для такого эпичного мероприятия очень не хватало робота вместо личного водителя, который бы подвёз Тимофея Мартынова на препати под удивлённый гул толпы. Или машина без шофёра сегодня уже не вызывает особого удивления?
Оказывается участники масштабного тестирования катались только в Иннополисе - городе-спутнике столицы Татарстана. Это первый отечественный населённый пункт для ИТ-специалистов, в нём живут и работают айтишники и учатся будущие программисты. Неудивительно, что значительная часть робомашин прокатывалась именно здесь. До туда конфа в 2024году не дотянулась. На счету Татарии 20 тысяч поездок авто без водителей. Круче только Сириус — сочинский посёлок, который стал первой в стране федеральной территорией. Он включает в себя олимпийский парк и другие объекты на берегу Чёрного моря, построенные к зимней Олимпиаде 2014г. По сравнению со стихийной застройкой Адлера это, конечно, совершенно другой мир. Тут даже полицейских поставили на электросамокаты. Понятно, что в таком антураже беспилотные тачки стали всего лишь вишенкой на торте. В Сириусе на маршрут они выезжали 70тысяч раз.
Ну и скромненько с 2тыс. поездками обосновалась Москва, где роботы катались по Ясенево. В общем итоге за 2 года и 7 месяцев беспилотники в качестве такси накатали по России 92тыс. поездок. Пора подводить итоги, насколько эти штуки безопасны для общества. За 8млн накрученных по спидометру километров высокоавтоматизированные транспортные средства попали в ДТП всего 36 раз. Большая часть поездок, правда, проходила с оператором, в совсем автономном плавании такси проехали лишь 50км. Из 36 аварий статистика такая:
- 26 ДТП произошли, когда беспилотники находились в автоматизированном режиме управления, т.е. водитель вмешивался в процесс только в случае необходимости,
- еще 10 ДТП произошли, когда испытатель управлял автомобилем в ручном режиме,
- 2 ДТП произошли по вине беспилотника, остальные — по вине другого участника,
Для ответственных за эксперимент большим облегчением стало то, что пострадавших в ДТП не было. И что теперь, улицы российских городов наводнят беспилотные авто? Тем более, что технология высокоавтоматизированных транспортных средств показала свою эффективность и министерство экономического развития предлагает двигаться дальше к более высоким уровням автоматизации.
Ну, не всё сразу. Эксперимент продлили до 2028г. Минэкономразвития подготовило проект об изменениях в постановление правительства РФ о проведении эксперимента по беспилотным автомобилям. В документе предлагается расширить количество зон для тестирования таких машин в столице.
В приложении к письму приводится мнение представителя Яндекса, согласно которому:
- эксперимент предлагается продлить в связи с существенным изменением обстоятельств, которые повлияли на достижение показателей эффективности,
- также необходимо изменить условия эксперимента для повышения его эффективности.
Под изменениями обстоятельств Яндекс понимает влияние сразу нескольких факторов, в частности, рост стоимости компонентов и дефицит специалистов, который связан с более долгим циклом обучения и наработки практических навыков. Сейчас Сбер своих айтишников посокращает, вот и свежее мясо, которое можно будет подключить на новое направление. Тем более что МВД уже настаивает и о необходимости начать разрабатывать единый подход законодательного регулирования использования беспилотников.
Но не только в качестве такси будут использовать беспилотные машины. В 2022 г. эксперимент введён также на трассе М-11 Нева для беспилотного грузового автотранспорта на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901. Здесь уже испытывают свои силы КАМАЗ, СтарЛайн, крупнейшие перевозчики (Глобалтрак Лоджистик, Магнит, Х5 Logistics, Газпромнефть-Снабжение), оператор инфраструктуры (Автодор). Так что будущее под угрозой не только у счастливых обладателей профессии таксист, но и у дальнобойщиков. роботы стремятся выдавить их с насиженных кресел.
В целом на российских дорогах,
по прогнозу компании Яков и Партнеры (ранее российское подразделение McKinsey), к 2035 г. более 25% автомобилей будут беспилотными, а к 2042 г. показатель превысит 80%. Объем рынка автономных автомобилей к 2035 г. в России может составить от 25 до 32 млрд долл. США/год. Сама McKinsey прогнозирует, что мировой рынок автономных автомобилей к 2035 г. достигнет 400 млрд долл. США/год, доля автономного транспорта к этому времени составит 18-20%, если его широкое внедрение начнется в 2029 г.
Это что же получается, Россия на деле, а не на словах уделает Илона Маска, который много лет назад призывал покупать Теслу, которая будет по ночам кататься без своего владельца и зарабатывать деньги, пока её хозяин спит? Минэкономразвития этого не говорило. У них же акций на Мосбирже нет, которые надо любыми хайповыми сообщениями разгонять. В любом случае понятно, что это только начало большого и трудного пути, но цифры по аварийности не могут не внушать уважения.
Каждый водитель знает, сколько в дороге мелких ньюансов — колесо спустило, незамерзайка кончилась, груз поехал, украли что-то или пытаются украсть — водитель быстро все исправит, жуликов отгонит. А эту хрень кто будет ремонтировать? Охранять? Вы представьте себе — сельская местность, банда смотрит — едет КАМАЗ, везёт цветмет на 5-10 млн. И никого)))
Лично меня эта херня в Ясенево чуть не подбила и я не верю в отчёт.
Ну а насчёт нововведений в бизнесе — одна торговая сеть в США полностью отказалась от касс самообслуживания (которая нравится нашим детишкам, они чувствуют себя взрослыми продавцами). А почему?
А потому, что убыток от хищений выше дохода. Снова вернули продавцов в магазин. А красиво на бумаге, да забыли про овраги
А весь технический ремонт будут на станциях делать, а не как щас, пока замерзайка не кончится, не поменяют.
Насчет касс самообслуживания — сейчас нет ни одного магазина без таких касс. Разве что совсем крохотные, торгующие пивом и сигаретами.
И с кем будет договариваться дпсник?
Включат аварийку и срулят на обочину.
Приедь в чужой город и попробуй.
Я по карте спокойно в чужом городе буду ездить и понимать, где нахожусь, в старшей школе/университете всю Москву по карманному атласу объезжал.
на самокате, да на автобусе с дядей водителем, конечно можно объезжать, ты попробуй сам за рулем, на скорости на развязках правильно повернуть туда куда надо. Или к примеру по Краснодарскому краю через поселки проехаться.
Кроме подробной карты с высокой точностью, нужен GPS — без этого пока НИ один автопилот не ездит, НИГДЕ не ездит.
Дальше можно не читать. Перевожу на русский: в реальных условиях тестирования не было, и очень не скоро оно будет.
Beach Bunny, а я почему то уверен в обратном, вы просто представьте, этот тягачь окупится за месяц!
Это мобильная камера, которая перемещается по шоссе где обычно превышают, «на карте» ее не отметить, выглядит она как обычная фура.
И даже «закрасить» ее не получится, потому что она едет быстро а если ее принудительно останавливать то она сразу тревогу бить будет, плюс ее повреждение куда дороже повреждения обычной камеры.
Есть страйкбольные ружья которые стреляют шариками с краской, как автомат.
Beach Bunny, пейнтбольные.
Но тут вопрос в другом, если закрасить камеры вы превратите это в штуку которая несется на 90км\ч не управляемо, и даже если она затормозит то шансы того что она может что то переехать или куда то влететь остаются большими, и таким закрашивателям могут попытаться намотать «теракт». Ну и повреждение груза если такое случится, и неустойка от того что груз не доставят вовремя и\или он испортится\будет похищен.
А каково количество случаев ДТП у обычных людей на схожем километраже?
Столько смертей от аварийной езды.