Блог им. JurijShabalov

Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

Внушительные цифры продемонстрировало тестирование беспилотных автомобилей, которое длилось два года и семь месяцев. За это время роботы выезжали на дороги в Москве, Сочи и Казани почти 100тыс.раз и умудрились попасть всего в 36 дорожно-транспортных происшествия. И самое важное — только в двух авариях виноват сам беспилотник, а пострадавших в ДТП не было. 
Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

Ещё в 2022г. началось тестирование высокоавтоматизированных транспортных средств от компаний Яндекс.Испытания, Сбер Автомотив Технологии, Газпромнефть-Снабжение и НПО СтарЛайн, в котором смотрели на работу беспилотных автомобилей с водителем-испытателем (он сидел за рулем или на переднем пассажирском сиденье и следил как едет тачка) и автомобилей, мчащихся без водителя-испытателя, но под контролем удаленного оператора. Экспериментальный правовой режим для такой чудо-техники внедрили в столице Татарстана, Сочи и чуть-чуть перепало Москве. 

Будучи в прошлом году в Казани на конференции Смартлаба, беспилотных автомобилей на дорогах не встречал. А жаль. Для такого эпичного мероприятия очень не хватало робота вместо личного водителя, который бы подвёз Тимофея Мартынова на препати под удивлённый гул толпы. Или машина без шофёра сегодня уже не вызывает особого удивления?

Оказывается участники масштабного тестирования катались только в Иннополисе -  городе-спутнике столицы Татарстана. Это первый отечественный населённый пункт для ИТ-специалистов, в нём живут и работают айтишники и учатся будущие программисты. Неудивительно, что значительная часть робомашин прокатывалась именно здесь. До туда конфа в 2024году не дотянулась. На счету Татарии 20 тысяч поездок авто без водителей. Круче только Сириус — сочинский посёлок, который стал первой в стране федеральной территорией. Он включает в себя олимпийский парк и другие объекты на берегу Чёрного моря, построенные к зимней Олимпиаде 2014г. По сравнению со стихийной застройкой Адлера это, конечно, совершенно другой мир. Тут даже полицейских поставили на электросамокаты. Понятно, что в таком антураже беспилотные тачки стали всего лишь вишенкой на торте. В Сириусе на маршрут они выезжали 70тысяч раз. 
Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

Ну и скромненько с 2тыс. поездками обосновалась Москва, где роботы катались по Ясенево. В общем итоге за 2 года и 7 месяцев беспилотники в качестве такси накатали по России 92тыс. поездок. Пора подводить итоги, насколько эти штуки безопасны для общества. За 8млн накрученных по спидометру километров высокоавтоматизированные транспортные средства попали в ДТП всего 36 раз. Большая часть поездок, правда, проходила с оператором, в совсем автономном плавании такси проехали лишь 50км. Из 36 аварий статистика такая:

  • 26 ДТП произошли, когда беспилотники находились в автоматизированном режиме управления, т.е. водитель вмешивался в процесс только в случае необходимости,
  • еще 10 ДТП произошли, когда испытатель управлял автомобилем в ручном режиме,
  • 2 ДТП произошли по вине беспилотника, остальные — по вине другого участника,
Для ответственных за эксперимент большим облегчением стало то, что пострадавших в ДТП не было. И что теперь, улицы российских городов наводнят беспилотные авто? Тем более, что технология высокоавтоматизированных транспортных средств показала свою эффективность и министерство экономического развития предлагает двигаться дальше к более высоким уровням автоматизации.

Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

Ну, не всё сразу. Эксперимент продлили до 2028г. Минэкономразвития подготовило проект об изменениях в постановление правительства РФ о проведении эксперимента по беспилотным автомобилям. В документе предлагается расширить количество зон для тестирования таких машин в столице.

В приложении к письму приводится мнение представителя Яндекса, согласно которому:
  • эксперимент предлагается продлить в связи с существенным изменением обстоятельств, которые повлияли на достижение показателей эффективности,
  • также необходимо изменить условия эксперимента для повышения его эффективности.
Под изменениями обстоятельств Яндекс понимает влияние сразу нескольких факторов, в частности, рост стоимости компонентов и дефицит специалистов, который связан с более долгим циклом обучения и наработки практических навыков. Сейчас Сбер своих айтишников посокращает, вот и свежее мясо, которое можно будет подключить на новое направление. Тем более что МВД уже настаивает и о необходимости начать разрабатывать единый подход законодательного регулирования использования беспилотников.

Но не только в качестве такси будут использовать беспилотные машины. В 2022 г. эксперимент введён также на трассе М-11 Нева для беспилотного грузового автотранспорта на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901. Здесь уже испытывают свои силы КАМАЗ, СтарЛайн, крупнейшие перевозчики (Глобалтрак Лоджистик, Магнит, Х5 Logistics, Газпромнефть-Снабжение), оператор инфраструктуры (Автодор). Так что будущее под угрозой не только у счастливых обладателей профессии таксист, но и у дальнобойщиков. роботы стремятся выдавить их с насиженных кресел. 
Таксисты и дальнобойщики под угрозой вымирания: эксперимент в беспилотными автомобилями продемонстрировал очень низкую аварийность

В целом на российских дорогах, по прогнозу компании Яков и Партнеры (ранее российское подразделение McKinsey), к 2035 г. более 25% автомобилей будут беспилотными, а к 2042 г. показатель превысит 80%. Объем рынка автономных автомобилей к 2035 г. в России может составить от 25 до 32 млрд долл. США/год. Сама McKinsey прогнозирует, что мировой рынок автономных автомобилей к 2035 г. достигнет 400 млрд долл. США/год, доля автономного транспорта к этому времени составит 18-20%, если его широкое внедрение начнется в 2029 г.

Это что же получается, Россия на деле, а не на словах уделает Илона Маска, который много лет назад призывал покупать Теслу, которая будет по ночам кататься без своего владельца и зарабатывать деньги, пока её хозяин спит? Минэкономразвития этого не говорило. У них же акций на Мосбирже нет, которые надо любыми хайповыми сообщениями разгонять. В любом случае понятно, что это только начало большого и трудного пути, но цифры по аварийности не могут не внушать уважения.
★4
56 комментариев
именно так и есть.  и так должно быть.
avatar
ВВШ, красивый отчёт, но как будет на самом деле, да ещё в России. Точно знаю одно — М-12 под них строится. Заправок минимум. Перекрестков нет. Надежда на то, что хоть дальний восток — Питер будут на них возить грузы. А вот на других дорогах им пока не справиться.
Каждый водитель знает, сколько в дороге мелких ньюансов — колесо спустило, незамерзайка кончилась, груз поехал, украли что-то или пытаются украсть — водитель быстро все исправит, жуликов отгонит. А эту хрень кто будет ремонтировать? Охранять? Вы представьте себе — сельская местность, банда смотрит — едет КАМАЗ, везёт цветмет на 5-10 млн. И никого)))
Лично меня эта херня в Ясенево чуть не подбила и я не верю в отчёт.

Ну а насчёт нововведений в бизнесе — одна торговая сеть в США полностью отказалась от касс самообслуживания (которая нравится нашим детишкам, они чувствуют себя взрослыми продавцами). А почему?
А потому, что убыток от хищений выше дохода. Снова вернули продавцов в магазин. А красиво на бумаге, да забыли про овраги
Александр Минин, все это камерами и датчиками решается. Давай, подберись незаметно к фуре, со всех сторон обвешанной камерами.
А весь технический ремонт будут на станциях делать, а не как щас, пока замерзайка не кончится, не поменяют.
Насчет касс самообслуживания — сейчас нет ни одного магазина без таких касс. Разве что совсем крохотные, торгующие пивом и сигаретами.
avatar

Александр Минин, а отчет из воздуха взят? тестов не было? они все нарисованы ?
твой высер — «да еще и России» говорит о тебе и твоем месте в жизне больше чем ты думаешь
В Москве с реальным сложным трафиком справились, а в других местах не смогут ?
выдумываешь какие-то перекрестки, которые должны стать проблемой
Каждый водитель знает? А ты знаешь сколько недоводителей среди всех кто за рулем сидит? тех кто даже не думает, что он делает, не знают даже основ позволяющих безопасно ездить
Твои спущенные колеса большинство водителей даже не осматривают. Не на диске? можно ехать! В отличии от таких водятлов, датчик является более надежным решением.
Незамерзайка нужна человеку, а не машине на автопилоте.
Дальше просто из пальца. Груз поехал, украли или пытаются украсть что-то… сколько дальнобоев теряют груз при различных обстоятельствах? Но да наверное это другое ?
Эту хрень? Такие обороты говорят, что ты уже застыл умом и не готов принимать новое.
Ремонтировать? А кто ремонтирует простые авто? Или ты из тех, кто считает, что лежать под своим авто это долг водителя ?
Если ты готовишься в рейс через всю страну, то машину нужно готовить, ну а на совсем сложную ситуацию есть техпомощь. И не надо мне заливать, что есть места на трассе где нет ничего не тысячу километров, нет уже таких мест.
Охранять? А ты терминатор? Когда ТЫ везешь цветмет на 10 лямов, то банды видя тебя разворачиваются и бросают дело ?
Об этом не твоя голова должна болеть, ты тут причем ?
Тебя ЧУТЬ не подбила, но не подбила. А на люди каждый день бьют друг друга и они гораздо опаснее.

При чем тут кассы самообслуживания? Ты просто сравнил их с автопилотом, потому, что там не участвуют люди? гениально !

avatar
Smart Bob, ойвэй, если бы все так красиво было, давно уже запустили в работу.
Александр Минин, есть еще что улучшать, но в целом ПО готово, теперь регуляторное законодательство готовится
avatar
А как же штрафы? Чем федеральный бюджет пополнять будете?
И с кем будет договариваться дпсник?
avatar
Круть едет такая фура со сцепкой по трассе со скоростью 90км/ч — то есть имеет около 50т на скорости 90км/ч и тут Роскомнадзор решает обновить ТСПУ и рубит интернет, или другая организация решает заспуфить GPS в связи с чем нибудь. В результате эти 50т полетят в неизвестном направлении!
avatar
Beach Bunny, Эта штука автономная. Даже если ГПС пропадет, сможет ехать. Они не ориентируются по ГПС.  В любой непонятной ситуации автомобиль просто остановится. 
avatar
Иван-дурак, gps не пропадёт, а выдаст другие координаты во время работы РЭБ. И тогда куда свернёт автомобиль?
avatar
Cash, очнись, 2 года в Москве автопилот работает не смотря на помехи
тебе не приходило в голову, что не все так просто как ты думаешь?
avatar
Smart Bob, раз знаешь как это работает без спутниковой навигации — расскажи.
avatar
Cash, я где-то сказал, что знаю? я вижу реальность, что беспилотники ездят по Москве и в текущих условиях, но принципы работы навигации мне не известны.
Точно также я вижу каждый день, как роботы развозят еду и тоже нарушение сигнала для них не помеха.
Напиши письмо в Яндекс с вопросом, мб ответят.
avatar
Smart Bob, ты видел роботов, разводящих еду? Ты из какого года пишешь? Или ты таджиков за роботов принимаешь? ))
avatar
Cash, ога, а ты точно с СПб ?
ну вбей в поиск роботы яндекс доставка и посмотри или рунет тебе заблокировали?
avatar
Smart Bob, ни разу мне роботы ничего не доставляли. Только живые люди.
avatar
Cash, роботы в Москве в основном в центре, где по совпадению как раз таки самые сильные помехи
avatar
Иван-дурак, В сети уже есть видео, где в штатах беспилотное такси ездит по кругу на парковке с опаздывающим на рейс пассажиром, и его даже оператор удалённо остановить не может. И езда по кругу - это сущая мелочь по сравнению с остальными глюками и багами.
avatar
V K, а еще в сети есть видео, как таксист избил пассажира. И даже оператор яндекса не смог помочь.
avatar
V K, 1. зачем приводить ситуации других производителей? с таким же успехом можно сетовать на то, что смотрите какой ненадежный самолет сделали в стране икс? это так опасно, поэтому предлагаю отказаться от производства самолетов !
2. а сколько случаев таких сбоев на общем фоне нормальной эксплуатации?
avatar
Smart Bob, быть может потому, что стадию тестирования там прошли несколько лет назад и там данная технология используется уже не в режиме тестирования, а в режиме коммерческой эксплуатации (как и в Китае)? У нас же пока только зачатки беспилотного вождения, и по технологиям мы сильно отстаём и от штатов, и от Китая.
avatar
V K, вы такие прикольные пупсы. не знаете 90% нюансов, но стонете ВАУх
В США изначально низкие требования к безопасности испытаний и именно поэтому внедрение беспилотных проектов там шло быстрее чем в других странах. США не подписали Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. Конвенция, обязывает водителя находиться внутри машины во время движения и которая блокирует испытания беспи­лотников в обычной жизни во многих странах. Соединённые Штаты не связывали себя такими обязатель­ствами, поэтому смогли быстрее выпустить беспилотники на дороги. Регулирование происходит не на Федеральном уровне, а на уровне штатов, и если в нескольких штатах беспилотным автомобилям уже многое разрешено, то в других это не так.
По сути все беспилотные проекты в США находятся режиме Открытого Бета Тестирования.
У нас же далеко не зачатки, но убеждать я тебя в этом не буду.
Уже более шести лет в Конгрессе США никак не могут принять законодательство для регулирования индустрии беспилотных автомобилей, пишет The Verge. Это связано с разногласиями среди конгрессменов по целому ряду вопросов, начиная от увеличения количества автономных транспортных средств на дорогах страны и заканчивая отсутствием единства по поводу запрета штатам самостоятельно устанавливать свои собственные технические требования для такого вида транспорта.
avatar
Beach Bunny, с каких пирогов «полетят»при отключении интернета?
Включат аварийку и срулят на обочину.
avatar
DNN, там за рулем «стохастический попугай» (под другому его называют ИИ). Возьмет и не включит, а решит что теперь он тут БОСС!
avatar
Beach Bunny, да, именно так, а еще, если отключат интернет, то он сразу начнет мусорить и хулиганить.
avatar
Beach Bunny, ты видимо много фантастики читаешь или у тебя воображение разыгралось — ИИ решит, что он босс… когда в голове трава, то такое возможно
avatar
Beach Bunny, по-твоему спутник что ли управляет фурой? Дядь, там ИИ, смотрит в камеру и едет, есть интернет или нет, ему пофиг.
avatar
Mathman, без GPS и карты никуда он не едет, на одной камере он далеко не уедет. Даже человек без навигатора далеко не уедет.
Приедь в чужой город и попробуй.

avatar
Beach Bunny, ну во-первых карта может быть скачана. По-твоему ИИ по скаченной карте не сориентируется? Типа не рассчитает километраж, ключевые точки (мосты, перекрестки) на карте и на местности не считает и не поймет, где находится?
Я по карте спокойно в чужом городе буду ездить и понимать, где нахожусь, в старшей школе/университете всю Москву по карманному атласу объезжал.
avatar
Mathman,
на самокате, да на автобусе с дядей водителем, конечно можно объезжать, ты попробуй сам за рулем, на скорости на развязках правильно повернуть туда куда надо. Или к примеру по Краснодарскому краю через поселки проехаться.
Кроме подробной карты с высокой точностью, нужен GPS — без этого пока НИ один автопилот не ездит, НИГДЕ не ездит.
avatar
Beach Bunny, ой ну дааа, ИИ, который производит миллиард операций в секунду и у которого 10 видеокамер никогда не сможет определить, где находится и еуда ехать. Не сможет по скачанной карте со скачанными панорамами понять, на мосту он или в туннеле. Такое только по силам таджику, который неделю назад приехал в Москву.
avatar
Mathman, ты какой то философ-гуманитарий что ли, раз не знаешь как автопилот сейчас работает
avatar
Beach Bunny, ты как-будто досконально знаешь, как автопилот работает. И что такого необычного в том, что я сказал?
avatar
То что делает тесла и то что например на картинке с Яндексом — две разные вещи. Тесла лидары не использует, о чем многие уже говорили. Это очевидно снижает безопасность, но зато позволяет делать авто дешевле.  То что делает Яндекс, делают еще наверное 1000, а может и больше компаний в мире.  Проблема в том, что люди не решили еще как быть с полностью беспилотными авто, а  встраивать такие системы в частные жоповозки дорого, покупателей не будет. 
avatar
Мне понравилась надпись на тягаче «Ведется фиксация нарушений ПДД», т.е. это такая мобильная камера? И обогнать «это» будет оч проблемно, или через сплошную перестроится.
avatar
«Оказывается участники масштабного тестирования катались только в Иннополисе»

Дальше можно не читать. Перевожу на русский: в реальных условиях тестирования не было, и очень не скоро оно будет.

Григо́рий Печо́рин, в Ясенево тестировали на улицах. Меня чуть не подбили.

Beach Bunny, а я почему то уверен в обратном, вы просто представьте, этот тягачь окупится за месяц!
Это мобильная камера, которая перемещается по шоссе где обычно превышают, «на карте» ее не отметить, выглядит она как обычная фура.
И даже «закрасить» ее не получится, потому что она едет быстро а если ее принудительно останавливать то она сразу тревогу бить будет, плюс ее повреждение куда дороже повреждения обычной камеры.

avatar
Пётр, 
И даже «закрасить» ее не получится, потому что она едет быстро

Есть страйкбольные ружья которые стреляют шариками с краской, как автомат.
avatar

Beach Bunny, пейнтбольные.
Но тут вопрос в другом, если закрасить камеры вы превратите это в штуку которая несется на 90км\ч не управляемо, и даже если она затормозит то шансы того что она может что то переехать или куда то влететь остаются большими, и таким закрашивателям могут попытаться намотать «теракт». Ну и повреждение груза если такое случится, и неустойка от того что груз не доставят вовремя и\или он испортится\будет похищен.

avatar
Beach Bunny, ты и Петр два д---ла это сила. Вы сидите и ноете, что всё не так и не будет работать, при этом обсуждаете то, что тачки с автопилотом будут мешать нарушать. Именно поэтому автопилот нужен, чтобы таких как вы не было за рулем.
Стрелок ворошиловский, как в одной песне поется — за все свои заскоки, ты отмотаешь сроки.
avatar
Smart Bob, два дебила — это сила.
Присоединяйтесь будете третьим !
p.s.
Три дебила — это бой!
avatar
«Пилите Шура, они золотые.»
avatar
Статистику по беспилотникам (ДТП) Вы привели. 
А каково количество случаев ДТП у обычных людей на схожем километраже? 
avatar
На самом деле круто. Люди займутся нормальной работай.
Столько смертей от аварийной езды. 
avatar
дадашов фархад, нормальной это какой?
Переключая каналы, созидательной и творческой, а не тупой обслуживающей.
avatar
Mathman, т.е. 80% рабочего населения — таксисты, дальнобои, уборщики, курьеры, сборщики… все разом станут созидателями? Ну ок, допустим смогут 20% переквалифицироваться, остальные как будут выживать?
Переключая каналы, как конезаводчики и конюхи в прошлом веке.
avatar
Mathman, так конюхи никуда не делись, они и сейчас существуют.
Переключая каналы, ага, таксисты тоже никуда не денутся, будут, там президентов, депутатов возить.
avatar
Mathman, ну так чего тогда за созидателей пишите.
Переключая каналы, сложно с такой сообразительностью жить?
avatar
Александр Песков, таблетки прими
avatar
Mathman, забей на тараса
avatar

теги блога Юрий Шабалов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн