Блог им. JurijShabalov

Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

Внушительные цифры продемонстрировало тестирование беспилотных автомобилей, которое длилось два года и семь месяцев. За это время роботы выезжали на дороги в Москве, Сочи и Казани почти 100тыс.раз и умудрились попасть всего в 36 дорожно-транспортных происшествия. И самое важное — только в двух авариях виноват сам беспилотник, а пострадавших в ДТП не было. 
Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

Ещё в 2022г. началось тестирование высокоавтоматизированных транспортных средств от компаний Яндекс.Испытания, Сбер Автомотив Технологии, Газпромнефть-Снабжение и НПО СтарЛайн, в котором смотрели на работу беспилотных автомобилей с водителем-испытателем (он сидел за рулем или на переднем пассажирском сиденье и следил как едет тачка) и автомобилей, мчащихся без водителя-испытателя, но под контролем удаленного оператора. Экспериментальный правовой режим для такой чудо-техники внедрили в столице Татарстана, Сочи и чуть-чуть перепало Москве. 

Будучи в прошлом году в Казани на конференции Смартлаба, беспилотных автомобилей на дорогах не встречал. А жаль. Для такого эпичного мероприятия очень не хватало робота вместо личного водителя, который бы подвёз Тимофея Мартынова на препати под удивлённый гул толпы. Или машина без шофёра сегодня уже не вызывает особого удивления?

Оказывается участники масштабного тестирования катались только в Иннополисе -  городе-спутнике столицы Татарстана. Это первый отечественный населённый пункт для ИТ-специалистов, в нём живут и работают айтишники и учатся будущие программисты. Неудивительно, что значительная часть робомашин прокатывалась именно здесь. До туда конфа в 2024году не дотянулась. На счету Татарии 20 тысяч поездок авто без водителей. Круче только Сириус — сочинский посёлок, который стал первой в стране федеральной территорией. Он включает в себя олимпийский парк и другие объекты на берегу Чёрного моря, построенные к зимней Олимпиаде 2014г. По сравнению со стихийной застройкой Адлера это, конечно, совершенно другой мир. Тут даже полицейских поставили на электросамокаты. Понятно, что в таком антураже беспилотные тачки стали всего лишь вишенкой на торте. В Сириусе на маршрут они выезжали 70тысяч раз. 
Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

Ну и скромненько с 2тыс. поездками обосновалась Москва, где роботы катались по Ясенево. В общем итоге за 2 года и 7 месяцев беспилотники в качестве такси накатали по России 92тыс. поездок. Пора подводить итоги, насколько эти штуки безопасны для общества. За 8млн накрученных по спидометру километров высокоавтоматизированные транспортные средства попали в ДТП всего 36 раз. Большая часть поездок, правда, проходила с оператором, в совсем автономном плавании такси проехали лишь 50км. Из 36 аварий статистика такая:

  • 26 ДТП произошли, когда беспилотники находились в автоматизированном режиме управления, т.е. водитель вмешивался в процесс только в случае необходимости,
  • еще 10 ДТП произошли, когда испытатель управлял автомобилем в ручном режиме,
  • 2 ДТП произошли по вине беспилотника, остальные — по вине другого участника,
Для ответственных за эксперимент большим облегчением стало то, что пострадавших в ДТП не было. И что теперь, улицы российских городов наводнят беспилотные авто? Тем более, что технология высокоавтоматизированных транспортных средств показала свою эффективность и министерство экономического развития предлагает двигаться дальше к более высоким уровням автоматизации.

Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

Ну, не всё сразу. Эксперимент продлили до 2028г. Минэкономразвития подготовило проект об изменениях в постановление правительства РФ о проведении эксперимента по беспилотным автомобилям. В документе предлагается расширить количество зон для тестирования таких машин в столице.

В приложении к письму приводится мнение представителя Яндекса, согласно которому:
  • эксперимент предлагается продлить в связи с существенным изменением обстоятельств, которые повлияли на достижение показателей эффективности,
  • также необходимо изменить условия эксперимента для повышения его эффективности.
Под изменениями обстоятельств Яндекс понимает влияние сразу нескольких факторов, в частности, рост стоимости компонентов и дефицит специалистов, который связан с более долгим циклом обучения и наработки практических навыков. Сейчас Сбер своих айтишников посокращает, вот и свежее мясо, которое можно будет подключить на новое направление. Тем более что МВД уже настаивает и о необходимости начать разрабатывать единый подход законодательного регулирования использования беспилотников.

Но не только в качестве такси будут использовать беспилотные машины. В 2022 г. эксперимент введён также на трассе М-11 Нева для беспилотного грузового автотранспорта на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901. Здесь уже испытывают свои силы КАМАЗ, СтарЛайн, крупнейшие перевозчики (Глобалтрак Лоджистик, Магнит, Х5 Logistics, Газпромнефть-Снабжение), оператор инфраструктуры (Автодор). Так что будущее под угрозой не только у счастливых обладателей профессии таксист, но и у дальнобойщиков. роботы стремятся выдавить их с насиженных кресел. 
Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

В целом на российских дорогах, по прогнозу компании Яков и Партнеры (ранее российское подразделение McKinsey), к 2035 г. более 25% автомобилей будут беспилотными, а к 2042 г. показатель превысит 80%. Объем рынка автономных автомобилей к 2035 г. в России может составить от 25 до 32 млрд долл. США/год. Сама McKinsey прогнозирует, что мировой рынок автономных автомобилей к 2035 г. достигнет 400 млрд долл. США/год, доля автономного транспорта к этому времени составит 18-20%, если его широкое внедрение начнется в 2029 г.

Это что же получается, Россия на деле, а не на словах уделает Илона Маска, который много лет назад призывал покупать Теслу, которая будет по ночам кататься без своего владельца и зарабатывать деньги, пока её хозяин спит? Минэкономразвития этого не говорило. У них же акций на Мосбирже нет, которые надо любыми хайповыми сообщениями разгонять. В любом случае понятно, что это только начало большого и трудного пути, но цифры по аварийности не могут не внушать уважения.
★2
32 комментария
именно так и есть.  и так должно быть.
avatar
ВВШ, красивый отчёт, но как будет на самом деле, да ещё в России. Точно знаю одно — М-12 под них строится. Заправок минимум. Перекрестков нет. Надежда на то, что хоть дальний восток — Питер будут на них возить грузы. А вот на других дорогах им пока не справиться.
Каждый водитель знает, сколько в дороге мелких ньюансов — колесо спустило, незамерзайка кончилась, груз поехал, украли что-то или пытаются украсть — водитель быстро все исправит, жуликов отгонит. А эту хрень кто будет ремонтировать? Охранять? Вы представьте себе — сельская местность, банда смотрит — едет КАМАЗ, везёт цветмет на 5-10 млн. И никого)))
Лично меня эта херня в Ясенево чуть не подбила и я не верю в отчёт.

Ну а насчёт нововведений в бизнесе — одна торговая сеть в США полностью отказалась от касс самообслуживания (которая нравится нашим детишкам, они чувствуют себя взрослыми продавцами). А почему?
А потому, что убыток от хищений выше дохода. Снова вернули продавцов в магазин. А красиво на бумаге, да забыли про овраги
Александр Минин, все это камерами и датчиками решается. Давай, подберись незаметно к фуре, со всех сторон обвешанной камерами.
А весь технический ремонт будут на станциях делать, а не как щас, пока замерзайка не кончится, не поменяют.
Насчет касс самообслуживания — сейчас нет ни одного магазина без таких касс. Разве что совсем крохотные, торгующие пивом и сигаретами.
avatar
А как же штрафы? Чем федеральный бюджет пополнять будете?
И с кем будет договариваться дпсник?
avatar
Круть едет такая фура со сцепкой по трассе со скоростью 90км/ч — то есть имеет около 50т на скорости 90км/ч и тут Роскомнадзор решает обновить ТСПУ и рубит интернет, или другая организация решает заспуфить GPS в связи с чем нибудь. В результате эти 50т полетят в неизвестном направлении!
avatar
Beach Bunny, Эта штука автономная. Даже если ГПС пропадет, сможет ехать. Они не ориентируются по ГПС.  В любой непонятной ситуации автомобиль просто остановится. 
Иван-дурак, gps не пропадёт, а выдаст другие координаты во время работы РЭБ. И тогда куда свернёт автомобиль?
avatar
Иван-дурак, В сети уже есть видео, где в штатах беспилотное такси ездит по кругу на парковке с опаздывающим на рейс пассажиром, и его даже оператор удалённо остановить не может. И езда по кругу - это сущая мелочь по сравнению с остальными глюками и багами.
avatar
V K, а еще в сети есть видео, как таксист избил пассажира. И даже оператор яндекса не смог помочь.
avatar
Beach Bunny, с каких пирогов «полетят»при отключении интернета?
Включат аварийку и срулят на обочину.
avatar
DNN, там за рулем «стохастический попугай» (под другому его называют ИИ). Возьмет и не включит, а решит что теперь он тут БОСС!
avatar
Beach Bunny, да, именно так, а еще, если отключат интернет, то он сразу начнет мусорить и хулиганить.
avatar
Beach Bunny, по-твоему спутник что ли управляет фурой? Дядь, там ИИ, смотрит в камеру и едет, есть интернет или нет, ему пофиг.
avatar
Mathman, без GPS и карты никуда он не едет, на одной камере он далеко не уедет. Даже человек без навигатора далеко не уедет.
Приедь в чужой город и попробуй.

avatar
Beach Bunny, ну во-первых карта может быть скачана. По-твоему ИИ по скаченной карте не сориентируется? Типа не рассчитает километраж, ключевые точки (мосты, перекрестки) на карте и на местности не считает и не поймет, где находится?
Я по карте спокойно в чужом городе буду ездить и понимать, где нахожусь, в старшей школе/университете всю Москву по карманному атласу объезжал.
avatar
Mathman,
на самокате, да на автобусе с дядей водителем, конечно можно объезжать, ты попробуй сам за рулем, на скорости на развязках правильно повернуть туда куда надо. Или к примеру по Краснодарскому краю через поселки проехаться.
Кроме подробной карты с высокой точностью, нужен GPS — без этого пока НИ один автопилот не ездит, НИГДЕ не ездит.
avatar
Beach Bunny, ой ну дааа, ИИ, который производит миллиард операций в секунду и у которого 10 видеокамер никогда не сможет определить, где находится и еуда ехать. Не сможет по скачанной карте со скачанными панорамами понять, на мосту он или в туннеле. Такое только по силам таджику, который неделю назад приехал в Москву.
avatar
Mathman, ты какой то философ-гуманитарий что ли, раз не знаешь как автопилот сейчас работает
avatar
То что делает тесла и то что например на картинке с Яндексом — две разные вещи. Тесла лидары не использует, о чем многие уже говорили. Это очевидно снижает безопасность, но зато позволяет делать авто дешевле.  То что делает Яндекс, делают еще наверное 1000, а может и больше компаний в мире.  Проблема в том, что люди не решили еще как быть с полностью беспилотными авто, а  встраивать такие системы в частные жоповозки дорого, покупателей не будет. 
Мне понравилась надпись на тягаче «Ведется фиксация нарушений ПДД», т.е. это такая мобильная камера? И обогнать «это» будет оч проблемно, или через сплошную перестроится.
avatar
«Оказывается участники масштабного тестирования катались только в Иннополисе»

Дальше можно не читать. Перевожу на русский: в реальных условиях тестирования не было, и очень не скоро оно будет.

Григо́рий Печо́рин, в Ясенево тестировали на улицах. Меня чуть не подбили.

Beach Bunny, а я почему то уверен в обратном, вы просто представьте, этот тягачь окупится за месяц!
Это мобильная камера, которая перемещается по шоссе где обычно превышают, «на карте» ее не отметить, выглядит она как обычная фура.
И даже «закрасить» ее не получится, потому что она едет быстро а если ее принудительно останавливать то она сразу тревогу бить будет, плюс ее повреждение куда дороже повреждения обычной камеры.

avatar
Пётр, 
И даже «закрасить» ее не получится, потому что она едет быстро

Есть страйкбольные ружья которые стреляют шариками с краской, как автомат.
avatar

Beach Bunny, пейнтбольные.
Но тут вопрос в другом, если закрасить камеры вы превратите это в штуку которая несется на 90км\ч не управляемо, и даже если она затормозит то шансы того что она может что то переехать или куда то влететь остаются большими, и таким закрашивателям могут попытаться намотать «теракт». Ну и повреждение груза если такое случится, и неустойка от того что груз не доставят вовремя и\или он испортится\будет похищен.

avatar
«Пилите Шура, они золотые.»
avatar
Статистику по беспилотникам (ДТП) Вы привели. 
А каково количество случаев ДТП у обычных людей на схожем километраже? 
avatar
На самом деле круто. Люди займутся нормальной работай.
Столько смертей от аварийной езды. 
дадашов фархад, нормальной это какой?
Переключая каналы, созидательной и творческой, а не тупой обслуживающей.
avatar
херня это все. правящий класс пытается внедрить беспилотный транспорт в бесправной стране. кнр и рф близнецы братья. народ -ресурс а не самоцель. и миллиардных штрафов раздавленным всмятку рабам ждать не следует.
Александр Песков, таблетки прими
avatar

теги блога Юрий Шабалов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн