Рецензии на книги
Сегодня хочу рассказать об одном из наиболее значимых для меня авторов. Я не преувеличу, если скажу, что моя жизнь четко разделилась на до и после прочитанного первого для меня романа Германа Гессе. Это был «Степной волк»…. Но сегодня не о нем и даже не об «Игре в бисер». Сегодня я хочу рассказать о роман «Нарцисс и Златоуст».
И начать я хотел бы с цитаты:
«Мы, люди духа, — говорит Нарцисс Златоусту, — хотя часто как будто и руководим, и управляем вами, не живем в полноте, мы живем сухо… Ваша родина — земля, наша — идея. Ваша опасность — потонуть в чувственном мире, наша — задохнуться в безвоздушном пространстве. Ты — художник, я — мыслитель. Ты спишь на груди матери, я бодрствую в пустыне. Мне светит солнце, тебе — луна и звезды...»
Гессе через 2 главных героев пытался раскрыть для нас через антураж и эстетику христианства и средневековой Германии (и то и другое он знал в совершенстве) глубину философии востока. Вечную борьбу противоположностей, которые не могут существовать друг без друга: Духовное и Материальное, Отцовское и Материнское, Логос и Эрос. Гессе мастерски показывает, что гармония может быть найдена не в выборе между разумом и чувствами, а в их единстве.
Действие разворачивается в средневековой Германии, где два главных героя, Нарцисс — монах и Златоуст — художник, идут разными путями, но их судьбы переплетаются, создавая многогранную картину человеческого бытия. Недавно я снова перечитал эту книгу и в очередной раз увидел ее по-новому. В этот раз книга стала для меня проводником в мир любви во всем ее разнообразии. Платоническая и плотская, преданная и ветренная, к людям и к высшим силам, но Любовь. Очень интересно наблюдать, как автор не дает оценок, не подталкивает читателя к одной из них, не вешает ярлыков. Он просто дарит этот мир образов нам, показывая, что все остальное лишь декорации.
Можно выделить несколько ключевых аспектов книги:
Философская глубина. Гессе поднимает вечные вопросы о смысле жизни, природе искусства, противостоянии и единстве духа и плоти, а также о поиске гармонии между ними. Через призму отношений Нарцисса и Златоуста автор показывает мнимость противоречия между ними, их единство.
Художественный стиль. Гессе пишет с удивительной поэтичностью, его проза насыщена символами, образами и метафорами.
Тема искусства. Через Златоуста Гессе раскрывает природу творчества, показывая, как искусство может быть способом познания мира и выражения внутренних переживаний.
Можно просто наслаждаться великолепным, богатым и образным языком автора. Можно искать отсылки к Юнгу, и тайные смыслы, коих там с запасом. Можно насыщаться эстетикой и образами. Главное читать эту книгу – долго, вдумчиво, с любовью.
Как бы найти гармонию между российскими либералами и государственниками?
Вместо хейтинга — диалог, поиск гармонии, совместное развитие окружающего мира...
Вот такие книги надо в школах разбирать (на лит-ре)!
А не «Преступление и Наказание»...:(
А когда тебе уже почти столько же как Гарри.
Перечитывать уже не хочется.
Хочется встретить Гермину.